Норвегия, июнь-2022 [День 8, завершающий]

Сегодня последний день пути, мы возвращаемся в аэропорт. Но это ведь не повод не придумать себе еще немного приключений – так решила четверть нашей семьи (то есть я 🙂 ), и мы поехали куда-то в дебри по просёлочной дороге, чтобы “подняться на несложный холмик Litlefjellet и посмотреть Стену Троллей с другой стороны” – всё, как мы любим. Даже к 8-му дню пребывания в Норвегии мы всё еще не усвоили опыт, что “подняться на холмик на машине” в Норвегии в начале июня – идея так себе…

Впрочем, на этой дороге не было лавин или оползней, она не была закрыта суровым дорожным знаком, не была заблокирована строительной техникой, она просто… в какой-то момент закончилась сугробом :).

Мы, конечно, сразу не сдались, нет.

Мы сдались только через 10 минут ходьбы по глубокому снегу, когда наши ноги промокли насквозь 🙂

Стену Троллей мы, конечно, сегодня не увидим с другой стороны, но зато мы увидели какое-то безымянное озеро. Где бы мы еще кидали ледышки в замерзшую воду в начале июня!

Я даже не знаю, как назвать фото ниже. Я назову его для себя – я не хочу жить в стране, где можно кататься на лыжах 4-го июня.

А потом мы снова встали на путь истинный, и на грунтовки уже не сворачивали… почти.

А вот и та самая Стена Троллей – так называются отвесные скалы, которые прячутся сейчас в облаках. Мы-таки их увидели, хотя бы просто с дороги (а то я читала душещипательные рассказы путешественников, которые трижды возвращаясь в Норвегию, эту Стену так и не увидели из-за плотного слоя облаков).

Дальше ничего интересного не было, кроме обычных норвежских открыточных видов, к которым за неделю пути успеваешь привыкнуть.

Дочу в этот раз укачало в дороге в правильном месте – указатели привели нас на некий водопад рядом с дорогой, который мы смотреть в принципе не планировали. Я только сейчас по картам определила его название – Slettafossen

Как и везде в Норвегии, водопады – это мощь и сила. Фотографии не передают даже десятой части этого, и даже видео не передаёт…

Их надо знать в лицо – норвежские тролли:

Верный признак того, что горы остаются позади и мы въезжаем в равнинную часть страны – дорожные знаки снова нам обещают лосей, как и неделю назад, когда мы только выезжали из Осло.

Норвежский поезд – наверное не плохой вариант доехать из Осло в Олесунд по железной дороге, чтобы не гнать те же 7 часов на машине…

Посмотреть на гидротехнические сооружения Sagelva Hydropower Center не получилось – не сезон.

На середине пути сделали небольшое ответвление, чтобы заехать к ущелью Ridderspranget (“Прыжок рыцаря”). Скорее не ради природных красот, а просто для того, чтобы отдохнуть от дороги и доесть-таки консервы, которые мы возим с собой эту неделю.

У нас нету времени заезжать посмотреть на мускусных быков, пасущихся в диком виде в национальном парке Dovrefjell, но зато нам встретились настоящие… шотландские коровы!

Так близко мы с ними даже в Шотландии не общались 🙂

Проезжаем Лиллехаммер – тот самый город, где проводились зимние олимпийские игры, причём в тот самый год, когда я заканчивала школу (именно поэтому я их очень хорошо запомнила). Думала ли я тогда, что побываю когда-нибудь в этих краях! Тут неподалёку, кстати, есть горнолыжный курорт, дорога к которому открыта только летом.

Пейзажи становятся все более равнинными, но всё же до скучных им еще очень далеко (скучными они станут только после перелёта в лондонский аэоропорт Станстэд 🙂 ).

Интересные инженерные конструкции – это просто стилизованный мост.

По старой доброй традиции, в города-столицы мы в своих путешествиях заезжаем только тогда, когда просто невозможно туда не заехать – либо в силу логистических причин, либо по зову сердца. Осло нас ничем заманить к себе не мог, поэтому мы с чистой совестью пропустили этот славный город, использовав его только для прилёта-отлёта.

Верный признак удавшегося отпуска – когда наша машина выглядит примерно так в последний день пути 🙂

Мы выглядели примерно так же, как наша машина, поэтому немного смущались, ступая по мягкому ковру сколько-то-звёздочного отеля при аэропорте. Вообще, как и всегда бывает, после недели на природе, первое время в цивилизации чувствуешь себя немного неуклюже и не к месту. Зато сегодня нас ждет первый (и последний) ужин в норвежском ресторане, а завтра рано утром – домой, восвояси…

Итого: мы проехали чуть больше 2000км, хотя по ощущениям кажется,что мы практически жили в машине эту неделю. В этом, наверное, главная сложность автомобильных перемещений по Норвегии – поскольку средняя скорость 30-50 км/час (для Англии это вообще смешно – 30 км/час там бывает только на коротком промежутке улицы рядом со школой, а 50 км/час – скорость в жилых районах города). В Норвегии же 50 км/час встречается сплошь и рядом на трассах. Конечно же, следствием этого стало просто драконовское время, которые мы тратили каждый день на дорогу – не трудно посчитать, что при средней скорости 50км/час, получается около 40 часов за неделю. Или 5 часов в день, в машине.  В общем, при планировании поездки по Норвегии смотреть на расстояния не имеет смысла – смотреть надо только на время в пути.

Для себя замечу на будущее – в районе Осло ничего интересного нет, все самое интересное находится там, где фьорды – то есть у побережья. Поэтому, если есть возможность сразу прилететь (или приехать на поезде, или вдруг приплыть на пароме), например, в Bergen или Stavanger – это лучше всего. Alesund тоже неплохая стартовая точка маршрута. В противном случае, придется потратить один день, чтобы доехать от Осло до достопримечательностей, и соответственно один день, чтобы вернуться обратно в Осло.

Температура за эту неделю варьировалась от +8 в долинах (на леднике и перевалах конечно вообще ближе к нулю) до +21 в Осло. Так что не такая уж суровая страна Норвегия (вернее, суровая она не вся и не всегда 🙂 ).

Рейтинг впечатлений

Самое необычное: Дорожные развязки (и даже серпантины!) прямо внутри скалы, в туннеле

Самое живописное: водопады, летящие в воду фьорда Гейрангер

Новая активность: поход по леднику (для нас не совсем новая) и управление моторной лодкой.

Самый понравившийся маршрут: долина водопадов Husedalen

Самая вкусная еда: лосось на гриле

Самое умиротворяющее: лежать на травке под шум третьего водопада долины Husedalen и отдыхать на кемпинге с видом на фьорд Viki

Самое медитативное: импровизировать на флейте в дуэте с прибоем

И анти-рейтинг:

Самая неприятная активность: подъем на гору Nesaksla, который оказался просто техническим беспрерывным набором высоты с полным отсутствием видов (и неосторожно разбитым лбом у Сережи).

Самое щекочащее нервы: когда в нескольких метрах перед нашей машиной на дорогу сошла небольшая лавина по дороге в Гейрангер.

Самое нудное: обратная дорога из Andalsnes в Осло

Самое надоедливое: наша машина-гибрид, которая жила своей жизнью и ещё пыталась учить жизни нас, периодически выдавая умные сообщения на панеле :).

Что не сделали:

Вообще, конечно, НЕ сделали мы гораздо больше, чем сделали :). В Норвегии, наверное, можно провести год и при этом не успеть увидеть все достопримечательности. Из того, что хотелось, но в принципе и не планировалось из-за недостатка времени – долины Амотан и Innerdalen, которые некоторые люди называют самыми красивыми в Норвегии.

Ну и несколько мест, которые доступны только в августе – покататься на лодке среди мини-айсбергов, пройти пешеходный маршрут по хребту Besseggen. В общем, будет повод вернуться в нашу северную соседку :).