Норвегия, июнь-2022 [День 5]

Мы просыпаемся в той же волшебной долине Oldedalen, у ледникового озера. И сразу принимаемся за дело – времени у нас как обычно в обрез, и надо вместить всего и побольше в световой день (кхм, нет, в Норвегии “световой день” понятие очень творческое, ну хорошо – в то время, которое у нас есть до 8-ми вечера).

Полтора часа отдано медитации на воде, с веслами в руках…

Вид на наш кемпинг (который, впрочем, не сильно отличается от вечернего/ночного):

Правда, у нас с дочей это было сложно назвать медитацией, скорее это был курс выживания :). Мы снова совершили эту ошибку – взяли с ней двойной каяк. Я уже второй раз попадаю на эту уловку (первый раз – с сыном в Сноудонии), и оба раза это не заканчивается ничем хорошим, кроме как непереводимой игрой слов в моей голове… В общем, отмечу для себя, как мантру – никогда, никогда не брать двойной каяк, как бы он завлекающе не выглядел! БОльшую часть времени мы просто крутились с ней на месте, лодка выписывала невероятные узоры на воде. Но так как течение, хоть и не большое, всё же было в наличии, то совсем никуда не двигаться у нас не получилось, нас отнесло на середину озера, и оставшуюся часть нашего заплыва мы отчаянно боролись с силами природы, пытаясь доплыть обратно до спасительного причала нашего кемпинга (под издевки наших мужчин на соседней лодке). Что именно мы делали не так, я так и не поняла, одноместным каяком мы управляем вроде без проблем, но с двойным видимо нам нужны какие-то курсы повышения квалификации :).

Если проехать вглубь долины, дальше по дороге, там будет еще один “бреен”, то есть рукав ледника – Briksdalbreen. Вот туда мы сейчас и направляемся.

Почти альпийские пейзажи

На парковку каждый приезжает, кто на чем может.  Это Норвегия, здесь трудно кого-то чем-то удивить.

Не сложная пешеходная тропа идет от парковки до начала ледника. Скорее, даже дорога.

Водопады Норвегии как всегда впечатляют своей мощью.

Табличка рассказывает про малый ледниковый период, который случился в 17 веке, и в то время ледник доходил до этой самой точки, где мы сейчас стоим. А ведь сейчас до начала ледника еще добрых 20 минут пути, если не больше…

Домик троллей?

А вдалеке уже виднеется ледник

Весна! Ой, нет, сегодня, кхм, первый день лета.

Ближе к леднику подойти нельзя. Поэтому мы, как и все остальные туристы, устроились возле озера на небольшой пикник.

Обычные семейные фотосессии в стиле традиционных животных Норвегии…

В общем, каждый нашел себе занятие по интересам :).

Возвращаемся обратно – уже другой тропой, которая в принципе ничем принципиально от первой не отличается.

Еще один знак, напоминающий, до куда доходил ледник в 18 веке

В кафе выставлен прямо настоящий “таймлапс” – как выглядел ледник в разные годы.

Просто блаженство – пить вкусный шипучий напиток из ягод, с видом на водопад:

А вот и они – норвежские синоптики тролли! Если плохая погода – все претензии к ним :).

Мы выезжаем из Oldedalen и направляемся в соседнюю долину…

Дорожные развязки в Норвегии, видимо, были вдохновлены северными мифами с их пещерами троллей и т.д. Мы несколько секунд сомневались, заезжать ли… кхм… в трубу, которая больше походила на канализационную, чем на авто-туннель. Но все-таки решились :).

Круизный лайнер! Не надо забывать, что многие озера в Норвегии… это не озёра вовсе, а фьорды, то есть морские заливы. И Норвегия это довольно популярное направление для евро-круизов. Я, конечно, люблю Норвегию, но если когда-нибудь (на пенсии) соберусь в какой-нибудь круиз, то вряд ли это будет круиз по Северному морю :).

Виды чем-то напомнили Карелию (ну, только нижняя половина снимка – со скалой в озере)

Еще одно ледниковое озеро в соседней долине Lovatnet считается одним из самых красивых:

Озеро выглядит совсем пустынным, берега озера не обжиты, в отличие от Oldevatnet, где мы ночевали сегодня ночью – ни кемпингов, ни домов, ни ферм…

Но спокойствие и благодать этого места обманчивы. Меньше века назад здесь произошли две страшных трагедии с разницей в 30 лет – гигантские каменные обвалы вызвали цунами высотой до 70 метров, смывая деревни, фермы, мосты на своем пути. После этого место стало почти безлюдным…

Тем не менее, многие смельчаки живут в этой долине и по сей день, испытывая свою судьбу – а ведь риск горного обвала со всеми возможными последствиями сохраняется здесь и поныне…

Платная дорога. Нет, это не нашпигованный камерами пост на лондонской M25, где даже снижать скорость не надо, и не “ящики доверия” в Корнуолле, где просто кидаешь копеечку за проезд. Здесь все сложнее. На въезде действительно стоит камера, но при этом надо выйти из машины, заполнить специальный конверт с номером машины, положить монетку и кинуть в специальный ящик. Если этого не сделать, знак обещает, что водителя настигнет проклятие троллей штраф.

И вот четвертый по счету язык ледника Kjenndalsbreen – того же самого ледника, по которому мы вчера ходили с проводником. На него можно посмотреть только издали, и ничем принципиальным от остальных он не отличается. Поэтому к подножию мы подходить не стали.

Тем более начинался дождь, и мы поспешили обратно в машину

Во время поездки вдоль озера было пару “интересных” моментов, когда мы разъезжались на узкой дороге с туристическим автобусом, но фотоаппарат об этом умалчивает, оставляя на память, как водится, только идиллические пейзажи. Может, оно и к лучшему.

Мы едем дальше на север, оставляя позади ледник Jostedalsbreen с его многочисленными “щупальцами”. Навигатор недвусмысленно намекает, что равнинная часть пути для нас на сегодня закончилась.

Мы уже успели искупаться в озере этой весной даже на нашем туманном Альбионе, а здесь… нас встречает предупреждение о лавинах! Ну, выбора-то у нас нет, нам надо доехать до пункта назначения. С удивлением обнаружили, что дорогу, по которой мы едем, открыли всего пару дней назад после зимы. В Норвегии есть специальный сайт, где можно посмотреть статус всех дорог, и это просто жизненно необходимо им пользоваться при планировании, чтобы не пришлось делать непредвиденный 200-километровый объезд, или что похуже…

После сегодняшнего дня, перевал Djupevatn (Жупеватн) стал для нас словом нарицательным (употребляется в форме “ну всё, сейчас наступит полный Жупеватн…” ). И сейчас станет понятно, почему.

Нам сразу как-то не очень понравился толстый-претолстый слой снега по обочинам, но поскольку все транспортные средства ехали ровным строем, мы подумали, “они местные, они знают”.

…пока в какой-то момент Сережа боковым зрением не увидел, что с горы несется на всех парах… нижняя часть снежной бабы, то есть огромный снежный ком. Мы стали сигналить машинам, находящимся впереди. Каким-то чудом никто не пострадал, “снежок” диаметром около метра упал всего в метре от проезжавших как раз в этот момент мотоциклистов. Наверное, их ангел-хранитель вытирал сейчас пот со лба. Что бы было, если бы они/мы там оказались на несколько секунд раньше –  не хочется даже думать. И таким же чудом еще через несколько секунд появилась специальная машина с рабочими, которые стали бодро расчищать завал, как будто только этого весь день и ждали (а может, и правда ждали?).

Мы, конечно, между собой еще умудряемся шутить (ну, мы всегда шутим, в том числе и в таких неподходящих ситуациях):

Дети, если в школе вас попросят написать сочинение “Как я провел это лето?”, начать можете так “…в первый день лета нас чуть не завалила лавина… но это ещё был только первый день…”

Что-то мне уже не хочется никаких “снежных дорог” и живописных перевалов Норвегии, во всяком случае не сейчас, не в начале июня. Но деваться некуда, нам теперь придется проехать этот Жупеватн до конца.

Где-то еще есть ответвление дороги на вершину Далснибба, популярную среди туристов, но, как говорят англичане – thanks but no thanks. Спасибо, не надо.

Что именно удерживает всю эту снежную стену от съезжания/падения на дорогу – думать не хочется. Хоть физика, хоть волшебство троллей – нам главное отсюда побыстрее выбраться.

В какой-то момент ребята, возглавляющие нашу колонну на своих белых караванах, не выдержав очередного крутого поворота, свернули на обочину. Я их понимаю, нам тоже страшно, а что делать, ехать-то надо :). Останавливаться под этими снежными навесами еще страшнее.

Но в какой-то момент пришлось остановиться и нам. Наша гибридная машинка ведет себя как себе вздумается – переключается с бензинового двигателя на электрический в произвольный момент, скорости выбирает тоже творчески. Как результат – это было мучение ездить по ней по горам – на спуске сильно перегревались тормоза, на подъеме – перегревалась коробка передач.

Фуф, кажется мы спустились с перевала – впереди виден фьорд Гейрангер, где мы остановимся на следующие две ночи.

Гейрангер считается самым живописным и самым известным фьордом Норвегии.

Flydalsjuvet, или кресло королевы Сони – популярная смотровая площадка на фьорд:

А вот и наш кемпинг – не такой, каким я его представляла по фотографиям, никакого уединения и феншуя, но в принципе и жаловаться не на что.

В это сложно поверить, но в норвежской арифметике озеро ≠ миджам, комарам и прочим мини-вампирам. В этой стране почти нету кровососущих насекомых. Просто невероятно, когда я вспоминаю, как нас не просто кусали, а буквально жрали миджи Шотландии при примерно таких же видах на фоне :).

Ванная с видом на городок Гейрангер:

По поводу Гейрангера у меня смешанные чувства. Так бывает, что те места, на которые больше всего возлагаешь надежд до поездки, в результате тебя оставляют равнодушными (может как раз-таки из-за того, что было много ожиданий!). А вот те места, про которые я всерьез и не думала, и они попали в путевой лист почти случайно – западают в душу надолго. У меня есть несколько таких опорных точек, “якорей” в моей памяти, к которым я периодически возвращаюсь мыслями, когда хочу вспомнить, что счастье есть – южный теплый вечер под звездами на корабле на Сицилии, невероятное действо света и облаков во время заката на Тенерифе, или безмятежность тибетского поселения в Индии, и вот я рада, что добавила в эту копилку в этом путешествии как мнимум еще одно – играть на флейте в унисон с прибоем на балконе домика на берегу фьорда Viki. А вот Гейрангера в этом списке не будет… Он мог бы наверное быть при других обстоятельствах – более благоприятной погоде (а сейчас практически всё время лил дождь), или если бы мы прошли пешеходный маршрут к высокогорной ферме (а у сына болела нога и мы не решились) и т.д. Но чувства – штука плохо прогнозируемая, и в сослагательном наклонении практически не употребляемая…

Под размеренный стук дождя мы наблюдаем, как круизные лайнеры входят и выходят из Гейрангера, входят и выходят… По такой погоде, единственными доступными развлечениями на вечер было сварить макароны (конечно, с норвежским лососем), ну и доступный wifi 🙂

Ночь. Обычная летняя северная ночь. На часах начало первого.