[День 0] – Три страны, три дня, три времени года

3 страны (Испания, Андорра, Франция), 3 времени года (лето, весна, зима), 3 дня (не считая дороги).
Страны были в таком порядке: Испания, Андорра, Франция, Андорра, Франция, Испания. А времена года примерно в таком: лето, весна, лето, зима, весна, лето.

С авиарейсами просто беда, вокруг Пиренеев аэропортов не мало, но на школьные каникулы никаких бюджетных вариантов нет, всё дорого и/или не удобно: Барселона, Perpignan (не рискну написать его транскрипцию, чтобы не навлечь на себя гнев французов), Лурд, Тулуза… В принципе, подобрать что-то можно, но проблема еще в том, что машину почему-то нельзя вернуть в другой стране, т.е. если берешь во Франции, то и вернуть надо во Франции. А это значительно сужает количество вариантов (а учитывая, что Пиренеи как раз-таки и отделяют Францию от Испании, прямо просится взять машину где-нибудь во Франции, пересечь Пиренеи и вернуть ее уже в Испании. Ан нет, приходится пересекать Пиренеи дважды). Я уже почти отчаялась найти что-то достойное, и вдруг на меня нашло озарение – Сарагосса, конечно же, старая добрая Сарагосса!

Планируя поездку, главное было не закрыть страницу раньше, чем поймешь, что это не реклама – у Андорры домен .ad однако :).

Путешествовали мы уже не мало, но это наверное первый раз, когда я настолько искусала свои локти во время планирования – приходилось отметать столько достойных достопримечательностей, просто из-за нехватки времени: старые крепости, горы, каньоны, средневековые городки, парки аттракционов, пещеры, древние церкви. Пиренеи не отпускают – каждый раз, как бы ты ни планировал туда поездку, приходится возвращаться снова и снова, чтобы досмотреть, доходить, доездить то, что не успел раньше.

Правда, в Пиренеях надо быть осторожным с планированием. То, что какое-то место тоже расположено тоже в Пиренеях и даже то, что до него 140км по прямой, ничего не значит. Это может вылиться (и скорее всего-таки выльется!) в 4-5 часов горной дороги по нескончаемым серпантинам, часть из которых может оказаться закрытыми из-за оползней, лавин, ремонтных работ и прочего. О, дороги в Пиренеях – долгие и беспощадные, но потрясающе красивые и манящие.

В Пиренеях мы уже были два раза – один раз двигаясь со средиземноморского побережья Испании к Атлантике (посетив замерзшее озеро Sant Maurici, Ордесское ущелье и монастырь Сан Хуан де ла Пенья), второй раз – чтобы “активировать” шенгенскую визу сделали радиальный трехдневный маршрут из французской Тулузы через Лурд на испанскую сторону, в Ордесское ущелье.
Сейчас основная наша цель Андорра (хотелось немного “примерить” эту страну на себя), и к ней сразу же добавился Лурд – я просто не могла побывать в Пиренеях и не заехать в это удивительное место, теперь уже вместе с детьми.

После Азор мы стали поклонниками природных горячих источников, поэтому были приятно удивлены, как же их много в Пиренеях. Но, к сожалению, очень мало из них “диких” – в основном вокруг источников организованы всякие санатории, спа и прочее, и почти все они предлагают лечение только длительными курсами, и как правило не допускают детей до 5-ти лет (а некоторые и до 12-ти, а там, где пускают, требуют справку о вакцинации детей! – даже не представляю, где бы такое было возможно в Англии). Но всё-таки нашлось пару доступных источников, их и включили в программу нашей поездки.

План-ураган на предстоящие дни таков:

День 0 – Перелет из Лондона и переезд из Сарагоссы в Андорру.

День 1 – поездка в соседнюю Францию на горячие природные источники, плюс посмотреть что-нибудь интересное с той стороны Пиренеев.

День 2 – Погулять по горам и городам самой Андорры.

День 3 – Переезд в Лурд через Францию.

День 4 – Переезд через Пиренеи обратно в Сарагоссу и отлёт восвояси.

Вообще, изначально план выглядел так же, но в зеркальном отображении – мы должны были из Сарагоссы сначала ехать в Лурд и только потом в Андорру, и я даже забронировала отель на соответствующие даты в Лурде. Но два обстоятельства заставили нас изменить планы: во-первых, я посмотрела на гугле на ту дорогу через Пиренеи до Лурда, по которой возможно нам придётся ехать ночью (особенно, если наш рейс из Лондона задержат), и ехать по ней ночью нам сразу расхотелось. И, кроме того, я нашла чудесный отель в Андорре, ну просто мечта – на горном озере среди соснового леса, но он был свободен только на первые 3 дня нашего отпуска. Бронировка в Лурде у нас была “неотменяемая”, но я всё же достала службу поддержки букинг’а своими письмами (и сам отель, с которым они вели переговоры), и бронировку эту мне отменили, причём совершенно бесплатно.

День 0

Уже забытая мудрость: когда прилетаешь из Лондона в какой-нибудь маленький аэропорт Европы, надо бегом бежать занимать очередь в пункт аренды машины, потому что как минимум половина нашего самолёта обычно направляется именно туда. В это раз мы забыли про эту мудрость, и добрый час ждали в очереди в единственное открытое окошко Thrifty/Hertz, все остальные (вроде Europcar) были хронически закрыты, как на том пути, так и на обратном (но машины в тех компаниях аренды всё-таки сдают, и как-то их люди даже берут – сама видела). Но нет худа без добра, пока дошла наша очередь, все маленькие машины разобрали, и нам достался бесплатный апгрейд – довольно большой Хюндай. Пока не знаем, радоваться этому обстоятельству или нет, мы едем в горы, а там кто знает, какие дороги… Вернее, мы уже знаем, какие дороги бывают в Пиренеях, поэтому и переживаем :). Но зато заталкивать чемоданы, как на Азорах, нам не пришлось – всё поместилось туда спокойно и места в салоне было много (учитывая, сколько часов нам предстоит провести в этой машине с детьми, это немаловажный факт). Да и двигатель был помощнее, чем на Азорах.

Сегодня ничего интересного не будет, наша цель – покрыть 300км до Андорры. GPS обещал, что мы будем ехать 4 часа, но мы ему не поверили, и доехали за 3 с половиной.

Каталония, выжженная бесплодная земля (все последующие фотоснимки сделаны из окна машины на скорости 120км/час, половина из них в сумерках, поэтому за качество звыняйте)…

Здравствуй, Гринвичский меридиан, и ты здесь:

Вдоль дороги какие-то старые полуразрушенные деревеньки, но как они удивительно гармонично сливаются с природным ландшафтом – обожаю за это Испанию:

Много старых монастырей:

Когда-то в этих местах велись военные действия: сначала воевали с маврами, потом с французами, поэтому крепостей осталось не мало:

А мы едем из лета в дождь…

На горизонте появляются величественные горы:

Дорога, уходящая в горы… и какое счастье, что нам именно по ней – туда, вглубь Пиренеев:

По пути попадаются деревеньки – средневековые и современные, проезжаем не останавливаясь:

Если бы у нас не был забронирован отель в Андорре, наверное, здесь бы и остановились на ночь – вдоль дороги отели то и дело заманивают своей рекламой, да и мы все уже уставшие…

Но мы едем дальше, Пиренеи ждут нас

Часа через два пустыня сменяется горами и ущельями

На многих горных озерах в Пиренеях плотины внушительных размеров – вся вода с неба, которая должна была бы вылиться на пустынные равнины Испании, выливается здесь:

А дальше слов нет, одни эмоции:

Темнеет в горах стремительно, поэтому после этой фотографии фотоаппарат пришлось убрать в сумку (iso, конечно, творит чудеса, но до определенного предела, а на скорости под 100км/час длинные выдержки не поставишь):

Знакомый пропускной пункт – граница Испании и Андорры, здесь мы были ровно 8 лет назад.

Граница здесь, конечно, не такая серьёзная, как, например, британская, но и не такая иллюзорная, как между другими странами шенгена (Андорра, кстати, не выходит в шенген) – здесь граница всё-таки есть, пограничники в наличии, но они в основном проверяют, не вывозят ли ненадлежащие количества алкоголя и табака из Андорры, потому что в Андорре торговля беспошлинная. В принципе, могут и документы проверить, если лицо не понравится. Нас ни разу не останавливали и не спрашивали, хотя мы пересекали границу Андорры в общей сложности 4 раза.

Как по мановению волшебной палочки, после пересечении границы с Андоррой всё резко изменилось – вместо полуразрушенных домиков вдоль дороги стоят современные хорошие здания. Улицы ухоженные и чистые (даже видели, как их мыли специальной машиной!). Фотографии Андорры я еще покажу, а сегодня ночь и дождь, и все наши взгляды направлены уже не на окружающие красоты, а на GPS с немым вопросом “ну когда же мы уже будем на месте” .

Вокруг горы, мы едем по ущелью. Где-то высоко огоньки на склоне, я ещё так пошутила, что а вдруг нам сейчас туда? 10 вечера, темнота, проливной дождь, уставшие сонные дети, и вдруг нам сейчас ехать в гору? 🙂
Эй-эй-эй, GPS, ты куда нам посылаешь, он и правда ведёт нас в гору, по серпантину наверх! Я как-то не мыслила категориями высот, когда разглядывала карту Андорры до поездки и когда выбирала отель – просто уже так привыкла, что Англия вся плоская, вдоль и поперёк.
Но, к счастью, ехать нам было не долго – всего минут 10 по серпантину, зато мы были вознаграждены просто волшебным местом жительства на предстоящие дни. Уединенный отель в сосновом лесу рядом с горным озером – просто мечта (тем более, что жили мы в двухэтажном отеле совсем одни, и по вечерам было тихо-тихо, только пение птиц и иногда стук дождя по крыше). А для Андорры это мечта в квадрате, потому что земли, пригодной для строительства, здесь крайне мало, а желающих строить много, поэтому большинство отелей представляют собой угрюмые домики, приткнувшиеся прямо вдоль оживленной трассы (часто вообще без обслуживающего персонала – за ключами надо идти куда-то в другое место).

Короткими перебежками переносим вещи из машины в отель – на улице самый настоящий ливень. Да, тут “spotty showers” в прогнозе погоды имеют совсем другой смысл, чем в Лондоне: если в Лондоне это мелкий назойливый дождь, то в Пиренеях это водопад с неба. Администратор в отеле как будто извиняется, что вообще-то дождей не было, они начались только с нашим приездом – да верим мы, верим, мы уже давно поняли, что все свои дожди мы возим из Англии с собой (вспомнить только Черногорию, например, или Баварию, или прошлогодний Крым – там лило не переставая полтора месяца подряд, потом видимо у природы просто вода закончилась 🙂 )

Все эти дни мы жили на высоте 1600м, то есть выше самой высокой точки горного Крыма. А какой тут воздух… А горы за окном… А тишина… Завтра всё покажу, сегодня – спать 🙂