[День 1] Автопаломничество по древней и не очень Элладе

Первый настоящий road trip с детьми. Почти 1800км по материковой Греции за 5.5 дней, в формате 1 отель = 1 ночь. Я уже так натренировалась за эту неделю каждый вечер разбирать чемоданы и каждое утро собирать их обратно, что могу теперь делать это на время (тем более, что я и так делала это на время: обычно мы приезжали в отель уже затемно и имели в наличии двух уставших детей, которых надо максимально быстро помыть и уложить спать, а утром в половине случаев снимались еще до завтрака, чтобы успеть на какой-нибудь катер/самолёт/просто в дальнюю дорогу 🙂 ).

Вообще, изначально мы планировали лететь в совершенно другое место – в итальянский Bari, где хранятся мощи Святого Николая. Но я так и не придумала, что ещё делать в центральной Италии в межсезонье (ну, кроме Везувия, разве что), поэтому этот маршрут отложили до лучших времён. Вернее, нет, первоначальный план был ещё бесшабашней – а именно сделать бросок на машине из Англии, через Ламанш и через всю Францию аж до Пиренеев (причём до Пиренеев с испанской стороны, кто понимает разницу! 🙂 ), но прикинув расстояние-время, с детьми на такие подвиги пока не решились.
Потом в воздухе прозвучало слово “Греция”, а ведь мы там были ровно 7 лет назад, тогда еще без карапузов (вернее, старшой уже был с нами, но еще в нерожденном состоянии), и очень хотелось показать детям этот островок веры и монашества в Европе (тем более, что у нас уже сложилась сама собой традиция возвращаться в разные хорошие места через 7 лет – то же самое было с Лурдом 🙂 ).
В этот раз, правда, мы были немного скромнее в планах – сейчас у нас была только материковая Греция, без островов, и даже без полуострова Пелопоннес.

В общем, план-ураган осенних школьных каникул был таков:

День 0 – Прилёт в Салоники
День 1 – Монастыри в окрестностях города Верия. Термальные источники на македонской границе. Переезд на п-ов Халкидики
День 2 – Морская экскурсия на Святой Афон. Переезд к Олимпу.
День 3 – Подъем на гору Олимп. Переезд к Метеорам.
День 4 – Монастыри Метеоры. Переезд в Загорию.
День 5 – Национальный парк Vikos. Переезд в Дельфы
День 6 – Дельфы. Монастырь Осиос Лукас. Переезд в Афины. Отлёт в Лондон.

А за 9 часов до отлёта… едва открыв с утра глаза, я обнаружила, что у меня как-то подозрительно болит горло, и я уже поняла, что не к добру это. А к какому именно не-добру, я узнала только поздно вечером того же дня, когда после всех переездов-перелётов-переездов мы наконец добрались до нашего первого отеля под Салониками. Температура моего бренного тела медленно, но верно ползла к самой круглой отметке на градуснике. Наученная горьким опытом, я теперь беру с собой целый мешок детских медикаментов на все случаи жизни, но для себя у меня был только последний патрон единственная таблетка ибупрофена, которую я так и не решилась употребить по назначению, оставив её на самый крайний случай. Ну и ещё таблетки фурацелина, которые я успела бросить в чемодан в последний момент вместе со спреем Тантум-Верде (который в этот раз мне ни сколечки не помог – бацилла попалась закалённая и жизнестойкая, и только усмехалась в ответ на все мои попытки её извести – я полностью выздоровела уже в Лондоне, через неделю после возвращения, проболев в общей сложности больше двух недель!).

День 1

С утра я, почти как живая, выплыла на завтрак вместе со всеми, из всего предложенного буфета выбрала себе большую чашку чая с мёдом, а потом погрузилась на сидение машины на предстоящие пару часов, заранее придав нужное направление навигатору (хорошо, что я еще в Лондоне заложила в него все наши остановки, и сейчас оставалось только не промахнуться и выбрать нужную из списка).

Несмотря на моё овощное состояние, план сегодняшнего пути менять не стали, и отправились в окрестности городка Верия – маленького городка недалеко от Салоник, который еще называют Малым Иерусалимом за большое количество церквей. В саму Верию мы не заехали (хотя и думали посмотреть на древние ступени, с которых проповедовал Апостол Павел, но так и не заехали – так как заезжать в южный город, тем более греческий, по собственному желанию, это какой-то вариант самоиздевательства для нас). Зато посмотрели два монастыря в его окрестностях.

pavel

Видимо, GPS навигатор понял, что он остался без надзора в лице меня, и пользуясь случаем, нагло завис – впервые за 4 года его использования! Мы бы еще долго ехали и ехали в ожидании нужного поворота, если бы сын не стал допытываться с заднего сиденья “мама, а почему у нас карта стоит на месте?“. Сначала мы от него отмахивались, типа всё хорошо, карта меняется, просто медленно… “А почему тогда время до прибытия не меняется?” – “А? Как не меняется??” И тут раздалось много возгласов и междометий, когда мы поняли, что уже проехали нужный съезд (спасибо ещё, что только 7 минут назад!).  Правда, благодаря этому мы посмотрели красивое безымянное озеро:

Слава всем богам Олимпа за то, что GPS реанимировался после перезагрузки, потому что остаться без навигации в самом начале путешествия в незнакомой стране (особенно когда эта страна Греция!) – это большое Ой. У меня, конечно, была на телефоне оффлайновая карта Греции “на всякий случай”, но она именно что и была на всякий случай, так как я с трудом представляю, как бы мы по ней ездили неделю.

Впервые воочию увидели, как растёт хлопок – его выращивают повсеместно в этих краях:

Эх, прямо глаз радуется – настоящие осенние краски!

Первым в Греции нас встретил Монастырь Агиу Продрому (Иоанна Предтечи) – один из древнейших в Греции. Дорога к нему очень красивая и только немного страшная :).

А какие сверху открываются виды!

Вид на ущелье:

Монастырь очень тихий и “настоящий”.

В монастыре хранится часть правой руки святого Предтечи – той, которой он крестил Иисуса Христа. Где именно хранится эта святыня мы, правда, так и не узнали. Монастырь был почти пуст, монахи были в своих покоях и беспокоить их не хотелось.

Рядом с монастырем идёт тропинка к пещере, где на протяжении пяти лет жил основоположник исихазма Григорий Палама.

Тропинка идёт мимо горной речки с водопадами. Вода здесь насыщена разными минералами, корни растений в ней окаменели, прямо как на Плитвицких озёрах:

И наконец приводит к пещере:

В саму пещеру можно… только не зайти, а заползти через низкий каменный проход! Я сегодня была не в том состоянии, чтобы ползать на брюхе (просто если бы я туда заползла, я бы там и уснула, свернувшись клубочком 🙂 ), а дети без меня заходить не захотели.

Мы направляемся к нашей второй остановке – монастырю Панагия Сумела – вот он , на горе:

Монастырь Панагия Сумела – уже гораздо более людный и современный.

Здесь хранится чудотворная икона Сумельской Божьей Матери, написанная 2000 лет назад Апостолом Лукой (эту икону, кстати, когда-то привозили в Россию).
Сегодня воскресенье, а греки и гречанки (непременно одетые во всё черное), представьте, по воскресеньям имеют обыкновение приезжать в церковь, а заодно и обедать с друзьями и родственниками в ресторанчике и общаться, общаться, общаться. Просто немыслимая картина для Англии: кто-то из посетителей ресторана играет музыку, другие подхватывают и идут танцевать в круг, и постепенно к ним присоединяются люди с соседних столиков. Даже официант идёт, приплясывая. Мы еще не совсем разморозились после английской действительности и чувствуем себя здесь немного не в своей тарелке :).

Пообедав и набрав в монастыре воды (мы кстати за эту неделю питьевую воду почти не покупали – так как набирали её в монастырских источниках), мы отправились на север, к македонской границе.

Термальные источники Loutra Pozar
Мы с Сережей, хором (когда я озвучила нашу следующую остановку): а что, Македония это отдельная страна?? Да, отдельная – это еще один из осколков Югославии, который так и называется, очень красноречиво и лаконично “Бывшая югославская Республика Македония”. А еще есть район Греции, который называется просто  – Македония.

Наша цель – небольшой городок Лутраки на севере Греции с природными горячими источниками. Вообще, изначально наш план выглядел немного иначе, и к македонской границе мы заезжать не собирались, а вместо этого в конце путешествия должны были захватить кусочек полуострова Пелопоннес. Но, оказалось, что в Греции есть два города с названием Лутраки.
Все туристические сайты как один перепечатывают друг у друга неверную информацию, вводя в заблуждения турыстов вроде нас. Оказалось, что в обоих Лутраках есть горячие источники, но те, что интересовали нас – дикие неокультуренные источники на горной реке под водопадами – находятся в Лутраках на севере страны. В южных Лутраках на Пелопоннесе тоже какие-то источники есть, но они обёрнуты в оболочку каких-то фешенебельных спа и для нас практической ценности не представляют.

Северная Греция довольно депрессивная и пустынная – поля, сады, безлюдные дороги, навстречу попадается только сельхозтехника, плетущаяся со скоростью черепахи. Вообще, удивительно, но показалось, что греки, во всяком случае в этой части страны, как-то не по-южному медленно ездят. То ли здесь дорожная полиция зверствует (хотя мы ни разу ее тут не видели), то ли окружающие пейзажи вводят в медитативное состояние  – но бОльшая часть греческих водителей ездит медленнее, чем speed limit. Даже для законопослушной Англии это более, чем странно, не то что для такой южной страны, как Греция.

Постепенно на горизонте появляются горы, картинка за окном один-в-один, как с испанской стороны Пиренеев. Горы, кстати, выглядят вполне достойно, может даже когда-нибудь приедем сюда на походить-побродить, надо будет изучить этот вопрос.

Не прошло и двух часов, как мы приехали к горной реке, которая с первого взгляда особо термальной не выглядит. Правда, если потрогать воду, то становится понятно, что что-то тут не так – ну не может настоящая горная река быть такой температуры, чтобы руки-ноги в ней не леденели – явно не обошлось дело без тепла недр земли

В городке находится много разных спа и отелей (часть из которых почему-то разрушена и закрыта, что странно, так как туристический потенциал у городка должен быть не плохой)

Мы пошли в “дикие” источники, которые состоят из трёх ванн. Мы отмокали в самой первой. Температура +37.6:

Есть еще один источник сверху по течению:

И бассейн еще выше:

Основательно отмокнув в горячих источниках, отправляемся в путь (хотела написать “отогревшись” в источнике – но это не мой случай, моя температура всё ещё выше, чем у источника, поэтому мне и там было прохладно и приходилось даже плавать чтобы согреться :). Правда, после горячей минеральной воды мне стало резко лучше – видимо тот самый экзотический и экстремальный способ лечения простуды, о котором я слышала раньше “полежать с высокой температурой в горячей ванне” действительно работает).
Всё, что осталось на сегодня – это трёхчасовой бросок на Ситонию – центральный из трёх “пальцев” полуострова Халкидики на северо-востоке Греции, где нам предстоит наша вторая ночёвка в Греции.

Дальше были автострады вокруг Салоник и потом долгие извилистые дороги в кромешной темноте, ведующие невесть куда…