[День 1] – Страна красного дракона

Наша третья поездка в Северный Уэльс. Первый раз мы покатались с друзьями на арендованной машине по Сноудонии на майские праздники в 2007. Это было всего через полтора месяца после моего переезда в Британию, и я жадно впитывала всё-всё-всё – природу, культуру, местный быт..

old1

old2

Второй раз поехали в том же году с экскурсией (состоящей из женщин средних лет), и, кстати, как ни странно, именно в тот раз неплохо походили пешком.

old3

Потом нам открылась континентальная Европа и стало предельно сложно найти для себя аргументы потратить свой отпуск/длинные выходные на Уэльс, поэтому прошло целых 9 лет, прежде мы снова приехали сюда (правда, еще один раз мы были в Южном Уэльсе, но это немного другое).

От нас до Уэльса каких-то 430 км, в Америке для нас это было “поездкой выходного дня”. Но в Англии дороги другие и скорости другие (и дети на борту), поэтому на выходные ехать в такие дали не хочется. Но тут у сына в школе очень удачно случился Inset day (день, когда учителя отдыхают от учеников), причем выпал он на пятницу, такое упускать просто нельзя, потому что во время обычных школьных каникул все отели в Англии забронированы за пол-года вперёд. И мы решили съездить к самым близким горам – в страну красного дракона – Уэльс!

Честно говоря, я не думала, что Уэльс еще может чем-то меня удивить, просто хотелось немного поглядеть на более горный рельеф и немного размяться. Но в этот раз неожиданно мы увидели Уэльс с другой стороны – и в прямом, и в переносном смысле, поскольку первый раз побывали в южной части Северного Уэльса.
День 1
Дорога долгая и скучная, сначала надо обогнуть Лондон по кольцевой дороге M25, а дальше долго на северо-запад. Благодаря тому, что в первый день мы поленились рано вставать, в пробку мы не попали — к тому времени, когда мы выехали на M25, даже самые отъявленные лентяи уже доехали до своей работы в центральном Лондоне, поэтому Лондон мы проскочили довольно быстро.

map

До Бермингема я еще могла вязать крючком платье для совы (нет, я не сошла с ума – это доча заказала наряд для своей любимой игрушки – и вот во что материализовались пару часов дороги):

…потом мы свернули на аутентичную извилистую дорогу и мой вестибулярный аппарат потребовал срочно начать рассматривать окрестности за окном.

Еще через некоторое время вдоль дороги появились странные надписи, в которых узнаёшь все буквы, но не можешь прочитать слово – мы в Уэльсе, где названия городов и сёл удивительно красивы: Bwlchgwyn, Cwmystwyth, Llanfairpwllgwyngyll. Все надписи тоже на местном языке (который имеет примерно такое же отношение к английскому, как крымско-татарский к русскому: буквы те же, но других сходств нет). Спасибо, хоть дублируются по-английски, потому что иначе понять – без вариантов. “Почта”, например, это “swyddfa bost”, “доброе утро” – это “Bore da”, “приятного аппетита” – это “Mwynhewch eich bwyd”

Пока ещё Уэльс не впечатляет, хотя и не разочаровывает. Когда-то, глядя на эти пасторальные ландшафты, было много “ох” и “ах”, но с тех пор мы прожили в Англии 9+ лет, из которых 3+ в деревне, среди таких же зелёных-презелёных холмов. Но ничего, это только начало, дальше будут горы — пусть не большие, но будут.

Заброшенная железная дорога – таких много в этих краях. Лет 100 назад железнодорожный транспорт в Британии переживал свой расцвет, а сейчас осталось только несколько веток, связывающих основные города, и еще пару десятков восстановленных участков старых дорог, катающих туристов.

И четырёх часов не прошло, как мы подъезжаем к нашей первой остановке. Вдалеке уже видна наша цель – небольшой такой водопад…

Бррр… В Уэльсе заметно холоднее, чем в окрестностях Лондона. Возможно, не только и не столько по абсолютным показателям температуры, а скорее по ощущению – воздух здесь сырой и промозглый, Атлантика, однако! (и тут мы обнаруживаем, что Сергей забыл свою куртку дома – а ведь по прогнозу на все 3 дня обещают дожди. Пробовали найти какой-то магазин спортивного снаряжения, но где тут его найдёшь – больших городов почти нет, купили обычный дождевик, который, к счастью, не понадобился).

А вот и он – 80-метровый водопад Pistyll Rhaeadr, самый высокий водопад в Британии:

Людей мало – только пара туристов кроме нас, и еще несколько фотографов, пытающихся воткнуть свои штативы в суровый уэльский ландшафт. У меня штатива с собой нет (перестала его носить еще в до-детское время), поэтому штативом был временно объявлен первый попавшийся плоский камень, чтобы сделать снимок с “молочной” водой:

Минуя железных стражей, можно перейти по мосту на другой берег:

Там начинается не сложная (но слегка скользкая из-за листьев и мха) тропа…

… которая идёт примерно до середины водопада, где находится природная арка, через которую течёт вода:

Можно ещё подняться на самый верх водопада, но это будет уже чуть более экстремально, чем хочется на данный момент с 3-5-летними детьми.

Пообедали в уютном уэльском доме на берегу реки:

Кстати, второй этаж – это отель, можно снять номер с видом на водопад (правда, ценность от такого живописного балкона в Англии стремится к нулю – в этих широтах вряд ли захочется сидеть вечером на улице, даже летом):

А мы двигаемся дальше. Как же красивы леса в Уэльсе – огромные, высоченные сосны, в Англии таких почти не осталось. А какие краски – настоящая золотая осень!

Наша вторая остановка.  Озеро Vyrnwy красиво, но не знаем, что еще тут делать, кроме как зафиксировать его красоту в памяти (своей памяти и памяти фотоаппарата).

Решили подъехать поближе к замку, но зайти в сам замок нельзя, и даже зайти на мост нельзя – всё закрыто решетками и цепями (как и положено настоящим заколдованным замкам – я сейчас много читаю сказок дочке про всяких принцесс, волшебниц и прочих драконов, так что уже вполне разбираюсь в заколдованных замках 🙂 ):

На самом деле, реальность гораздо прозаичней: это не замок, и никогда таковым не был – это просто башня с вполне утилитарным предназначением: здесь фильтруется вода, прежде чем она отправится по 100-километровому акведуку в Ливерпуль.

Формально, это озеро (как и водопад Pistyll Rhaeadr), это еще не национальный парк Сноудония, а вот сейчас мы как раз туда и направляемся…

Знак “Добро пожаловать в национальный парк Сноудония” отделяет «просто зелёные холмы» (вернее, нет, в это время года – рыжие) от пейзажей нереальной красоты:

Здесь у меня нет, как в Пиренеях, четкого понимания, когда мы будем подниматься в горы, когда переваливать через хребет, когда опускаться – просто ловим момент и наслаждаемся сменяющимися видами:

Такой уютный частный мост через реку:

Широкое песчаное устье реки Afon Mawddach:

Городок Barmouth находится в том месте, где река Afon Mawddach впадает в море:

Двухэтажный каменный Уэльс:

Всё из серого камня – дома, заборы – очень органично вписывается в окружающий пейзаж, прямо как в Андорре

В этот раз мы останавливались не в отеле, а в «караване» – мобильном доме на колёсах (на самом деле, не совсем мобильном – в том смысле, что он никуда не ездит, и, думаю, никогда не ездил в своей жизни, кроме как к своему нынешнему месту дислокации. Кстати, непонятно, как его сюда затащили, вокруг только узкие дороги в половину ширины этого дома, с высокими каменными заборами по обочинам):

Мы уже жили в караване 3 года назад на острове Уайт, тогда нам не очень понравилось — было холодно, да и дом был не очень новый. Сейчас я выбирала место жительства более тщательно, и дом оказался просто отличный: внутри было тепло (несмотря на тонкие стены), чисто и уютно. В мобильном доме есть всё, что нужно (правда, в довольно уменьшенных размерах) — кухня, ванна, 2-3 спальни (кровати довольно узкие, как в поезде), гостиная, телевизор, инет.

Дополнительный плюс мобильного дома перед отелями (кроме небольшого преимущества в цене) — вокруг природа и ничего кроме природы (ну и припаркованных машин соседей по караванам 🙂 ). Да и вообще, в этой части Британии довольно не просто найти отель с большими номерами, в которых поместилась бы вся наша семья, в основном тут встречаются Bed&Breakfast – мини-отели семейного типа с двухместными комнатами, а мы уже давно выросли из таковых.

Есть, правда, и один минус – постельное бельё надо привозить своё. Когда путешествуешь на машине в пределах своей страны обитания, это как бы не проблема, а вот в континентальной Европе я бы на такое уже вряд ли бы подписалась, везти с собой на самолёте несколько килограмм простыней – это уже слишком.

Кстати, был еще вариант жить не в караване, а в шатре, но это уже на любителя (а именно – любителя холода, сырости, тесноты и хождения в удобства на улице по дождю 🙂 ):

А завтра нас ждёт гора Сноудон…