[День 1] Сноудония

И снова в Британии банковские выходные, и снова мы направляемся в северный Уэльс (кажется, уже в 5-й раз? про три предыдущих я писала здесь, здесь и здесь, про прошлогодний четвертый ещё напишу, а вот еще один, но уже в южный Уэльс 😉 ). Путь до Уэльса от нас не то что очень длинный, но и не близкий. Навигатор рассчитывает время как 4.40, но мы-то знаем, что так бывает только в “сферический день в вакууме”, а в реальности будут пробки, будут дорожные работы, будут просьбы детей остановиться по пути, и прочее, что растянет дорогу почти на весь день, если стартовать утром. В этот раз (впрочем, как и обычно), у нас было всего 3 дня на поездку, поэтому мы решили выезжать вечером накануне, в пятницу. Итак, чистая арифметика: мы выехали в 16:30 (раньше, увы, никак), 4.40 пути, нам надо заселиться в отель до 22:00 (хозяин отеля и так был не в восторге, когда я с ним заранее переписывалась по поводу нашего возможно позднего прибытия). То есть у нас в запасе на разные непредвиденные обстоятельства всего 50 минут.

И мы сразу поняли, куда именно пойдут эти 50 минут – до туннеля под Темзой мы ехали час вместо обычных 20 минут. Наверное, идея выехать с вечера в пятницу перед длинными выходными пришла в голову не только нам 🙂

Тучи сгущаются…  Дождь лил почти всю дорогу без перерыва – ну и хорошо, пусть он весь выльется сегодня, чтобы завтра мы могли спокойно гулять по Уэльсу :). Это отголоски урагана, пришедшего сюда с другой стороны Атлантики несколько дней назад:

В Уэльсе нас встречают традиционные каменные домики (конечно, сейчас они встречают нас в кромешной темноте, но мы-то знаем, что завтра будет так):

Итого, ехали почти 6 часов вместо обещанных 4.40 – приехали в отель в 22:15.

Ночью здесь совсем не жарко, 5 градусов “тепла” – такое вот оно, уэльское лето…

День 1. За порцией адреналина – в шахты!

Идиллический уэльский пейзаж открывается сразу за нашим отелем:

Но нас этот пейзаж не соблазнит на умиротворение и созерцание, у нас сегодня день нетрадиционных видов спорта!

В северном Уэльсе было много шахт, добывающих сланец. Сейчас некоторые из них преобразованы в центры экстремальных развлечений – и нам, конечно, туда.

На первые пол-дня мы разделимся, так как на многие виды активностей есть строгие правила по поводу минимального возраста участников, мы и так немного “повзрослили” детей, чтобы их туда пустили ;). Мы с Никой идем в бывшую шахту… прыгать на гигантских навесных батутах!

Всё хорошо в этих батутах, но когда прыгает много людей одновременно в одной области сетки, устоять на ногах довольно сложно (я ходила в основном вдоль стеночки, так как подворачивать ногу в начале поездки не входило в мои планы, тем более что я сегодня за рулём, а завтра у нас восхождение на гору 🙂 )

И, конечно, печальное нововведение уже нашего времени – всё время в шахте теперь положено находиться в маске. Ну, находиться-то может в маске и можно на протяжении часа (хотя обычно это не то, что хочется делать под землей, где кислорода и так не в избытке), а вот прыгать, съезжать по трубам и бегать вверх по лестницам в ней уже довольно проблематично. Поэтому иногда она у меня “сползала” с лица ;).

В этой шахте есть вариант более серьезного времяпрепровождения, но это уже для более старших детей/взрослых:

Кроме собственно батутов, в шахте много интересного – например, там встречаются артефакты вроде старых тележек, груженых камнем. Да и вообще любопытно посмотреть,как оно выглядело пару веков назад, во время добычи сланца (ну, как бы раньше оно никак не выглядело – тогда электричества еще не было, и даже свечи стоили дорого, поэтому в основном здесь царила первобытная темнота). Добытый сланец использовался в основном для покрытия крыш и отправлялся дальше на кораблях в Англию и Ирландию. В шахтах труд был, как водится, тяжёлый, опасный, вредный и низкооплачиваемый (знали ли тогда рабочие, что сейчас люди наоборот будут платить деньги, чтобы зайти в шахту 🙂 ). Кто-то из семьи обязательно должен был работать в шахте, иначе всю семью лишали жилья! Поэтому если отец семейства по каким-то причинам работать не мог, в шахту приходилось спускаться детям – а начинали работу тут с 10-ти лет (и тут я задумчиво посмотрела на сына 🙂 )…

Тем временем наши мужчины идут на “experience” в другую шахту (как оказалось, они лазили всего в 7-ми минутах от нас с Никой). У них уже серьезный маршрут с обвязкой, подземными озёрами и прочей романтикой подземелий. Их проводник, кстати, бывший военный.

Эти четыре фотографии ниже не наши – взяты с официального сайта этих развлечений (но Сергей подтверждает, что с ними именно это всё и делали там, в шахте 🙂 )

Пока мужчины бороздят подземные просторы,  мы с Никой едем дальше, на разные активности уже на поверхности, в лесу

Это почти единственный аттракцион, на котором я обычно соглашаюсь присоединиться к детям – тобогган:

Весёлые знаки напоминают о социальной дистанции:

Кстати, не всё в этой пандемии плохо. Есть явно позитивные вещи – например, во все парки аттракционов теперь пускают гораздо меньшее количество посетителей, чем раньше. В результате очереди уменьшились в разы – прошлой осенью мы ждали своей очереди на этот тобогган минут 30 (чтобы потом скатиться с него за 5 минут), а сейчас ожидание было максимум минут 5-10.

Наконец мужчины выходят из подземелий, мы с Никой накатались и напрыгались, и дальше все вместе едем на…

Водопады Conwy

Водопады живописные, спору нет, но… они находятся всего в 10 минутах от парковки, так что “похода” не получилось. К тому же, к самой воде спуститься нельзя. Так что кроме одного главного кадра, делать здесь больше и ничего.

По карте тропа идет дальше, в симпатичное ущелье Fairy Glen, но в реальности она оказалась узкой кабаньей тропкой, уходящей круто вниз, которую для пущей убедительности преграждает знак “опасно”. Сама бы я еще пошла посмотрела, что там дальше (хех, нам не первый раз проходить под разными знаками ), но одна с детьми я всё же решила не идти.

Но всё же в ущелье это очень хотелось попасть, поэтому мы подъехали на машине с другой стороны тропы, и пошли уже по “официальному” маршруту на Fairy glen – дословно “Долину Фей”. Каждый фермер берет небольшую денюжку за проход на водопад, в ущелье и т.п. – здесь почти вся земля в частной собственности (да, включая озёра и водопады!). Всё-то ничего, но в этом месте… у меня не оказалось с собой наличных денег – я взяла с собой только ключи, телефон и фотоаппарат (а кредитку они, конечно, не принимают)… К счастью, я вспомнила про купюру в 10 фунтов, которую всегда ношу с собой на всякий случай в телефонном футляре, она и дала нам возможность пройти к ущелью:

Тропа заканчивается у реки. А где же ущелье?

А вот оно, просто надо залезть на камень и заглянуть за поворот:

В само ущелье зайти нельзя – приблизиться к нему можно только с помощью соответствующей оптики (которой у меня, увы, сейчас с собой не было)

Но зато тут можно вволю поэкспериментировать с выдержкой (как с фото-выдержкой, так и с выдержкой детей – обычно после третьего кадра они начинают ныть “мама, всё, пошли, ты уже это сфотографировала”). Странно, но сейчас детей было не видно и не слышно – видимо, они тоже попали под магию Долины Фей, и просто сидели и зачарованно слушали шум воды, причем на протяжении какого-то рекордного для нас всех времени (посмотрела по фотографиям – мы действительно провели в этом месте почти полтора часа!)

Вода образует удивительные круговороты, которые можно фотографировать вечно – и каждый раз фотография получается новая:

Приближала я это ущелье как могла – в следующий раз сюда надо приехать с правильным объективом и в правильное время дня (я видела снимки в интернете, где солнце подсвечивает воду сзади – хотя, учитывая уэльскую погоду, это явление наверное бывает всего пару дней в месяц – когда оно есть, солнце 🙂 )

Сланец везде – на стенах, под ногами (у меня возник вопрос, почему же тогда его добывали в шахтах? оказывается, под землёй он лучшего качества)

Ниже по течению река уже спокойная и широкая. Хочется остаться здесь и посидеть еще часок… но дети ненашутку проголодались после такого насыщенного дня :).

Поиски ужина привели нас в городок Betws-y-Coed, который считается “воротами” в национальный парк Сноудония

Живописная бурная река, протекающая мимо старых каменных домиков

Можно представить, что ты где-то в горах, а не в центре оживленного городка:

Самая фотографируемая достопримечательность города Betws-y-Coed – арочный каменный мост:

Вот только цель, с которой мы приехали в городок – поужинать – так и не осуществилась. Вот примерно такие очереди во все рестораны (в некоторых, кстати, меряют температуру посетителям на входе). Мы уже не чувствовали в себе сил стоять в очередях, вместо этого купили традиционные fish & chips на вынос и поехали в отдыхать в отель (повезло, что в этот раз наш отель расположен как нельзя близко к центру нац. парка Сноудония – обычно мы ехали отсюда час-полтора до нашего места обитания).

И еще один интересный момент – в Уэльсе все местные жители говорят друг с другом… по-уэльски (по-валлийски). Честно говоря, я считала этот язык если не вымершим, то уж точно не первым языком общения, ан нет! В шутку предложила своим детям – хотите, переедем в Уэльс, чтобы кроме английского, вам еще пришлось учить в школе уэльский (на котором – хм – говорят меньше миллиона человек во всём мире). Отказались :).