Хорватия-2022, часть 1

Когда-то было время, когда для меня летний отдых был синонимом отдыха на море. Даже в самых мрачных и невероятных мыслях я не могла тогда вообразить, что так долго не попаду в родные места – уже целых три года мы не были в Крыму, и счёт идёт дальше…

Вообще, из-за этой вынужденной дани северу, я стала за собой замечать… что меня вообще-то на юг уже и не очень тянет. Когда-то я не понимала суровой красоты северной природы, но вот сначала случилась Шотландия летом… а потом еще раз уже зимой, потом Норвегия… И взгляд уже невольно скользил по соответствующей параллели на карте… Но я взяла себя в руки, напомнив себе, что у детей не было нормального пляжного отдыха уже 3 года. Последней каплей стало, когда дети недоверчиво спросили “ты хочешь сказать, мама, что мы поедем на море и не будем брать с собой гидрокостюмы? Ты точно уверена?“. И я решила, что пока я сама еще в этом уверена, надо срочно ехать в какую-нибудь южную страну.

Времени и настроения выбирать направление особенно не было, в основном я смотрела на МайоркуЧерногорию и Хорватию, просто по той причине, что во всех этих местах мы уже были N лет назад, и не надо было тратить много времени на планирование (после Норвегии этой весной, у меня до сих пор глаз дергается при мысли о планировании с нуля еще одного путешествия по незнакомой стране с нечитаемыми названиями на карте). Сердце мое лежало, конечно, к Черногории – там и горы, и монастыри, но всё это предполагает активный отдых (а сейчас формат отпуска у нас был другой), да и в Хорватии однозначно лучше пляжи. И билеты на самолет в Хорватию почему-то были более привлекательные.

Еще важным фактором при выборе места отдыха для меня было то, что нам нужно было место со стабильным интернетом на всю неделю, это значит, что в нашем обычном формате (одна ночь – один отель и много-много переездов) мы бы не вписались… Острова (которых много в Хорватии) – тоже сразу минус, так как там встречались описания отелей, которые “настолько экологичные, что не подключены к электросети”.

Итак, мы непривычно для себя попробуем “оседлый” отдых. Надеюсь, никого не покусаем от тоски :).

20 Августа 2022. В первый день мы прилетели так поздно, и местные таксисты в аэропорту были настолько алчными (за 3 км пути хотели с нас 40-45 евро – в принципе, как бывает в странах восточнее определенной долготы на карте, это конечно же плата не за километраж, а за наше невладение местным языком 🙂 ). В общем, пока мы доехали до отеля в первый день, уже успел наступить второй день :). Поэтому сегодня нас пока встречает временный отельчик у аэропорта – но уже с правильной южной атмосферой и горами на фоне.

Наконец первый полноценный день в Хорватии.Сегодня мы едем пару сотню километров вдоль побережья вниз, в район городка Брела. По пути мы решили заехать в аквапарк Далмация. Воображение рисовало мне водный парк, по масштабу не уступающий, а то и превосходящий крымские, но… оказалось, это просто одна “ленивая река” и один комплекс с мини-горками, где единственной гарантией является то, что ты будешь мокрый с ног до головы.

Но мы, изголодавшиеся по теплу и солнцу, пока безмерно рады и этому.

Не знаю, как именно распределяли береговую линию при распаде Югославии, но Хорватия явно стояла в очереди первой – ей досталась самая длинная и самая живописная часть побережья среди всех соседних стран. Поэтому, когда едешь по Хорватии, с большой вероятностью виды будут примерно такими:

Я уже и забыла, что дороги тут такие… эээ… горные…

Практически все отели на побережье – это просто частные виллы, в которых хозяева сдают комнаты гостям. Жаль, я не сфотографировала последний участок дороги до нашего дома (так как там мне было не до фото!). Просто скажу, что в этот раз я была тоже записана в страховке на машину, как второй водитель, чтобы я могла выезжать с детьми сама, пока Сережа работает… но вот по большей части из-за этой “последней мили” я за руль садиться так и не рискнула, водил только Сережа.

Наш ежедневный променад к морю.

Как там в Англии учат детей писать сочинения – в описании надо использовать 5 органов чувств. Жаль, что фото передает только одно из них – то, что видят глаза. А вот бесконечный шум цикад, запах хвои, раскаленной под солнцем, шум прибоя вечером, легкий ветер, треплющий волосы – всё это осталось за кадром.

Знающие люди говорят, что вот так просто с первого дня по-тюленьи отдыхать не получится – это вам не 20км по горам скакать. Тут надо привыкать постепенно и аккуратно, чтобы организм сразу не испугать. Первый день, искупавшись в море, дети спросили “ну и что у нас дальше по программе?“. А дальше у нас было… сидение вот на этой террасе, еще арбуз, свежие персики, чтение книг, и снова купание в море.

Ммм, а какой виноград рос прямо возле нашего домика (и хозяин разрешил нам его есть прямо с ветки). А еще персики, гранаты…

Вот и наш уютный пляжик.

Первые пару дней море было прохладное, как на мой на вкус, но +30 на суше творят чудеса – через пару дней температура воды стала идеальной для пребывания в ней безвылазно.

Одно из самых любимых занятий – понырять с трубкой и маской:

Рыбки тут совершенно не пуганые (иногда было ощущение, что я плаваю в аквариуме 🙂 ).

Еще видели стайку осьминогов, морскую звезду и морских ежей – куда же на Адриатике без них! С удивлением прочитала, что мало того, что ежи могут перемещаться (с помощью своих колючек), они еще могут высверливать норы в гранитных скалах! Ух, зверюги, таким лучше на пути не попадаться (и, главное, на них не наступать – поэтому без резиновых тапочек мы в местных водах не плавали).

И гордый баклан, который размышлял о законах бытия и совершенно не реагировал на такие банальные вещи, как соседство с туристами, подобравшимися к нему со своими камерами почти вплотную.

После второго дня на пляже Ника вздохнула “эх, вот бы сейчас в горы… идти куда-нибудь на Сноудон, чтобы крутой подъем вверх и плохая погода“.

Если плохую погоду я еще могла ей как-то пообещать (и то, из обещанной череды дождей, в реальности ливень материализовался только один раз), то вот с горами и пешеходными свершениями тут было сложно… Тропы в принципе можно было себе придумать, но кому хочется куда-то идти, когда на суше +30 и освежающее море в пяти минутах ходьбы… Тем более, то ли действие морской воды, то ли организмы наши так расслабились – но в этой поездке я истратила почти все свои запасенные пластыри (чего не было даже в пешем отпуске в Словакии две недели назад!), и к середине отпуска половина нашей команды была похожа на хромающих пиратов из Острова Сокровищ, и конечно никто никуда ходить не хотел.

За 10 дней отпуска я ни разу не одела теплой кофты. Вообще ни разу – ни вечером, ни даже по возвращению в Лондон (ну, в Лондоне уже скорее из лени принципа, вообще там уже можно было 🙂 ).

Тепло было настолько, что просто невозможно было пропустить ночные купания под звездами

Дети увлеклись ловлей ночных обитателей моря (я только надеялась, что охота будет в одностороннем порядке, как-то не хотелось, чтобы такая штуковина прицепилась ко мне в темноте 🙂 )

Сын даже поймал рыбку прямо руками

Еще впечатлили коралловые полипы. Днём они закрытые и выглядят как обычные мясистые мешочки, зато ночью…

А вдалеке огни города Брела и Юпитер в небе:

А вот лунной дорожки, увы, не было – луна была занята в это время в другом полушарии.

Зато, благодаря тому, что луны на небе не было, звездное небо предстало перед нами во всей красе – с Млечным Путём, Кассиопеей и даже метеорами, которые мы наблюдали прямо с нашего балкона…

Мы жили на самой окраине деревушки Pisak, в самом тихом ее месте. Главная достопримечательность деревушки, конечно, магазин фруктов :).

Будь такой пляж в Англии, он, конечно, был бы во всех путеводителях и рейтингах под номером. Рядом непременно была бы парковка, которую надо было бы заранее (!) бронировать по интернету – как было в прошлом году в графстве Корнуолл.

Но мы уже за несколько дней пресытились местными красотами, поэтому глядя на этот “городской” пляж, только носом повели, и вернулись обратно в нашу дикую бухточку.

И все-таки совсем на одном месте всю неделю мы усидеть не смогли – несколько раз выезжали из нашей деревушки.

Съездили в соседний городок Брела, и… наше блаженное существование вдали от цивилизации было нарушено. Мороженое, вафли с вареньем, экскурсии, детские площадки, кафе, аквапарк – всё это обрушилось на нас, и сразу.

Дети хотели волны “как в Крыму” и мироздание их услышало:

Запах сосен в Хорватии просто повсюду. Наверное, надо очень постараться найти место на побережье, где его нет. Но тем не менее, за неделю он нам не надоел, мы так же восхищались этому, как и в первый день.

Сделали фото на той же самой скамейке, 10 лет спустя (хотя саму скамейку уже заменили на новую):

Символ Брелы – скала в море, всё так же на месте.

Все-таки и в таком многолюдном городка как Брела, можно найти уютные уединенные бухточки:

Удивительно, но несмотря на всю видимую цивилизацию, в Брела почти не предлагалось морских экскурсий или рейсовых катеров (кроме единственного маршрута на 10 часов на соседний остров Брач). Будь это в Крыму, тут бы точно ходил рейсовый катер в соседний Омиш и в Макарску.

Интересно, что при всей похожести береговой линии на Крым, в Хорватии совсем нету культуры организации прибрежных парков. Здесь обычно облагорожена только небольшая дорожка вдоль моря, но вот погулять/посидеть в жару несколько часов в парке, как мы делали традиционно в Крыму, здесь просто негде.

Так как покататься на катере мы не смогли по причине его отсутствия, пришлось прокатиться на кораблике со стеклянным дном (причем, у него были только ночные рейсы).

Как и ожидалось, мы не увидели почти ничего – с обычной маской и трубкой в местных водах можно увидеть на порядок больше.

Попробовали (вернее, только я из всех решилась) черное ризотто с чернилами каракатицы. На вкус оно лучше, чем на вид (и замечу, что ничего новомодного в нём, несмотря на его подозрительный вид, нет – только рис и морепродукты 🙂 ).

А вот “пустыню” мы все же пробовать не решились :).

Ну и булочки показались не очень благозвучными…

Да, кстати в Хорватии до сих пор в ходу местная валюта – куны. На евро они переходят со следующего года. Многие уже сейчас принимают и евро, и куны. В общем-то, в туристических местах банкоматы и пункты обмена валюты на каждом шагу (гы, это вам не Норвегия, где мы специально искали в течение часа банкомат, чтобы снять местные деньги 🙂 ).

В предпоследний день в нашем мини-раю мы случайно обнаружили, что от нашего домика тропа ведет еще на один, даже более дикий пляж:

Для меня это был просто бальзам на душу. Это уже точно местная инкарнация моего любимого мыса Айя!

Одним из наших любимых занятий было прыгать с какого-нибудь камня в воду. Каждый раз, когда мы приходили на новый пляж, я или Егор отправлялись на разведку дна, чтобы убедиться, что прыжки будут безопасными. Вот и на этом пляже Егор попросил меня сплавать посмотреть, можно ли прыгать с этой каменной косы слева:

Когда я обплыла ее, у меня реально сердце похолодело – за ней оказалась просто бездонная пропасть. Благодаря тому, что вода здесь очень чистая, видимость в море тут  исключительная… так вот за этой каменной стеной не было ничего – только бездонная синева. Прыгать с нее как-то сразу расхотелось.

Спросила Егора, как ему понравился отдых в Хорватии? Сказал “9.5 из 10-ти. А было бы 10, если бы это был Крым” :). И я с ним вполне согласилась.

Еще недалеко находился известный пляж Vruja, очень популярный и раскрученный во всех экскурсионных программах, и до него по карте даже виднелась тропинка минут на 30… Но по фотографиям в интернете я так и не поняла, из-за чего весь сыр-бор вокруг него – растительности на нем нету, ну пляж и пляж. Могу быть не права, признаю, мы туда так и не сходили.