Норвегия, июнь-2022 [День 2]

И в первый же день мы сразу заходим с козырей – едем в долину Хюсдален (Husedalen) в районе городка Kinsarvik. Знающие люди говорят, что эта долина уже сама по себе заслуживает того, чтобы приехать в Норвегию. Надеюсь, обещанный прогнозом дождь не помешает нам насладиться долиной.

Вот такая милая деталь поджидает нас прямо недалеко от парковки – над рекой навешена веревка с безделушками, которыми…

… которыми можно управлять с помощью веревочки, стоя на мостике. Бессмысленное, но очень увлекательное занятие :). Будь мои дети лет на несколько младше, мы бы никуда дальше этого моста сегодня не ушли :).

Нас приветствует чучело, обычное северное чучело. Подозреваю, даже тролль – это ведь Норвегия.

Оказывается, даже в этом северном краю бывают ягоды! Ну, если успеют вызреть до осени, конечно…

А вы бы пощекотали себе нервы на таком нависающем шатающемся мостике… без перил? К счастью, нам ничего щекотать не пришлось – нам на другой берег не надо :).

Сначала тропа даже не тропа вовсе, а асфальтированная дорога. Во всех старых туристических отчетах говорится, что на этом участке можно проехать на машине, но видимо так было раньше, в до-ковидные времена (на которых прекратились все отчеты путешественников из русскоязычного пространства – а мы планировали свою поездку именно по ним, так как в былые времена это было излюбленное место для проведения отпуска у петербуржцев, судя по всему). Теперь же здесь висит знак “проезд закрыт”, поэтому чапаем 20 минут до начала тропы пешком.

А вот официальное начало тропы – возле некого гидроэлектрического сооружения.

И наш первый водопад из четырех, расположенных в долине.

Начинается дождик, мы элегантно превращаемся…. превращаемся… в северных эльфов… А вот такой незамысловатой буквой Т обозначаются все туристические тропы в Норвегии

Немного выше по тропе второй водопад, еще более впечатляющий и полноводный, чем первый. Фотографии не могут передать мощь воды, шум потока, брызги, разлетающиеся на десятки метров…

Водопады в Норвегии это просто невероятное действо по мощи и силе. Сравниться могут разве что с такими же “фоссенами” – водопадами Исландии

По мокрой наклонной скале идти (не)весело, но радует одно – с нее далеко не улетишь, никаких обрывов и прочих катаклизмов, максимум можно уехать в заросли кустарника

Третий водопад, расположенный в небольшой долине – самое волшебное место на маршруте…

Мы провели довольно много времени, медитируя на этот пейзаж (и периодически вздыхая “эх, будь у нас с собой палатка…”)

Эти домики можно арендовать и пожить в них какое-то время. Насчет удобств, правда, не уверена…

Хотя, вот они и удобства, и с каким видом!

Вдалеке, вверху, виднеется четвертый водопад, но мы с большим сожалением решили на него в этот раз не идти – у сына болела подвернутая еще в Лондоне нога. Конечно, оставался вариант в этом месте нам разделиться, и на четвертый водопад пойти только мне с Никой, но… остаться одной с ребенком в почти безлюдном ущелье (со скользкими камнями и прочим северным колоритом), где мобильная связь отсутствует как класс, мне не очень хотелось. К тому же, оффлайновая карта местности на телефоне была только у меня (а напоминаю, интернета тут нет, чтобы ее скачать), то есть нашим мужчинам бы пришлось либо ждать нас час-два на холодном ветру, либо пробираться самим без навигации обратно в машину. Поэтому я почти обрадовалась, когда дождь усилился и дилемма была решена сама собой – мы решили все вместе повернуть обратно.

Вместо того, чтобы пробираться живописными козьими тропами вдоль русла реки, как мы шли сюда, мы теперь идем по вполне цивилизованной, но немного скучной широкой тропе вдали от реки:

Как хочется посидеть с видом на изумрудные воды местных рек, но дорога нас зовет дальше… на сегодня у нас намечена обширная программа (часов так ещё на пять, кхм) – ну, как минимум, нам надо доехать до нашего следующего кемпинга.

Пушистый ковёр из северного мха

Весь поход в долину у нас занял чуть более четырех часов. Мы было решили после этого заехать в ближайший городок Кенсарвик, нам надо было найти аптеку, чтобы купить сыну эластичный бинт на ногу, и банкомат (так как народ в отчетах пугал, что Норвегия страна дикая и наличка тут просто необходима для выживания – опять же, в отчетах десятилетней давности, и вообще оказалось, что сейчас в Норвегии вполне можно обойтись и карточкой), да и перекусить не помешало бы… Но поглядев на карте на единственную незамысловатую улицу города Кинсарвик, мы решили, что аптека с банкоматом может и подождать, и двинули дальше… Впереди сегодня нас ждёт 150+ км пути.

Небольшое ответвление на пути, чтобы увидеть водопад Skjervsfossen

Ближе подходить не стали, мы сегодня уже вполне насытились водопадами в долине Husedalen, да и дождь не шутит…

Следующий – водопад Tvindefossen – тоже почтили с расстояния ларьков с сувенирами

Дальше наш путь лежит к милому горному отелю Stalheim. Честно скажу, было искушение здесь остановиться на сегодняшнюю ночь, но всё же кемпинг, в который мы отправимся дальше, победил по нескольким параметрам. Поэтому, здесь мы только для того, чтобы…

чтобы пройти через здание отеля на панорамную террасу… Работники отеля нисколько не удивились нашему появлению, видимо мы тут такие не первые

И всё это для того, чтобы посмотреть на шикарные виды, открывающиеся отсюда:

Ущелье Stalheim во всей красе:

Даже не верится, что мы ехали по этому ущелью всего 10 минут назад. Вот уж действительно – большое видится на расстоянии…

Недалеко еще находится водопад Stalheimsfossen, но дорога к нему оказалась закрыта из-за дорожных работ. Но мы не сильно переживаем – мы сегодня уже увидели 5 больших водопадов (а сколько маленьких – не счесть), и пока лимит восторга на сегодня исчерпан :).

Вообще, водопады в Норвегии повсюду… к ним привыкаешь и перестаешь судорожно тянуться к затвору фотоаппарата каждый раз, когда по дороге открываются виды вроде этого:

А вот при виде первого парома на фьорде, я чуть не потеряла волю…

Даже проскочила мысль сесть на паром в Gudvangen и переплыть в соседний городок Флом по водам Нерой-фьорда (Nærøyfjord)  – самого узкого и одного из самых красивых фьордов Норвегии. Но это развлечение часа на два, а то и больше – вместо 15 минут на машине…

Я вовремя взяла себя в руки, на пароме по фьорду (правда, другому) мы, надеюсь, еще в этой поездке покатаемся, а сейчас мы едем на смотровую  Stegastein, чтобы посмотреть на фьорд сверху

Первый правильный горный серпантин и мы на смотровой. В Норвегии кстати почти все смотровые очень тщательно оборудованы и органично вписываются в ландшафт.

Со смотровой шикарный вид на фьорд – нам очень повезло, что как раз в этот момент за поворот заплывал паром – тот самый, на котором мы думали покататься

Дальше дорога, которая привела нас на смотровую, становится уже не просто дорогой на смотровую, а широко известной в туристических кругах “снежной дорогой”, которая петляет чудным серпантином на карте. По ней даже наш авантюрист-навигатор отказывается прокладывать дорогу (который вообще-то на Тенерифе нас звал на пешеходную проселочную тропу 🙂 ), не говоря уже про рассудительный гугл. Снежная дорога идет до самого городка Laerdal, куда нам как раз и надо, но сейчас она закрыта (не трудно догадаться почему – из-за чего может быть закрыта снежная дорога), поэтому мы спускаемся тем же серпантином вниз со смотровой, и едем в Laerdal уже через туннель

Сегодня последний день весны, но только не в этом северном краю – здесь всё только начинается! Эта страна для тех, кто как и мы, пропустил апрель в своих широтах.

25-ти километровый Лаэрдальский туннель – на данный момент самый длинный туннель в мире, открыт кстати не так давно – в 2000 году. В туннеле развлекают подсветкой, меняющей цвета:

Интересно, страна, которая добывает нефть… а сами норвежцы ездят на электромобилях. Мы нигде не видели такое количество Тесл на дорогах. Нам кстати тоже досталась машина-гибрид… которая по закону жанра жила всю неделю своей жизнью – переключалась между бензиновым и электродвигателем в самые не подходящие и даже опасные моменты и т.д. Но вполне возможно из-за того, что мы к такому диву дивному не привычные и вообще, потому что надо было брать машину побольше и помощнее для горных серпантинов.

Ограничения скорости в Норвегии – просто плакать, 50 – 80 км/час. Да, мы тоже сначала подумали, что это конечно не праздник, но в принципе терпимо, пока не заметили, что это километры в час – километры, а не мили, как мы привыкли в Англии. Сережа мучился, стонал, но честно ехал с указанной на знаках скоростью, так как опять же, нас пугали, что дорожные полицейские  тут суровые. Плюсом таких ограничений скорости несомненно является более расслабленная и безопасная обстановка на дорогах, а минусом, как не трудно догадаться – какое-то невероятное драконовское время, которые мы проводили каждый день на колёсах, терпеливо пытаясь покрыть расстояния из пункта А в пункт Б.

Вот мы и “дома”. На кемпинге Laerdal солнечно и зелено – мы сегодня живем в этом симпатичном двухэтажном деревянном домике (дети конечно сразу выбрали уютную комнатку под крышей 🙂 ). Обратите внимание – на часах вечер, а солнце шпарит так, как будто сейчас летний полдень :).

Традиционные жилища:

На фото ниже представлены сразу 4 варианта ночевки в Норвегии, попробуйте найдите их все 🙂

(правильный ответ: обычный традиционный кемпинг в палатке, авто-кемпинг в палатке на крыше машины, дом на колёсах, ну и деревянный домик на заднем плане).

Норвежцы совсем не похожи на викингов – я ожидала увидеть грубых бородатых мужиков из северных мифов, а нам встречались в основном худые молодые люди с белыми волосами… и без топоров :).

Дети выпросили монетки и пошли радоваться маленьким детским радостям. Вообще, норвежские кемпинги приятно удивили даже по сравнению с британскими – почти на каждом здесь есть какие-то активности для детей и взрослых (часто вообще бесплатные или за символическую плату) – машинки, каяки, лодки и т.д.

А вот кстати местные кроны – очень удобно, с дырочкой, видимо чтобы можно было носить на веревочке.

Традиционно уложив в зарослях на окраине кемпинга печеньки для местных троллей (как говорят бывалые путешественники – этот ритуал в Норвегии ни в коем случае пропускать нельзя, если не хочешь испытать всю силу северной стихии на следующий день 😉 ), мы пошли к озеру – вернее, на берег фьорда, того самого Нерой-фьорда, который мы видели сегодня со смотровой – только уже другого из его многочисленных рукавов.

Кто сказал, что в Норвегии нельзя загорать?

И всё ж не надо забывать, что это не озеро, это фьорд, то есть морской залив – а значит, тут бывают и приливы. Через несколько часов этой милой отмели не будет.

Каменные тролли:

Мы на 450км южнее Полярного круга и неожиданным побочным эффектом этого факта стало то, что… фонарики в это путешествие можно было не брать – в это время года здесь никогда полностью не темнеет!

Закаты поснимать в Норвегии летом нереально, то есть закат вроде как есть, небо окрашивается в закатные краски…  и зависает так на несколько часов :). Я специально вышла из домика в 12 часов ночи, поснимать фьорд…  Вот, такие же закатные краски в 12 ночи, как и в 9 вечера.