[День 1] – Три страны, три дня, три времени года

А из нашего окна… такой вид, что можно никуда и не ехать, просто просидеть весь день в отеле, медитируя на горы (и, да, как будто вчера вечером и не было проливного дождя!):

Отель посреди гор, в сосновом лесу – просто мечта:

Есть даже остатки детской площадки и загоны с козликами и барашками:

Еще рядом есть горное озеро, но до него мы дойдём только завтра…

Наконец разглядели серпантин, по которому мы ехали вчера ночью:

Средневековая церковь Св.Михаила, в типичном для этих мест романском стиле. Мимо неё мы проезжали в этом путешествии раз так дцать, но так и не остановились – просто было негде запарковать машину:

Вид на Андорра-ла-велья – столицу Андорры:

После вчерашней утомительной дороги сегодня просто просится остаться в Андорре и никуда далеко не ехать. Но, именно сегодня закрыт парк аттракционов Naturlandia, который мы хотели показать детям, да и по прогнозу в Пиренеях дождь и дождь, поэтому решаем Андорру оставить на завтра, а сегодня посетить соседнюю Францию, погреться в природных горячих источниках и посмотреть кусочек французских Пиренеев.

По прямой до места назначения каких-нибудь километров 50, а по горным дорогам просто ой – ехали почти 2 часа (правда, с небольшими остановками). Со стороны Андорры еще спасают многочисленные туннели (видно, что со средствами на строительство дорог в Андорре всё в порядке), а со стороны Франции едешь долго и вдумчиво по многочисленным серпантинам, не все из которых в хорошем состоянии.

– Куда нам поворачивать?
– Ну видишь, на знаке написано направление – França… Оййй, ФРАНЦИЯ??? МЫ ЖЕ ПАСПОРТА В ОТЕЛЕ ЗАБЫЛИ, а там граница!!! Разворачивайся на ближайшем кольце…

Хуже всего то, что документы на границе Андорры с Францией/Испанией проверяют выборочно. То есть во Францию ещё могут выпустить, не проверив документы, а на въезде обратно в Андорру могут вдруг запросить удостоверение личности. Даже не знаю, чтобы мы делали, если бы попали в такую ситуацию. Убеждать погранцов, что наши британские паспорта лежат в отеле в Андорре, когда мы въезжаем со стороны Франции на машине с испанскими номерами, а сами говорим с русским акцентом… Ну, наверное, да, убедительно :).

Хммм, а вообще-то, что за странное написание страны – França… и другие надписи в Андорре нас слегка озадачивали. Я сначала не могла понять – то ли я настолько забыла испанский за несколько лет отсутствия практики, то ли тут что-то не то… Оказалось да, не то. França это название Франции именно на каталанском языке, единственном официальном языке Андорры (который тоже из романской группы языков, и очень напоминает испанский и французский, но всё-таки лингвисты утверждают, что это отдельный язык, не произошедший от испанского, поэтому все совпадения считать случайными). И все надписи в Андорре, кстати, на нём же. Вообще, страна не настолько интернациональная, как нам казалось. За два дня пребывания мы не разу не встретили меню на английском языке – на выбор только каталанский, и в лучшем случае ещё испанский и французский. Надписи на английском попадаются только те, которые и рассчитаны на англичан :).

Это уже Франция – дорога в облака:

Глаза жадно ловят интересные экземпляры средневековой архитектуры вдоль дороги:

Со стороны Франции (в отличие от Андорры и уж тем более в отличие от Испании) много-много зелени – зеленые горы, зеленые долины (леса, правда, здесь лиственные – а я таких не любитель, мне больше по душе хвойные…):

Уже отъехав пол-часа от границы, нас остановила французская полиция: “вы откуда и куда“. Когда они поняли, что мы ни разу не парле франсе, да ещё едем из Андорры, сразу оживились и резко вспомнили, что они тоже умеют говорить по-английски (не все французы любят об этом вспоминать): “вы покупали в Андорре алкоголь?” (хорошо, что с полицейскими говорил Серёжа, потому что я ни слова не понимала из их франко-английской речи). Мы честно ответили “нет”, но зерно сомнения осталось – может мы действительно что-то упускаем, не покупая ничего такого в Андорре? 🙂

Второй вопрос полицейского был уже сложнее – “куда вы направляетесь?“. Во валит, Серёжа растерянно перевел взгляд на меня, а я, собравшись с духом, под строгим взором француза начала коверкать французский язык, пытаясь произнести слово “fontpedrouse”.

Третий вопрос был не менее каверзный – “your nationality?”, и мы хором с Серёжей ему ответили – только Серёжа ответил “russian”, а я – “british” (потому что катаемся по европам-то мы по британским паспортам, к чему им знать всю нашу не простую биографию 😉 ). Француз понял, что от нас ничего не добиться, и отпустил с миром.

Сегодня почти весь день мы будем ехать вдоль железной дороги, по которой курсирует полу-игрушечный Le Train Jaune – “жёлтый поезд”. Наполовину пассажирский, наполовину туристический – но я, честно сказать, не понимаю ни его пассажирскую, ни туристическую составляющую. В середине дня, как водится во Франции, в его расписании огроменная дыра длиной часа в четыре (про особенности французских железных дорог я уже когда-то тихо ругалась писала, когда путешествовала по Нормандии).

Я даже думала прокатиться на этом жёлтом поезде, но хорошо, что вовремя передумала. Ничего принципиально нового с него не увидишь – те же ущелья, которые мы проезжали на машине (ну, разве что, на нём можно проехать в вагоне с открытой крышей – если только с погодой повезёт). А красивые арочные мосты так и вообще не увидишь, потому что они будут прямо под тобой. Но целый день потеряешь точно, с таким расписанием и его черепашьей скоростью.

По дороге остановились отдохнуть, потому что детей начало укачивать на серпантине…

…и как-то удачно остановились – это оказалась смотровая с потрясающим видом на железнодорожный мост над ущельем.

Пока не начался обещанный прогнозом дождь, спешим в оборудованные природные горячие ванны. Это одни из немногих источников в Пиренеях, которые открыты для всех желающих за небольшую плату –  Saint-Thomas-les-Bains.

Грелись, плавали, дети резвились. Источники здесь по составу другие, чем на Азорах – если там они рыжие от железа, то здесь можно погреться в бикарбонатной воде при +37С, содержащей кальций, кремний, магний, серу.

Французы в этой части Франции подозрительно дружелюбные и даже предпринимают попытки понимать английский язык. Они не обиделись даже тогда, когда в закусочной мы попросили “french fries” – мы только потом поняли, что жареная картошка во Франции не называется “french”. Это всё равно, что просить в России “русский салат”, заказывая оливье (за границей его именно так и называют). Или в Америке спрашивать, где тут “американские горки” :).

Тропа Prats-Balaguer
Разморенные горячими источниками, мы всё-таки решили посмотреть уже на “дикие” источники неподалёку, в том самом Fontpedrouse. Дорога туда ровно на одну машину, хорошо что встречных мало:

В интернетах иносказательно объясняют, да еще в трактовке переводчика с французского/каталанского (иногда автоматического переводчика, а иногда внутреннего, то есть в том человеке, который пишет на каком-нибудь tripadvisor на явно не родном для себя языке) – “тропа начинается на том повороте дороги, который будет шире, чем остальные и который будет третий по счету от того места, где дорога начинает быть горной“. Если бы я не решила этот ребус с помощью google street view еще до поездки, ни за что бы не узнали сейчас этот нужный виток дороги, просто проехав мимо. Ни одного знака, конечно же, нет – разве что припаркованые вэны местных хиппи подсказывают, что здесь что-то происходит. А что именно здесь происходит, мы узнали немного позже – а именно, люди разной наружности (велосипедисты, хиппи, туристы и прочие подобные) моются и стирают в бесплатной природной горячей воде.

Вот-вот начнётся обещанный прогнозом дождь, и вдали уже где-то грохочет гром, но нас ли, приехавших с дождливого Альбиона, этим напугаешь. Закутались в горетехи – и вперёд, по тропе:

Уже на подходах к источникам, неожиданно путь преградила вывеска, гласящая, что путь дальше запрещен (и, что показательно, вывеска была именно на английском). Для тех, кто не понял, ещё натянута веревка, перегораживающая тропу.

До ванн рукой подать, их уже видно и слышно, как-то глупо поворачивать обратно. Спросили у тетечки, кемпингующей рядом, она нас упокоила, что этот запрет распространяется только на коров. Мы ей, конечно, поверили, потому что поворачивать обратно не хотелось, но сомнения в том, что французские коровы умеют читать, тем более по-английски, у нас остались.

Поплавать здесь точно не удастся, скорее полежать-погреться в мелкой ванне.

Но мы уже сегодня накупались, поэтому не стали мешать байкерам, хиппи и прочим.

А вообще, это же просто мечта туриста, 5-звездочная туристическая стоянка: мало того, что рядом есть вода, дрова и т.п., так ещё можно принять горячую ванну в любое время!

Дальше было несколько вариантов времяпрепровождения: пещеры Les Grandes Canalettes, средневековая деревня Villefranche-de-Conflent, озера Bouillouses, старинное аббатство Saint Martin-du-Canigou на вершине горы… но всеобщим открытым голосованием мы решили сходить в ущелье Gorges de la Caranca, которое у меня в плане значилось с моими же пометками “3 часа, экстремально, с детьми лучше не идти“. Ну, значит, нам туда :).

И снова едем через аутентичные французские деревеньки:

… с дорогами, которые планировались по ширине… только не машины, а лошади с повозкой 🙂

Еще один симпатичный арочный мост, по которому ездит жёлтый поезд:

Ущелье Gorges de la Caranca

Табличка на входе в последний раз даёт опомниться решившимся на прогулку в этом каньоне: “длина маршрута 9км, разница высот 1000 метров, время в пути 3.45ч… а до бара всего 50м – одумайтесь пока не поздно, народ!” 🙂

Начиналось всё мирно – даже розы по берегам горной реки.

Хотели пойти  по правому борту каньона, но местная тётечка вовремя придала нам нужное направление, уверяя, что с детьми лучше пойти по левому.

Опять-таки железнодорожный мост (кстати, в этот каньон можно прибыть на поезде – да, том самом, жёлтом):

Начало каньона:

Чем-то напомнило ущелье Almbachklamm в Баварских Альпах. Сейчас, правда, нам больше повезло с погодой и хотя бы один из наших двух детей уже ходит сам:

В одном месте тропу преградил камнепад:

Шли пол-часа или около того, потом тропа раздвоилась, но оба ее ответвления пошли круто вверх.

Углубляться дальше в каньон не хотелось, поэтом мы перешли по мостику над рекой и полезли в гору, надеясь вернуться по другому берегу реки:

Дошли до первой открытой площадки, с которой увидели, где нам предстоит идти – а именно, высоко в горах по узкой тропе, выдолбленной в скале (на фото ее не видно, она еще выше, слева).

То есть там будет почти точно так же, как мы шли сюда, только под тобой будет уже не метр-два над рекой, а сотня-другая метров ущелья. Сами бы мы прошли, но с детьми решили не рисковать, поскольку снаряги мы с собой не взяли, и страховать было нечем. Поворачиваем обратно…

Обратно дошли резвее – дети расходились и старший уже просил “ещё, хочу ещё, пошли в гору, туда, наверх, давай еще походим” 🙂

Знакомый мост – а за ним парковка, бар и вкусный яблочный сок домашнего приготовления из местных сортов яблок 🙂

Время уже к вечеру, пора возвращаться в Андорру. Только мы сели в машину, начался обещанный по прогнозу дождь…

Поросшие желтым кустарником горы, мы любовались ими каждый раз, когда проезжали мимо:

И снова церковь в романском стиле, который, как утверждается, лучше всего сохранился как раз-таки в Андорре

Как же хорошо эти каменные сооружения гармонируют с окружающим ландшафтом!

Нам так часто по пути попадалась полиция, интересующаяся, не покупали ли мы алкоголя, что это навело нас на мысль действительно купить алкоголь в одном из беспошлинных магазинов в Андорре (в подарок, только в подарок, поскольку мы сами не употребляем). Ну и шоколадок и прочего, тоже.alc

Угадайте, кто больше всего покупает в магазинах Андорры?

20160529_184004

В Андорре во всех ресторанах блюда подают не на тарелках, а на плоских подносах. В некоторых даже предоставляют возможность пожарить мясо самому, до нужной кондиции:

20160529_185908

Вечером дети играли в игровой комнате в отеле, взрослые медитировали на виды за окном: