Покорение одной вершины (Уэльс – 2019)

Как-то в одном разговоре со знакомыми (родителями Егоркиного школьного друга), Сережа упомянул, что мы покорили с детьми пик Сноудон. Когда я между нами ему потом тихо сообщила, что вообще-то с детьми мы поднимались туда только на поезде, то мы решили, что как честные люди, просто обязаны теперь взойти туда сами :). И взошли! (спойлер: даже почти дважды за один день – от дурной головы…). Итак, на последние дни осенних каникул-2019 мы поехали в Северный Уэльс.

Планирование поездки было спонтанным. Меня уже не удивляет, что в Уэльсе отели стоят дороже, чем в Париже. Да и план поездки я набросала за несколько часов, вечером накануне отъезда –  мы уже бывали в этих краях и не раз, поэтому планировать с нуля не было необходимости.

Дорога в Уэльс долгая – иногда просто долгая, а иногда очень долгая. Путь до первой остановки (даже не до отеля, а просто остановки!) занял у нас 5.5 часов вместо четырёх, и потом было еще полтора до отеля. То есть да, практически весь первый день мы провели в дороге. Впрочем, практически всю дорогу шел сильный дождь, так что из машины выходить не сильно и хотелось.

Но все-таки была одна остановка – старый акведук Pontcysyllte, который до сих пор в рабочем состоянии и используется по прямому назначению. Здесь даже можно взять напрокат узкую лодочку и покататься самим (для управления лодкой в Англии не нужны ни права, ни специальные разрешения). Но мне не по себе от одной мысли о том, чтобы вести самой лодку по этому акведуку.

Я так понимаю, что тропа идёт вдоль всего акведука (наверное, раньше по ней шли люди/лошади, тянувшие баржи), но погода была истинно уэльской, и, погуляв/промокнув немного, мы поспешили вернуться в машину.

Кроме этого акведука мы, собственно, почти ничего и не увидели сегодня…

Когда мы добрались до отеля (вернее, до квартиры в частном доме, как оказалось!), было уже почти темно, и единственным вечерним путешествием для нас стало посещение местного супермаркета Tesco :).

Но все-таки одно развлечение у нас было, каждый день, с утра и вечером – чтобы попасть в отель, нам надо было переехать через разводной мост через канал:

День 2

Мы направляемся на Сноудон, покорять вершину! Ну, во всяком случае мы так думаем ;). Проезжая через городок Llanberis я заметила, как же здесь много спортсменов, какой замечательный городок – каждый второй в спортивном костюме! Но как-то спортивно настроенных людей становилось всё больше и больше, они уже шли не только по тротуару, но и по проезжей части, и в конце концов их количество достигло критического уровня, и дорога дальше оказалась закрыта. Мы думали просто объехать всё это безобразие c другой стороны горы по долине… ну… сделав крюк в каких-то километров 40, но не тут-то было! Всё было настроено против нас – абсолютно все дороги, на которые мы хотели свернуть, оказались закрыты из-за этого марафона. Я углубилась в мобильный интернет и вычитала, что это какой-то ежегодный забег по горам, по склонам горы Сноудон… В общем, я поняла, что на Сноудон мы сегодня не поднимемся.

Пришлось экстренно менять маршрут, на ходу придумывая, чем же заняться сегодня. Тут дети оживились и стали наперебой цитировать мне брошюру с рекламой детского парка развлечений, добытую вчера в супермаркете. Туда мы и поехали.

Аттракцион ZipWorld Titan. Сережа с детьми пошел съезжать в обвязке по канату, а я решила, что чай в кафе – не плохая альтернатива адреналину.

(фото не моё, взято с официального сайта этого парка):

Водопадов в Уэльсе великое множество, здесь они даже не считаются за достопримечательности. Это просто безымянный водопад, по дороге к парку аттракционов:

Потом мы катались на тобоггане и дети лазили по веревочному парке в Fforest

Время еще оставалось, и я предложила заехать на водопады Swallow неподалёку (полное название Rhaeadr Ewynnol Swallow Falls – видимо, первая часть названия для жителей Уэльса, вторая – для всех остальных 🙂 )

Водопады в Уэльсе практически все мощные, воды здесь много в любое время года

День 3

Погода тоскливая, но это последний наш шанс подняться на Сноудон этой осенью.

Как и в прошлый раз, наш маршрут начинается с парковки Pan-y-Pan. Мы наивно полагали, что мы приехали рано (до 9-ти утра), и парковка будет пустая. Ха, наверное чтобы здесь запарковаться, надо приезжать даже не в 8 утра, а гораздо раньше. В общем, мы-то выгрузились в Pen-y-Pan вместе с вещами, а Сергею пришлось ездить по округе искать вместительную обочину, чтобы оставить машину, и потом идти к нам пешком.

Пока мы ждали Сережу, мы внимательно изучили стенд с информацией по разным тропам. Помятуя, насколько простые и занудные тут бывают тропы (вроде Llanberis path), мы не колеблясь выбрали из предложенных самую сложную – Grib Goch, и бодро пошли по ней. Егорыч как-то пытался призвать нас к здравому смыслу и тыкал в слово “Dangerous” на плакате, но мы только махнули рукой – ой, да знаем мы эти опасные тропы, это они наверное для бабушек написали, в Англии повсюду эти “опасно”, “осторожно” и т.д.

И действительно, в начале ничего не предвещало… Тропа шла ровно и хорошо вверх.

Мы наслаждались живописными видами на дорогу, по которой ехали пол-часа назад:

Вдалеке видны озёра у городка Llanberis

В Уэльсе на 8 градусов холоднее, чем в Лондоне, здесь уже практически зима по английским меркам – температура в районе + 5. Так что шапки, которые мы захватили с собой на всякий случай, очень даже пригодились. Жаль, перчатки остались в Лондоне, на подъеме у меня нешуточно заледенели пальцы – именно поэтому, чем ближе к вершине, тем фотографий будет меньше.

Вот тут мы правильно остановились и задумались. Налево пойдешь – попадешь на вполне нормальный Pyg track, ведущий на вершину. Направо пойдешь – а куда ты попадешь в этом случае, мы узнали только через час подъема по сыпучке, перемежающейся со скалами, по которым приходилось забираться, используя уже все четыре конечности, при этом ещё пытаясь страховать детей.

В какой-то момент закончилась и сыпучка, и пошли непрерывные скалы – вот так, невинная тропка превратилась в  правильный трек для альпинистов. Какое-то время мы раздумывали – идти дальше или нет. Была надежда, что может эти скалы скоро закончатся, и дальше снова будет нормальная тропа? Но когда они закончатся? Сережа сходил (вернее, слазил) на разведку и вернулся ни с чем – насколько он видит, дальше идут такие же скалы. Конечно, возвращаться ой как не хотелось (тем более дети, услышав о такой вероятности, стали всхлипывать), так как высоту мы уже набрали не малую – мы практически были сейчас на одном уровне с вершиной Сноудон, мы видели её, оставалось только… ээ… пройти туда по страшненькому гребню Grib Goch. Но с нами были дети, а страховки не было, поэтому мы приняли нелегкое решение возвращаться – именно до той точки, где мы час назад стояли в раздумьях.

Вот так бы оно выглядело, если бы мы все-таки туда дошли (фото не мои):

Я когда-то читала официальную статистику, что на Сноудоне есть ненулевая ежегодная смертность среди туристов, и это было очень странно, глядя на пологий и ленивый подъем по Llanberis path мимо блеющих барашков. Теперь же мы увидели, где именно можно убиться на Сноудоне быстро и наверняка (это мы еще не увидели, что там начнется после того подъема по скалам – а дальше там узкий горный хребет, по которому надо пройти, случайно не улетев по ветру). И ведь говорил нам сын, говорил, что на плакате было написано “Dangerous”!

И снова мы стояли над озерами, на том же месте, и размышляли, что делать дальше. Я в принципе была согласна вернуться на парковку, так как было очевидно, что до Сноудона мы сегодня уже вряд ли дойдем – слишком уж много мы потеряли времени и сил в попытке зайти на Grib Goch, дети вряд ли осилят два восхождения в один день. Но тут эти самые усталые дети стали выть на всю долину, что не согласные они возвращаться домой, они хотят покорить вершину, и сегодня, а не “когда-то там, в следующий раз” ! Делать нечего, мы снова пошли в сторону Сноудона, только теперь уже по вполне нормальному треку Pyg track, не ставя перед собой цели дойти до самой вершины – скорее просто прогуляться по тропе в ту сторону.

Но тут… тут дети увидели, что на вершине Сноудона снег. Снег, в Британии! Это явление природы встречается здесь настолько редко, что пропускать его просто кощунство. Теперь детей (особенно старшого) было уже не остановить. Подъему на Сноудон быть!

После поездки я немного разобралась в вопросе и даже нашла такую красочную карту маршрутов на вершину (на которой “уровень страха” и “сложность”  максимальные на той самой тропе по Grib Goch):

Озера Llydaw и Glaslyn – возле них виден кусочек Miners’s track, по которому мы будем возвращаться обратно:

А сейчас мы идем на некоторой высоте над озерами

Дочь периодически готова была сдаться, но я ее подбадривала тем, что наверху кафе, где есть горячий шоколад (про себя надеясь, что кафе будет открыто и горячий шоколад там действительно будет в наличии 🙂 ).

Вот и обещанный снег! Уставшие, но счастливые, дети вдруг обрели второе дыхание и пошли играться в снежки 🙂

На вершину мы не дошли буквально нескольких метров – честно говоря, просто не было желания стоять в очереди на лестницу, чтобы преодолеть последние метры и залезть на маленький пятачок смотровой площадки. Ну и правильно, наша цель же была не вершина, а кафе (мы кстати еле успели купить в нем чай/горячий шоколад/т.п. до закрытия 🙂 )

У нас было промелькнула надежда, что может не придется идти весь путь обратно пешком, а вместо этого мы спустимся с горы на поезде, идущем в Лланберис. Но билетов на сегодня уже не было, так что вопрос был решен.

Но долго расслабляться нельзя, нам надо успеть спуститься до заката. Так что согревшись немного горячим чаем, спускаемся обратно, только уже по Miner’s track, который идет ближе к озерам

Красавиц Сноудон укутался в облака

Когда мы шли последние 20 минут до парковки, была уже кромешная темнота, в октябре темнеет рано…

Статистика подъема: начало в 9:15, на вершине были в 14:15, спустились обратно в 17:15.

Всего: 27700 шагов (из них почти 16 тыщ наверх) – это, кстати, наш с детьми рекорд, который пока нам не удалось побить – но всё ещё впереди 😉 , 20км пути, 471 метр набора высоты.

А потом ещё добавилось 5 часов дороги до Лондона, и в 11 вечера мы были дома.
Напоминание мне самой на будущее: не надо планировать долгий переезд после сложного пешего маршрута – меня очень нехорошо укачало в машине (при том, что обычно меня вообще не укачивает). Но мы, в принципе, этого и не планировали, так получилось.

Зато теперь мы можем честно всем говорить, что мы покорили вершину Сноудон, по-честному, пешком (про себя мысленно добавляя “почти дважды, хех”). И кстати те самые наши знакомые, которым Сергей рассказывал про наше покорение Сноудона (еще собственно до покорения 😉 ), вдохновились его рассказом и… сами взошли на эту вершину этой же осенью, причем это был вообще их первый поход в горы (а в следующем году заодно покорили и Бен Невис – самую высокую точку Шотландии).