Турция – часть 4

Памятники Фригийской долины

Снег? Нет, это мы прощаемся с “хлопковой” горой Памуккале и продолжаем наше продвижение на запад Турции…

Сегодня мы отправляемся в самое волнительное для меня место в этой поездке – Фригийскую долину (Frig Vadisi). Находится она не совсем по пути (вернее, совсем не по пути 😉 ). Ради того, чтобы прикоснуться к древней истории, мне пришлось чудом выкроить один день из нашего и так драконовского по расстоянию и переездам маршрута. И сегодня нам предстоит в общей сложности провести 5+ часов на колесах – но это плата за шанс увидеть каменные памятники 4-х тысячелетней давности.

Здорово, наверное, вот так парить над землей, но скептик во мне шепчет, что это так же красиво, как и опасно – и как будто ответом на мои сомнения вечером попалась на глаза новость, что в другом районе Турции, Каппадокии, разбился воздушный шар с туристами…

Турки патриоты. Звезда с полумесяцем, а также памятник Ататюрку, встречается тут повсеместно.

На дороге довольно часто попадаются полицейские патрули – выборочно останавливают машины и проверяют документы. В Англии такого явления вообще нет – если полицейский кого-то остановил, то у этого кого-то уже будут гарантированные проблемы, т.к. просто так там не останавливают. Турецкие полицейские вообще не говорят по-английски, от слова совсем – чтобы с ними изъясниться, нам пришлось прибегнуть к голосовому переводчику гугл. Слава современным технологиям!

Какие-то 3 часа и за окном, конечно, еще не древний город, но уже интересные каменные изваяния, обещающие скоро что-то интересное…

Немного фактов: “История Фригии начинается 1200 лет до н.э., когда в Малую Азию переселились племена бригов из Фракии. Фригийцы известны нам из «Иллиады» Гомера, согласно которой они сражались на стороне троянцев. К 8-му веку до н.э. Фригийское царство стало могущественным государством, соперничавшим с Ассирией и Урарту.

Уже совсем не туристическая Турция

Мы удаляемся все дальше от побережья – поэтому погода постепенно, но верно, портится. От вчерашних +28 здесь осталось только +10. Мы как будто даже немного гордимся, что даже в Турции можем найти себе грязь с дождем, и холод в октябре :).

Нас приветствует каменный стражник этих мест

Дорога тоже становится очень аутентичной. Хорошо, что наша арендованная машина хоть с каким-то намеком на проходимость, иначе бы пришлось на проходимость проверять уже наши ноги и кроссовки…

А вот уже виднеется наша первая цель:

Каменная крепость Доганлыкале (Doğanlı kale)

Для начала нас чуть не сожрали четыре пастушьи собаки, но пару непереводимых слов пастуха на крепком турецком их привели в чувство. Вон они, кровожадные, радуются внизу:

Сами окрестные скалы своей дырчатой структурой подсказывают, что здесь можно и нужно селиться:

Мы идем исследовать древнюю многоэтажку

Эти места иногда называют “второй Каппадокией”, и некоторые монументы действительно чем-то напоминают пещерные города Каппадокии, куда мы в этот раз к сожалению не доехали из-за недостатка времени, и куда я очень хочу попасть в следующий раз. Но, в отличие от Каппадокии, Фригийская долина совсем не туристическое место – сейчас мы бродили по древним монументам совсем одни…

Мы смогли подняться только на два этажа из 7-ми, так как на остальные нужно идти по вот той вот внешней лесенке из фото выше.

Гердеккая (Gerdekkaya Anıtı) – храм с колоннами, выдолбленный в скале. Этот храм использовали позже и в римские, и в византийские времена.

Внутри – погребальные камеры, и собственно, кроме них больше ничего нет. Мрачноватенько.

Снаружи оно все-таки выглядит оптимистичнее :).

Monument Areyastis – Мы не планировали сюда заезжать, но увидели с дороги что-то интересное на скале, да и указатель нам сообщил проследовать сюда. И это был чистый восторг. Я испытала настоящий исторический экстаз от прикосновения к 4-х тысячелетней истории в таком вот “диком” виде, под открытым небом.

Не могу сказать, почему, но именно этот монумент меня потряс больше других.

Надписи на древнем фригийском языке. Этот язык близок к древнегреческому и древнемакедонскому языкам

И такая красота – просто в лесу, никем не охраняемая!

Монумент датируется 550 веком до н.э. Назван он так потому, что именно это слово – “Areyastin”, которое использовалось для обозначения богини-матери Матар, было выдолблено на скале.

Древний город Мидаса и монумент Язылыкая (Yazilikaya) .

Того самого царя Мидаса, который, как известно из мифов Древней Греции, был наделен богом Дионисом даром превращать всё, чего он коснётся, в золото.

Монумент Язылыкая (есть кстати еще один древний монумент с таким же названием к востоку от Анкары), посвященный Мидасу – огромный 17-метровый алтарь, выдолбленный в скале:

Снова надписи на фригийском языке:

И еще одна многоэтажка:

Даже со скамеечкой перед подъездом, всё как положено:

Здесь нам встретился добродушный дядечка-охранник, который подробно рассказал про историю этих мест. И еще рассказал, что он, как и все его односельчане – выходцы из Карачаево-Черкессии. Уж не знаю, каким ветром их занесло сюда (вообще, из истории известно, что Фригия пала под ударами киммерийцев из степей Северного Кавказа, но надеюсь, дядечка с соплеменниками к этому не причастен 🙂 ). Благодаря этому дядечке, мы узнали, что здесь же можно еще совершить круговой маршрут вокруг древнего города. Мы не планировали ничего особо пешеходного сегодня, но магия мест была настолько сильна, что я только обрадовалась лишней возможности продлить наше пребывание здесь, а остальные поддержали. И мы пошли на круговой маршрут вокруг древнего города Мидас.

Дядечка-охранник сразу предупредил в подземные ходы не идти

Недостроенный монумент:

Выдолбленная в камне старая дорога:

Пейзажи очень напоминают окрестности еще одного пещерного города, правда находящегося в Крыму – Качи-Кальон:

Я просто не могла нарадоваться, что мы сюда пошли. Этот маршрут наверное стал нашим главным впечатлением от Фригийской долины (а для меня – может и от всего отпуска 😉 ).

Ааа, можжевельник! Я не видела тебя 3 года!!!

Дети окрестили это каменное нечто – “печкой бабы Яги”

Дикие яблочки, их я тоже не видела уже года 3. Осень в горах, прямо бальзам мне на душу!

Почти весь путь за нами прошел щенок

А нам время двигаться дальше. Вообще Фригийская долина вроде и не большая, но и не маленькая – разные исторические объекты раскиданы в разных ее частях (ну, примерно как район пещерных городов в Крыму), которые сложно охватить за один бросок. Люди проводят здесь по 2-3 дня, у нас же было на всё про всё только несколько часов. Поэтому мы решили пропустить храм Aslankaya с головой льва, и там же выдолбленную в камне королевскую фригийскую дорогу.

Деревня Аязини (Ayazini)

И мы поехали напрямую в деревню Аязини, поскольку, как было обещано, “это настоящий музей под открытым небом“. Но, как иногда бывает, почему-то в поездках зацепляют какие-то случайные места, в которые заезжаешь по чистой случайности, а вот достопримечательности, на которые возлагаешь больше всего надежд, оставляют тебя равнодушным. Не могу сказать, что Аязини меня совсем не зацепило, но после древнего города Мидаса здесь было слишком… всё понятно, туристично, причёсано что ли.

Одна из главных достопримечательностей региона – Аязинская церковь Девы Марии (Ayazini Kaya Kilisesi)

Церковь 10-го века нашей эры, вырублена прямо в скале

Признаюсь, я большой фанат пещерных городов. Не так давно я специально искала на карте Европы места, где можно прикоснуться к пещерным монументам… но всё, что мне советовал раз за разом всезнающий гугл – отправиться в Крым или в Турцию :). Ну, и еще пару мест в Черногории и Греции, где мы собственно тоже уже были.

Aslanli Mezar – древняя гробница с изображениями львов:

Целый многоэтажный древний мегаполис:

Пещер тут невероятное количество, целый город. Где-то пишут, что в этом районе 300 древних пещер.

Мы уже становимся знатоками пения муэдзинов – про себя отмечаем, что вот этот поёт лучше, а одного дети вообще приняли за сигнал воздушной тревоги.

Зачем-то нам захотелось  исследовать это ущелье, тем более указатель обещал нам в награду крепость Авдалаз (Avdalaz castle), которую мы как раз хотели посмотреть.

По дороге узнали, что это ущелье называется Kaplumbaga – но никакой другой информации по нему выяснить не удалось, так как по доброй турецкой традиции все информационные плакаты тут для пущей аутентичности только на турецком языке.

Сердце Аязини:

В какой-то момент нас стало +1

В этом месте мы надеялись, что наш четырехлапый проводник не справится с задачей и отстанет от нас, но проводник оказался бывалый и преодолел 2 метра высоты быстрее нас

Мы честно шли по каньону, но то ли сказывалась усталость под вечер, то ли действительно ущелье не могло подарить нам каких-то новых впечатлений, но в какой-то момент нам просто надоело идти – и мы повернули обратно, не дойдя до крепости Авдалаз.  Конечно, в крепость можно было доехать ещё на машине, сделав небольшой крюк, но у нас уже не было в душе вместилища для новых впечатлений. Правильно говорят знающие люди, на эти места надо выделять 2-3 дня.

На обратном пути нас снова чуть не сожрали собаки – ну что же это такое, второй раз за день! Но эти уже были бездомные, поэтому надежды на то, что их кто-то отзовёт крепким турецким словом, не было. Вся надежда была только на двухкилограммовые аргументы в виде булыжников, которыми я на всякий случай поигрывала перед мордами скалящих на нас зубы недобрых псин, ну и на то, что наша машина не далеко и мы успеем укрыться в домике :). После этого мысль прогуляться мне одной еще на соседнюю гору, отпала сама собой.

Посмотрели немного саму деревеньку Аязини – очень симпатичная и аутентичная, но почему-то почти безлюдная (черный юмор: всех жителей сожрали собаки)

Я еще отстреливаюсь на ходу от все открывающихся монументов, но мои уже просто сидят в машине

И последние львы этого дня:

Ночевать мы сегодня будем в самом крупном городе этого района (там даже было замечено что-то типа университета!), в термальном отеле городка Афьонкарахисар. Администратор в отеле говорит по-английски так же, как я по-турецки. То есть никак. Вообще, в Турции беда с общением. Люди либо говорят по-английски хорошо (в туристических местах), либо не говорят вообще – ну то есть совсем. Тогда помогает язык знаков и голосовой переводчик гугл – он нас выручил не раз в этом путешествии.

Комментарий детей “мама, ты зачем нас привезла в такой дорогой отель, что мы тут забыли?“. Н-да, вот как назло, самый звездочный отель на нашем пути нам выпал именно сегодня, когда после дождя и нашего “сафари” мы украдкой вытирали промокшую насквозь обувь об аккуратный коврик на входе (пытаясь сбросить хотя бы вопиющее “историческое наследие” со своих ботинок перед заходом на ковровое покрытие 🙂 ), ну и надеясь пройти незаметно мимо портье, чтобы он не перехватил наш видавший виды баул (все-таки перехватил, и потом с достоинством тащил его по ковровой дорожке коридора 🙂 ). Все немного успокоились, когда я заверила, что ничего пятизвездочного у меня в мыслях не было, и по цене этот отель не больше хостела (общежития) для студентов в Англии :). Зато ужин здесь был включён и ничего придумывать на вечер уже было не надо.

В этих местах, как и в Памуккале, много термальных источников. И сегодня просто грех не воспользоваться этим фактом, так как завтра мы резко меняем направление нашего движения и выдвигаемся на побережье, в сторону Антальи, и больше горячих источников в этой поездке у нас (наверное) не будет. Так что несмотря на усталость, вечером мы пошли отмокать в горячем термальном бассейне отеля (здесь кстати бассейны раздельные – для мужчин и женщин. Турция). Вода была такая горячая, что мне сначала показалось, что я сварюсь там заживо. Но – оздаравливаться, так оздаравливаться, пару попыток и через какое-то время вроде привыкаешь. Правда, хватило нас минут на 15. После чего я поняла, что я таки действительно почти сварилась там заживо. Больше экспериментов с таким оздоровлением в эту поездку мы решили не устраивать – нам еще надо распределить немного здоровья на оставшиеся дни отпуска :).