[День 1] – Азоры

День сегодня солнечный, на Азорах разбазаривать такой просто грех, и по логике вещей надо скорее ехать смотреть на главный вид острова— озёра Lagoa das Sete Cidades, пока тучи не сели на вершины гор. Но мои домочадцы дружно выразили желание погреться после холодного Лондона, поэтому, скрепя сердце, вбиваю в GPS горячие источники долины Furnas (не то, что я туда не хотела, я просто знала, от чего мы сейчас отказываемся, и из нас четверых только я знала прогноз погоды на предстоящую неделю и догадывалась, что тот, основной вид острова, мы можем уже и не увидеть в этом путешествии).

Как изголодавшиеся люди, которые наконец дорвались до весны, мы все дружно набросились со своими фотоаппаратами на первый попавшийся цветок, прямо не отходя от парковки — всё равно сыну надо в школу сделать фотографию на конкурс «Знаки весны», а где ж их, знаки-то, найдёшь в Англии, учитывая, что конкурс заканчивается 15 апреля (в Англии в этом году весна к этому сроку даже не успела начаться).

Как пошутил Сергей, в Егоркиной школе подумают «вот эти безумные русские — сказали им сделать фотографии весны, так они специально за ними полетели на Азоры. А до этого сказали им сфотографировать плюшевого мишку на выходных — они пошли для этого в профессиональную фотостудию» (на самом деле тогда, с мишкой, тоже просто так совпало — именно в те выходные, когда он нам достался, у меня была забронирована фотостудия. Ну и сейчас просто так совпало 🙂 ).

Дороги. Учитывая, что Азоры находятся вдали от популярных туристических маршрутов, я ожидала увидеть некоторую запущенность, как на тех же Канарских островах, или даже хуже. Но к нашему удивлению, мы обнаружили почти идеальные дороги (насколько это вообще возможно в горной местности, причём на вулканическом острове, где всё сыпется и ползёт). Каждые несколько километров оборудованы прекрасные места для пикника, со столиками и барбекю, на некоторых есть даже бесплатные дрова! (пожароопасность леса? нет, не слышали — видимо, из-за особенностей климата, леса там сухими не бывают даже летом).

Причём, эти прекрасные дороги стоят почти пустые, особенно вдали от крупных городов – по ним рассекают только велосипедисты, трактора с конными повозками, да редкие заблудшие туристы.

В последние годы на островах пытаются развивать туриндустрию. И надо сказать, в отличие от некоторых других мест на планете (не будем называть, каких именно 😉 ), здесь это получается на отлично.Туристические указатели на Азорах, наверное, самые лучшие из всех, что я встречала за последние N лет путешествий по Европе (причём, включая Англию). Исключением является азорский город Furnas, в котором мы побывали за эту поездку 3 раза, и каждый раз выписывали вокруг него удивительные узоры макраме по карте, пытаясь найти нужную дорогу – то, что предлагал нам GPS, оказывалось односторонней дорогой, а то, куда указывали указатели, наш GPS воспринимать отказывался (при этом сам GPS был опьянен южным воздухом и стенами кратера, нас окружавшего, и периодически вообще терял трэк и заявлял нам, что мы мчимся сейчас где-то по бездорожью в неизвестном направлении — поэтому мы ездили в нём просто методом перебора всех возможных направлений).

Единственное нарекание к туриндустрии Азор, это время работы некоторых достопримечательностей. Когда приезжаешь в 16:10 на горное озеро и обнаруживаешь, что дорога на него закрылась в 16:00 (зачем вообще ее закрывать – не спрашивайте, я ответа не знаю). Или дорога на смотровую почему-то открыта только с 8 утра до 13:00 (и когда мы были там в 10:30 она была ещё закрыта, ее открыли позже, когда мы уже сбегали туда пешком). Или, приезжаешь в пещеру, а оказывается, что в ней двухчасовая сиеста, а когда приезжаешь после обеда, узнаёшь, что все места уже забронированы. Но это, конечно, мелочи в мировом масштабе, на самом деле всё это означает только то, что на Азоры не получится приехать наскоком, как мы делали раньше (а ведь была у нас Мадейра за 3 дня, Канары за 3.5 дня, Андалузия за 3 дня, Австрия за 3 дня, 3000 км за неделю по северной Испании и т.д.). А здесь само пространство располагает к неторопливому размеренному отдыху.

Вокруг вулканические холмики, алоэ растёт как какой-то сорняк, по обочинам дороги.

Ремни безопасности? А что это? Детей здесь перевозят так же — на руках, а те, что постарше — едут уже сами, в прицепе.

Первая остановка — родник посреди хвойного леса. Для местных это просто родник, а мы готовы были прыгать от счастья — после серой промозглой лондонской зимы на нас обрушилось всё это — огромные сосны, солнце, свежий воздух…

Едем дальше, по направлению к Furnas…

Спускаемся в кратер…

Деревня Фурнаш (Furnas) находится в кратере огромного древнего вулкана. Многие туристы выбирают этот маленький городок как своё место жительства на острове, но я бы так не поступала. Добираться до остальных достопримечательностей отсюда неудобно. Конечно, приятно ходить в горячие ванны пешком, но сколько в них находишь — для нас абсолютный рекорд это 40 минут, проведённых в горячей, насыщенной минералами воде. И чаще 1-2 раза в день я бы не потянула подобные процедуры.

Парк Terra Nostra Gardens – парк бывшего посла США, с горячими природными источниками. Ну как, источниками, просто в центре парка тёплое озеро подозрительного цвета.

Серёжа так и не поверил, что в нём можно купаться (несмотря на многочисленные головы, торчащие из воды), поэтому купалась я с детьми сама (вон наши головы виднеются 🙂 ).

Надо признать, снаружи оно выглядит хуже, чем изнутри — в самом озере плавать просто блаженство: тёплая лечебная грязь окутывает тело и хочется остаться здесь и жить :). Природные источники здесь богаты железом, поэтому все купальные принадлежности становятся соответствующего ржавого цвета. На улице около +15, вода +37. Это тот редкий случай, когда заходить в воду холоднее, чем выходить из нее — разогревшись в источниках, какое-то время не холодно даже на ветру, пока идёшь до переодевалки. Это, кстати, плюс к тому, чтобы ездить на Азоры весной или осенью — зимой переодеваться на берегу будет слишком холодно, а летом, наоборот, купаться в горячих источниках невыносимо жарко.

После купания в озере, погуляли по ботаническому саду — азалии здесь уже начали отцветать, эххх, а в Англии они ещё даже не начинали цвести.

Огромные пальмы, бананы, бамбук, папоротники — глаза пока не верят разнообразию флоры после серой суровой Английской зимы…

Я сразу почувствовала какой-то подвох, когда мы так легко утром нашли парковку, в пяти метрах от парка. И не случайно – вышли мы и обнаружили, что какой-то местный горец заблокировал нам выезд, полностью. Делать нечего, пошли гулять по городку, заодно искали, где бы пообедать. Ресторана мы так и не нашли, но за время поисков та машина уехала, и мы поехали искать место нашего обеда уже на машине, в случайно выбранном направлении.

На обед выбор блюда был предрешён — однозначно Cozido das furnas, традиционное азорское тушёное мясо с овощами, которое готовится неподалёку в горячих источниках на берегу озера Lagoa das Furnas:

Владелец ресторана, узнав, что мы русские (и заблаговременно заглянув на кухню и убедившись, что жена его не слышит), поведал нам грустную историю, что когда-то давно, 60 лет назад, у него была русская подруга, с которой ему было хорошо, но она любила путешествовать, и однажды она уехала, и больше он о ней ничего не слышал.

Едем на озеро Lagoa das Furnas

…смотреть на дымящиеся фумаролы — трещины на стенах вулкана, через которые струятся горячие газы.

Довольно милая парковка с живописным сосновым лесом:

Здравствуй, запах сероводорода, как же мы по тебе соскучились за 6 лет, прошедших с нашей поездки в Исландию!

….и булькающая грязь

Вот как раз закапывают кастрюли с cozido, которое будет томиться здесь в течение 6-ти часов:

Порадовались Азорскому солнцу…

Весна…

Немного прогулялись по руслу речушки, впадающей в озеро, но сильно углубляться в горы не хотелось:

На другом берегу озера виднеется старинная церковь, вот туда мы сейчас и направляемся…

Forest Jose do Canto Garden

Та же церковь вблизи:

Противоположный берег озера, где мы только что вдыхали испарения сероводорода:

Местные жители:

Miradouro do Pico do Ferro

На обратном пути поднялись на смотровую над озером (сюда в принципе можно было пешком, но с детьми решили, что лучше все-таки на машине). Виды открываются вполне достойные:

Сверху видны фумароли, на которых мы были всего пару часов назад:

Горы на Азорах не большие – самая высокая вершина острова Сан-Мигел чуть больше тысячи метров (на соседнем острове Пико есть вулканчик посерьёзнее – 2351м, самая высокая точка Португалии). Но на самом деле Азоры – это верхушки самых высоких гор на Земле, если считать высоту от морского дна.

Фотографии не передают объема (и, честно говоря, глядя на чужие фотографии с этого места ещё до поездки, я сомневалась — заезжать сюда вообще или нет). Но на самом деле виды волшебные – отсюда отчетливо видны стены кратера, в котором находится городок Фурнаш.

Почему-то, особенность Азор в том, что фотографии абсолютно не передают ощущения от этих островов. Я обратила на это внимание ещё до поездки, штудируя чужие отчёты (и думая — ну неужели они не смогли сфотографировать это как-то по-другому, ну почему оно выглядит как-то никак?). И теперь сама смотрю на свои фото и недоумеваю, куда подевалась вся эти безмятежность зелёных холмов, шум разбивающихся о скалы волн, предчувствие урагана в воздухе — но, увы, фотографии записывают данные только одного из пяти органов чувств.

На обратном пути заехали на берег океана, на пляж Санта Барбара – чёрный вулканический пляж, собственно, как и все пляжи на Азорах:

Одно из любимых занятий — наблюдать за бушующей стихией с безопасного расстояния

Очень удачно, в 5-ти минутах от отеля нашёлся большой супермаркет, где мы закупили продуктов на предстояющую неделю. Кукурузные лепёшки были ещё более-менее, но хлеб, продающийся в супермаркетах на Азорах, просто ужасен. Я никогда не ела настолько невкусного хлеба, никто из нас его есть не смог, даже в голодном состоянии (то ли в него добавляют кукурузную муку, то ли что ещё).

А у детей хит недели был это сам отель, в котором мы жили, с маленьким парком с экзотическими растениями, детской площадкой, барбекю и маленьким футбольным полем. Каждый вечер после возвращения домой, дети неизменно шли гонять в футбол :).

Untitled-1

Особая достопримечательность – коты, котов вообще много на Азорах

И иногда попадаются картинные собачки (я сначала подумала, что это шапка лежит на траве):