Турция – часть 1

С сожалением (и некоторым облегчением) приходится признать, что писать большие многостраничные рассказы про наши поездки у меня совершенно нет ресурсов. Чтобы детально написать про все места, куда мы ездили за последние 2 года, мне надо следующие пару лет провести в отшельничестве и никуда больше не ездить (а так же не учить детей своих и чужих, не кормить, и вообще, посадить детей в затворничество без кружков, прогулок, дней рождений и т.д. 🙂 ). Поэтому буду освещать только основные моменты, которые нас зацепили в нашей октябрьской поездке в Турцию.

В Турцию я хотела давно, очень давно – минимум лет 10. Но тогда, по определенным причинам, победила Хорватия. В этом году она тоже была где-то рядом – но не победила, а просто добавилась за два месяца до Турции :). Конечно, в Турцию мы ехали не за “всё включено”. У нас в путешествии включены обычно только приключения, натертые ноги, немного адреналина, спутавшихся планов, неожиданных открытий и много-много красивых пейзажей.

Планирование

Интересного в этом неинтересном деле планирования только то, что сайт Booking.com не работает из Турции, он там запрещён (я так понимаю, в целях защиты местного бизнеса от конкуренции). Собственно, в нашем случае никакой конкуренцией там и не пахло – так как моих нервов и познаний турецкого (а также умения пользоваться интерфейсом в стиле 90-х) явно бы все равно не хватило, чтобы бронировать что-то на аутентичных турецких сайтах. К счастью, booking.com закрыт только непосредственно внутри страны, и бронировать турецкие отели все-таки можно, если находишься за пределами Турции.

А вообще в каждой стране есть какие-то особенности при планировании. И чем интересней и необычней будет страна, тем неожиданнее сюрпризы. В Норвегии (про которую я когда-то все-таки напишу!), например, надо учитывать, что некоторые дороги не проходимы из-за снега… до середины июля! И еще там совершенно невозможно запомнить названия достопримечательностей, для меня они все на одно лицо (причем, нечитаемое и незапоминаемое лицо). Поэтому при планировании этой северной страны прошлой весной многие названия в моем мозгу, похоже, складывались в одну и ту же ячейку памяти, и различить их можно было, только снова по десятому кругу перечитав одни и те же заметки других путешественников.

В Турции с названиями проще – о, названия там ласкают мой крымский, привыкший к тюркским названиям слух, слаще восточного щербета :). Эски-сехир, Кале Денизли, Тепе-Кой – это прямо как ожившие напоминания о наших крымских просторах. Но зато в Турции совершенно нет официальных вебсайтов достопримечательностей. И при чем я не говорю про какие-то маленькие, никому не известные развалины. Часто даже большие, посещаемые тысячами туристов в день объекты, грешат этим. Что еще интересней – указанные часы работы достопримечательностей разнятся от ресурса к ресурсу (причем, бывает, что на одном и том же сайте на главной странице указаны одни часы работы, на внутренней странице с информацией и ценами – уже другие). В одном случае я нашла три разных варианта :). В реальности, как правило, всё оказалось вообще совсем по-другому :). Но, видимо чтобы не путать путников, официальных сайтов достопримечательностей просто нет.

Еще удивило то, что в Турции по-своему понимают в отелях “семейный номер”, предлагая… две, максимум, три кровати (на которых, видимо, предлагается спать по диагонали или по очереди двум взрослым и двум уже подросшим детям 🙂 ). В последнем отеле в аэропорту просто отсутствовали как класс любые номера больше, чем двухместные – пришлось взять два номера на нашу семью.

Вообще, признаюсь, мне нравятся путешествия со смыслом – и это то, над чем я рыдала во время планирования Хорватии – я не могла там найти никаких смыслов (это справедливо только для меня, конечно – другие наверное их там себе успешно находят), кроме моря и пляжей. А смыслы для меня – это посетить древний монастырь, или стоять на развалинах, которым лет больше, чем в номере года на моем календаре, и представлять, как на этих же камнях стояли люди 4 тысячи лет назад, воздавая молитвы небесам. Прикасаться к камням, помнящим расцвет Фригийской культуры, падение древней Трои, древнюю Грецию и Рим, Византию, Османскую империю… Или увидеть какое-то диво дивное – природное явление вроде огня, вырывающегося из горы, или белоснежную гору – только не холодную, а горячую. Или покупаться… в бурлящем море (едва не обожгя себе в нем руку)! Или просто сидеть на вершине горы, глядя как солнце садится за море (и вдруг случайно обнаружить древние развалины неподалеку). При планировании Турции я себя чувствовала как человек, который выполз из пустыни к оазису. Там всё это было, и везде, и много. В Турции надо очень постараться, чтобы НЕ увидеть древних развалин и НЕ прикоснуться к истории, и НЕ увидеть шикарную природу.

Вот просто один из закатов в Турции:

Если бы я создавала видео про нашу поездку, я бы в качестве фоновой музыки выбрала непременно пение муэдзинов и кукареканье петухов. Это настолько типично для Турции, и встречается и внутри страны, и на побережье, что уже становится неотъемлемой частью опыта пребывания на этой древней земле. Мы почти скучали по этим мотивам, переехав под конец отпуска в молодёжный курорт Олюдениз с его бумс-бумс-бумс до поздней ночи. И тайно признаюсь, мне немного не хватает этих напевов сейчас, в наши 4 часа скучного лондонского утра :).

В общем, в хронологическом порядке получилось примерно так:

День 0. Перелёт Лондон – Измир. Отель в городке Сельчук.

День 1. Погружение в древнюю историю: Дом Богородицы, пещера Семи Спящих Отроков, базилика Святого Иоанна, древний Эфес. “Снежная” гора из кальция Памуккале.

День 2. Древние монументы Фригийской долины.

День 3. Переезд на море, в район Кемера – в Чиралы. Некоторые приключения на дороге, поэтому этот день получился “технический”, практически без фотоотчета.

День 4. Чиралы: развалины древнего Олимпоса, огни Химеры. Купание в море и День Рождения Ники! 🙂

День 5. Церковь Св. Николая в Демре. Ликийские гробницы в Мире. Песчаный пляж Капуташ. Каньонинг в ущелье Сакликент.

День 6. Морской курорт Олюдениз: морская прогулка к долине Бабочек. Полуостров Джемилер.

День 7. Деревня-призрак Каякей. Переезд в Измир. Приморские городки Чешме и Алачати.

День 8. Отлёт восвояси, в Лондон.

Конечно,  семи дней пути непростительно мало для такой невероятно богатой на историю и природные достопримечательности страны, как Турция. Мы проехали (и иногда кажется, что просто пролетели – так как не всегда было время остановиться и исследовать то, что мы проезжаем) 1900 км пути. Да и то, если посмотреть на карту, мы обогнули только малую часть этой страны. А хотелось увидеть еще очень и очень многое – как вылупляются морские черепашки на берегу Средиземного моря, пещерные города Каппадокии, кружащихся дервишей… Это всё осталось ждать до следующего раза, который обязательно когда-то будет…