[День 3] – Три страны, три дня, три времени года

Сегодня мы покидаем Андорру и наш путь лежит во Францию, в Лурд. По прямой от Андорры до Лурда 140км. По непрямой, то есть по дорогам и серпантинам – в два раза больше, а равняется всё это пяти часам езды – такая вот арифметика Пиренеев.

Дорога не близкая, достопримечательностей по пути много, но реалистично надо выбрать одну из них, иначе опять сползём с нашего графика. В основном выбор был между канаткой, поднимающейся на самую высокую точку Пиренеев (Pic du Midi), и пешим подъёмом на крепость Монсегюр – последний оплот катаров. Я была очень удивлена, когда мои домашние поддержали меня в моём нерациональном порыве идти на полуразрушенные стены древнего замка (ну, не совсем все, но 75% нас было “за” – у нас в семье периодически случается демократия, когда решает большинство, правда меньшинство при этом обычно топает ногами и недовольно кричит 🙂 ).

После вчерашних “spotty showers” многие вершины запорошило снегом:

За последние годы GPS навигатор явно поменял логику расчёта времени в пути. Раньше у нас был “походный” Гармин и рассчитывал он время чисто математически: если ограничение на данной дороге 60км/час, а проехать надо 60км, значит, считал он, ехать 1 час. Логично. Помнится, в прошлый раз, как раз-таки в Пиренеях, наш навигатор иногда ошибался по времени в полтора-два раза! Просто невдомёк ему было, что на горном серпантине при всём желании не сделаешь постоянные 60км/час. Теперь логику расчёта поменяли (хотя навигатор у нас той же фирмы, просто другая модель), и, наоборот, они закладывают слишком много времени – в этом путешествии мы стабильно укладывались в гораздо меньшее время, чем обещал GPS, при этом даже не сильно превышая скорость (ну, иногда, совсем чуть-чуть – хотя в Пиренеях на большинстве дорог её при всём желании не превысишь – если, конечно, вы не обладатель гоночной машины и 7-ми жизней в запасе). Кстати, гугл в этом плане как-то реалистичнее.

Вот наш сегодняшний путь, выглядит вполне мирно (330км, 5 часов – причём, обратите внимание, Монсегюр по времени ровно на середине пути – от Андорры до Монсегюр 2.5ч и от Монсегюр до Лурда тоже 2.5ч):

map3

Граница Андорры с Францией, как всегда туманная и загадочная:

Едем по дороге с облаками…

Наши любимые желтые кусты на склонах:

Безымянное симпатичное ущелье:

С французской стороны зелень и благодать, но почему-то глаз это не радует. Хочется какого-то драматизма в ландшафтах, а не спокойные размеренные пейзажи средней полосы – их можно и в Англии наблюдать в изобилии. Хотя, леса здесь правильные, хвойные:

А вот аутентичные французские деревеньки – очень даже радуют:

Неожиданно – пробка на дороге:

Уже видна наша цель – крепость на вершине горы (маленькая точка на центральной вершине). С этой стороны вообще не понятно, где там может быть тропа наверх:

С этой стороны уже отчетливо видны стены крепости, и уже вполне верится, что тропа есть:

И действительно, есть, причём довольно простая – всего 20 минут до вершины, даже трёхлетняя доча дошла наверх сама:

Крепость Монсегюр (Montségur)

Мы уже были в крепости катаров Каркассон 7 лет назад. Крепость Монсегюр, как и многие катарские крепости, расположена на вершине (почти) неприступной горы. А известна она тем, что это последний оплот катаров, после падения которого они практически перестали существовать – во всяком случае, здесь, в южной Франции, и в таком многочисленном и организованном виде.

Вообще-то, признаюсь, хотела здесь просто скопировать краткое определение катар из своего поста 7-летней давности, чтобы читателям был понятен контекст нашего путешествия. Но на минутку открыла в интернете ресурсы, чтобы перепроверить некоторые данные… и на пару дней была потеряна для общества – история этих удивительных людей просто затянула меня…

Катары – одно из течений христианства. Сами себя “катарами” они не называли, а говорили просто и скромно – “добрые люди”. Впрочем, “официальное” название катаров отражает почти то же самое: оно происходит от слова «кафары» – на греческом означающее «чистые, неосквернившиеся». У катаров была довольно необычная философия, они впитали идеи античности (разделение мира на добро и зло), зороастризма, и многого другого, и – главное – призывали к “чистоте” веры и буквальному следованию христианским заповедям. В момент расцвета насчитывалось около 40 тысяч катаров в одной южной Франции (а были еще в Испании и Италии), а сочувствующего им местного населения было в разы больше. Погубило их то, что они были слишком “добрыми” и “чистыми”, и неустанно критиковали католическую церковь за алчность и за отступление от христианских идеалов.

Папа римский оказался не такой “добрый” и отправил против катаров крестовый поход (кстати, первый крестовый поход христиан против христиан). Армия крестоносцев окружила Монсегюр. Пятьдесят солдат крепости смогли почти год, будучи отрезанными от внешнего мира, противостоять армии из нескольких тысяч вооруженных людей, но в 1244 году Монсегюр пал. Двести монахов, так и не отрекшихся от своих убеждений, были сожжены тут же, у подножия горы. О чём и повествует этот суровый каменный монумент… (кстати, только во французском языке есть специальное слово, обозначающее “сожжение людей заживо” – Bûché)

Виды с тропы умиротворяющие. Вот дорога, по которой мы приехали:

В голове звучит песня Era – “Cathar Rhythm”:

You’ll hear my prayer
Don’t you turn your eyes
And if you dare to move
I’ll be waiting…

Лепота…

Осталось уже совсем немного до вершины, начинается дождь, надо поторапливаться – спускаться по мокрым камням с детьми будет ой:

Дождь усиливается, но мы уже не отступим. Вот они, стены крепости:

Внутри практически ничего нету – только трава и камни…

Вокруг этого места ходит много легенд. Кто-то считает эту крепость местом силы (и, кстати, скала здесь вулканическая – а вулканы они вообще часто бывают “не простые”), и называют её ни много ни мало, храмом чаши Грааля. Кто-то говорит, что здесь вообще был храм Солнца, так как стены ориентированы строго по направлению юго-восток/северо-запад. Ученые же утверждают, что еще до христианства на этом месте было древнее святилище. Не знаю, насчет силы, прочувствовать это времени не было (тем более, погода не способствовала, пришлось осматривать всё бегом), но я люблю такие места – это живая история, и памятник человеческой силе духа и вере.

Вид с северной стороны стен:

Так и просится среди этих камней поискать развалины древней церкви, какие обычно бывают в старых аббатствах и крепостях этих времён, но здесь её не найдешь –  катары не строили храмов, утверждая, что единственной церковью является сердце человека.

Более того, историки утверждают, что эти стены – это остатки более поздней крепости, не имеющей к катарам никакого отношения.

Вот реконструкция, как могла выглядеть крепость катаров того времени – хотя, это просто фантазии историков, никаких документов на этот счет, я так понимаю, не сохранилось (картинка с сайта catharcastles.info, там, если что, вообще много всего интересного про Монсегюр и про другие катарские крепости):

120919_2461

И, как бы того не хотел Папа Римский, идеи катаризма изменили и католическую церковь – именно после разгрома катаров, были учреждены “нищенствующие” ордены доминиканцев и францисканцев, которые ходили по городам и сёлам, подражая катарам. Многие идеи катаризма были переняты католиками и протестантами (кому интересно, опять же, много всего здесь, я не осилю пересказывать).

Сейчас история катаров романтизируется, есть десятки книг, фильмов, песен, и даже компьютерных игр, где используются какие-то реальные или вымышленные факты о катарах (“Код да Винчи”, “Святая Кровь и Святой Грааль”, “Индиана Джонс”, “Звездные войны”). Кроме того, в наше время существуют “новые катары” – честно, сама встречала и как-то даже совершенно случайно разговаривала с одним из них (и у них вроде есть даже последователи в России). Хотя, есть у меня сомнения насчёт аутентичности их учения, потому что письменных источников о средневековых катарах по понятных причинам почти не осталось, и многие факты об их учении современные историки восстанавливают только по показаниям, выбитым когда-то католической инквизицией у их сторонников.

Монсегюр – не единственная крепость в этих краях. Если приглядеться, развалины древних стен то и дело возвышаются на отрогах окрестных скал:

А эти развалины на горе даже случайно удалось потом идентифицировать в интернете – это катарская крепость 11-го века Roquefixade:

Но дорога зовёт – мы покрыли только половину из нашего сегодняшнего 5-часового авто-пробега. Дальше началось такое, что в течение полу-часа мы просто были уверены, что свернули куда-то не туда, или наш навигатор решил найти как обычно какую-то сокращёнку – мы ехали по каким-то сомнительным петляющим проселочным дорогам, не встретив ни одной встречной машины за всё это время. Но потом, посмотрев на карту, мы всё-таки реабилитировали наш GPS – это не он такой бяка, дороги здесь просто такие.

По дороге сын спросил, как образовались Пиренеи. Вот чего вычитала – всё как обычно, тектоническая активность, но разные части гряды состоят из разных минералов. Если центральные Пиренеи – это гранит и сланец, то Восточные и Западные – осадочные породы (известняк, песчаник). Пиренеи, кстати, довольно молодые горы и считаются одними из наиболее труднодоступных горных систем мира.

Мы делаем огромный виток по карте в сторону Тулузы – совсем не логичный для тех, кто не знаком с особенностями Пиренеев. Зато для тех, кто вдоволь уже по ним наездился и наукачивался, это звучит как “фух, наконец-то, хоть проедем немного по нормальной дороге”.

Пейзажи становятся всё более равнинными:

Издали даже увидели саму Тулузу – столицу французского региона под названием Юг-Пиренеи (Midi-Pyrénées):

Лурд (Lourdes)

Вот мы и в Лурде – маленьком городке, затерянном в горах, который посещают 5 миллионов паломников в год (и, кстати, в этом городке даже есть свой аэропорт, и из него есть прямые рейсы в Лондон – я его рассматривала как вариант для нас, но подходящих рейсов не нашлось – тем более, машину мы брали в Испании, значит нам надо и возвращаться в Испанию).

Раз уж мы не поднялись на самую высокую вершину Пиренеев, решили подняться хотя бы на гору Pic du Jer на фуникулере в Лурде.

Сверху открываются виды на город Лурд:

… и на окрестные горы. Хорошо, что мы всё-таки не поехали на канатке на самую высокую точку Пиренеев – с такой облачностью мы бы увидели только белое облако тумана:

Пошли по тропе, ведущей от верхней станции канатки, на вершину – даже не знаю зачем, это уже привычка, раз есть тропа, то по ней надо идти :).

С вершины никаких принципиально новых видов не открылось. Наверху установлен огромный металлический крест, который ночью, видимо, подсвечивается (я, признаться, сначала приняла его за ретранслятор мобильной связи, а сын так просто был уверен в том, что это что-то техническое 🙂 ):

Поели мороженого, и обратно, на грешную землю (придавленные в вагончике со всех сторон группами британских школьников – даже этот затерянный  кусочек Франции накрыло английскими школьными каникулами)…

В Лурде мы были ровно 7 лет назад, по пути из Тулузы в Ордесское ущелье. Тогда бегом, проездом, потому что времени было мало (да еще и наш рейс из Лондона тогда задержали, а нам надо было в тот день пересечь Пиренеи). Сейчас мы решили остановиться в Лурде на ночёвку, чтобы никуда не бежать и вдоволь надышаться этим местом.

Столько, сколько мы искали отель в Лурде, мы не искали никогда и нигде. На карте-то мы его видели, он был практически рядом, и пешком мы бы дошли за 3 минуты, но машину-то на пол-пути не бросишь (тем более, что общедоступных парковок в Лурде почти нет). А тут – одна улица односторонняя, другая – пешеходная, третья закрыта из-за ремонта дороги (но GPS всего этого не знает, и упорно ведёт нас снова и снова одними и теми же закрытыми дорогами!).

И мы ездили…

… и снова ездили…

… и опять ездили…

Пару раз проехали главную церковь Лурда:

И даже видели издали православную церковь:

Ездили ровно час, сделав кругов 5 вокруг Лурда, пока небеса нам не послали дядечку-водителя экскурсионного автобуса, который и придал нам нужное направление.

Хозяйка отеля, истинная француженка, никак не могла понять, как мы поместимся вчетвером (2 взрослых + 2 детей) в трехместный номер: “ну вы с мужем понятно, вдвоём на большой кровати, а детей куда??” Мы ее уверяли, что всё будет хорошо, и мы не первый раз так ночуем, но она до последнего отказывалась в это верить и даже взяла ключи от другого номера, чтобы мы смогли передумать, если что.

Отель у нас располагался прямо под старой крепостью (куда мы так и не сходили), с видом на главную церковь Лурда и на бурную горную реку:

А сегодня из нашего окна… будет видна река, церковь и священная гора (слева от церкви):

Забросив вещи в отель, мы поспешили туда, куда первым делом направляются все 5 миллионов паломников, посещающих это место:

Главная церковь находится прямо над священным гротом

По легенде, когда-то 14-летней местной девочке здесь явилась Дева Мария, и потом на этом месте забил источник, обладающий целительными свойствами (в Лурде даже есть специальное бюро по “регистрации чудес” – то есть случаев чудесного исцеления людей, после посещения этого места):

Хорошо, что время уже к вечеру, в прошлый раз, я помню, мы минут 40 стояли в очереди, чтобы к нему подойти (в принципе, если нет времени, к нему можно и не подходить – воду из него набрать можно в любом кране возле церкви, совершенно без очереди).

Поставили гигантские свечи (других почему-то здесь нету), которые ветер всё время норовил задуть. Здесь есть специальные люди в респираторах, в обязанности которых входит смотреть за свечами, убирать воск и ставить свечи тех, кто заказал их по интернету (да, прогресс дошёл и сюда, есть тут и такая услуга). Приятно удивило то, что несмотря на огромный поток людей, особой коммерциализации места не наблюдается – свечи стоят не такие уж большие деньги, и исключительно на твоей совести опустить нужную сумму в ящик – никто этого не проверяет (правда, и никто сдачи не даёт – я бегала пол-часа, пытаясь у кого-то разменять крупную купюру 🙂 ). Всё остальное – бесплатно (купание в воде источника в оборудованной бане и т.д.). В Лурде работает просто огромное количество волонтёров (в основном, французы и итальянцы – французы понятно, это Франция, а итальянцы видимо потому, что они одни из самых набожных народов в Европе).

В церкви звучал орган. Я хотела поскорее выйти, пока наши дети там не расшумелись, но они удивили тем, что сами попросили остаться на какое-то время…

Завтра мы улетаем восвояси, в Лондон. А сегодня на вечер у нас – упаковка чемоданов при свете фонарика вокруг спящих детей, и сидение на балконе с видом на реку и на подсвечивающуюся в темноте церковь, вокруг которой многочисленная процессия совершала крестный ход (даже не знаю, почему я это не сфотографировала, на меня не похоже – видимо, мне и так было хорошо 🙂 )…