Париж

За что я люблю жизнь на нашем острове, это за то, что Испания в двух часах лёта можно сходить в школу / на работу в Лондоне, а вечером заснуть уже в Париже :).

Вообще эта поездка состоялась ровно год назад, на 7-й день рождения дочери, но когда, как не в карантин разбирать старые фотографии! К сожалению, в апреле мой комп решил начать новую жизнь, с чистым диском, поэтому добрая половина фотографий ушла в небытие. Но всё-таки, что-то осталось.

В Париже мы были несколько раз (особенно мы его ценили в период до получения красного паспорта с единорогом, каждый раз “праздновали” там очередную французскую визу – первый раз в 2008, потом в 2010), но с детьми это был наш первый визит. Сын уже давным-давно мечтал увидеть Эйфелевую башню (которую дочка называла всю дорогу Эльфовой) и прокатиться на скоростном поезде Евростар под Ламаншем. Дочь мечтала первый раз отметить свой день варенья вне дома. А я просто мечтала выбраться хоть куда-то на эти осенние каникулы :).

Контроль на поезда Евростар гораздо более символический, чем на самолет. Да и отбывает поезд практически из центра Лондона, что крайне удобно. Ехали мы уже в темноте, поэтому мы ничего не увидели, кроме собственно поезда. Хотя, на 300км/час, наверное, это не имеет значения. Как только пересекли Ламанш, машинист переметнулся в стан врага, и заговорил по-французски.

Отель у меня был забронирован недалеко от станции, но идти в столь поздний час пешком (даже по такому романтическому городу, как Париж – гы 🙂 ) не хотелось, и мы стали ловить такси. Но все пойманные таксисты отказывались нас брать! (очевидно, из-за того, что расстояние им не казалось достойным внимания – впрочем, языковой барьер помешал нам установить точную причину). Они только махали неопределенно в сторону другой стойки такси, к которой стояла очередь из всех пассажиров нашего Евростара. У нас был выбор или простоять полчаса в этой очереди, или те же полчаса идти до отеля. И мы почапали пешком, по ночным улицам, мимо странных личностей, под зажигательную арабскую музыку, доносящуюся из местных лавочек, сливающуюся с воем полицейских сирен (вообще, Париж просто живет под завывания этих сирен в бэкграунде – они сопровождали нас днём и ночью, в центре и на окраинах – в Лондоне, кстати, экстренные службы в основном ездят в “тихом” режиме). Вообще, в Париже, как бы выразиться политкорректнее, очень хорошо представлено национальное и расовое разнообразие, публика гораздо колоритнее, чем даже в восточном Лондоне :).

В отеле у нас была забронирована комната на 3-х человек. Мы так делаем почти всегда, так как это как раз наш размер (но человек-то в нашей семье четверо! 😉 ). Поэтому я обычно не люблю сильно афишировать это несоответствие у стойки администратора. Заходим, нас встречает огроменный чернокожий. И тут к нам начинают подтягиваться дети (которых я попросила пока посидеть в сторонке!). Я говорю Егору на русском, чтобы кроме нас наш диалог никто не понял “Егор, отойди пожалуйста от стойки, я же тебе говорила, надо посидеть вон на тех стульях, чтобы администратор не видел, что нас четверо“. Оформились. И в конце этот огроменный чернокожий выдаёт нам ключи от номера, добавляя на ломаном русском “ваш номер на трэтем этаже… я немного говорить по-русски”. Куда я готова была провалиться в этот момент, я уже не помню, но я честно сдержалась, чтобы не засмеяться, пока мы не зашли в лифт :). Ну кто же мог подумать – чернокожий, в Париже, и понимает по-русски!! Кстати, здесь вообще довольно много людей (причем, часто неожиданной наружности) понимает русский язык – с нами пытались завязать разговор пассажиры в метро, и официант в ресторане.

День 1

Выспаться не получилось – это Париж! Ровно в 7 утра (то есть по лондоскому времени в 6!!)  в отеле сработала пожарная сигнализация. Сергею было лень вставать, и он остался спать в номере. Я же, как порядочная мать, еще не проснувшись, поволокла полуспящих детей на выход… К счастью, ничего серьезного не случилось, просто кто-то из постояльцев решил закурить в номере – это Париж.

Наверное, самый любимый наш район в Париже – Монмартр, вот с него мы и начнем сегодняшнюю экскурсию. К известной базилике Сакре Кёр на Монмартре можно подняться по живописной лестнице…

Но шёл дождь (или просто нам было лень, или наш маленький фанат разных средств передвижения упросил – уже не помню), и мы поехали вверх на фуникулёре

Базилика Сакре-кёр

Погуляв немного по Монмартру, вдохновившись всей этой атмосферой уличных художников, арт-лавок, сувенирных магазинчиков и бесконечных кафешек, поехали дальше…

Триумфальная арка

Прогулялись к старинному русскому собору Александра Невского. Мы когда-то там уже были, но сейчас не могли вспомнить, по какой именно улице лучше идти… Сергей решил спросить у портье, скучавшего у одного из местных отелей, не подскажет ли он, как пройти к собору Александра Невского. Портье задумался “Александр Невский? Нет, у нас нету такого постояльца в отеле, извините… ” 🙂  Хех, и радуйтесь, что нету :).

Собор был закрыт, мы только посмотрели на него снаружи и заглянули внутрь через окошко.

Когда заходишь в парижское метро, такое ощущение, что попал в цыганский табор. Нет, в Лондоне, конечно, тоже (особенно по выходным в районе какого-нибудь Камден-таун или Сохо!) разная колоритная публика ездит, но по шумности и национальному разнообразию парижское метро не сравнится с лондонским.

Названия станций на карте можно рассматривать вечно: Александр Дюма, Сталинград, Севастополь… Интересно, англичане ведь тоже отметились в Севастополе, но в Лондоне такой остановки метро нет… хотя, впрочем, и в Париже я не видела станции Ватерлоо, которая есть в Лондоне 😉 .

А чтобы выйти из этого колоритного метро, надо крутить ручки, причем крутить в правильном направлении, как какие-то тайные заклинания. Если бы не местные, которые пару раз нам помогли, мы бы однозначно проехали нужные нам остановки – замуровали, демоны! 🙂

Едем ставить вторую галочку из обычного списка туриста – Эйфелева башня.

Здесь же мы узнаём, что все благоразумные люди бронируют подъем на символ Парижа заранее. Я тоже об этом думала, но видимо слишком поздно думала – за три дня до поездки никаких удобных слотов уже не было. Поэтому оставалось стоять длиннющую живую очередь – сначала чтобы пройти через металлоискатель, потом еще одна очередь уже к кассам. Везде стоят плакаты, что лифт на самый верх сегодня не работает (то ли из-за ветра, то ли просто…). Мы даже раздумывали, не отложить ли тогда посещение Эйфелевой башни на завтра… но возвращаться сюда еще раз и снова стоять эту очередь как-то не улыбалось нам, мы решили все-таки поехать хотя бы до средней станции. Но пока мы дошли до кассира, лифт чудесным образом заработал (слава длинным очередям!), и мы поехали на самую верхнюю смотровую площадку.

Конечно, можно подняться и пешком, и многие так делают (в том числе, чтобы не стоять  огромную очередь к кассам!), но дети не сильно желали идти 674 ступеньки наверх. Тем более, что пешком можно дойти только до средней платформы, до верха все равно надо подниматься уже на лифте.

Дом Инвалидов:

Река Сена (которую мы все три дня почему-то по привычке называли Темзой 🙂 )

Дворец Шайо:

И даже вдалеке на холме видна базилика Сакре-Кёр, где мы сегодня уже побывали

И тут я скажу страшную правду. Никакой романтики вокруг Эйфелевой башни не существует! Весь район сейчас обнесён огромным забором, вдоль которого на километры – толпы чернокожих продавцов, пытающихся с разной степенью навязчивости продать брелок/бейсболку/т.п с башней. Ну и туча туристов, конечно.

У нас дома, в Лондоне, висит романтичная картина с Парижем, наподобие этой:

Так вот каждый раз теперь, когда я гляжу на нее, у меня возникает улыбка (так как есть стойкое ощущение, что из-за куста сейчас вылезет какой-нибудь “дилер”, тыкая в нос пластмассовые фигурки башен за 1 евро 🙂 ). Кстати, Эйфелеву башню нельзя фототографировать ночью – световое шоу защищено авторскими правами, так что даже если бы мы остались здесь до темноты (чур меня, чур!), я бы все равно не имела права выкладывать здесь фотоснимки.

Мосты в Париже живописные – этот добрый молодец с моста Pont d’Iéna, который связывает Эйфелеву башню и район Трокадеро, через который мы сейчас и ретируемся в более спокойное место, чтобы поужинать и вернуться в наш отель.

День 2

С утра мы смотрим удивительные витражи в соборе Сент-Шапель

На удивление, очереди почти не было, правда у меня в любом случае билеты были куплены заранее (так как я помню, сколько мы тут стояли в прошлый раз, на Пасху!). И в этот раз даже разрешили фотографировать внутри, так что теперь я могу не только рассказать про витражи, но и немного показать их.

Все окна в витражах, изображающих сцены из Библии – даже дети смотрели на всю эту красоту, раскрыв рты от удивления

Просто птичий рынок

И тут мы вспомнили, что сегодня ещё не завтракали. Сережа меня резонно пристыдил, что я фотографирую банальный сюжет “Париж-кафе-круассаны”…

…но ведь здесь даже птиц кормят круассанами, они правда повсюду!

Конечно, если бы был открыт собор Нотр Дам де Пари, у нас не было бы дилеммы, куда податься дальше – мы бы просто простояли часа 3 в очереди на входе, потом потратили бы час на осмотр, и как раз было бы уже время возвращаться восвояси.

Но собор, как известно, пол-года назад горел, и до сих пор закрыт на реконструкцию. А тут ещё шел дождь, и мы решили поплавать на речном трамвайчике batobus – во всяком случае, там есть закрытая палуба, где можно переждать дождь, наслаждаясь приятными видами.

Неожиданно даже для самих себя решили сойти с нашего кораблика на остановке Лувр.

В сам Лувр мы заходить, конечно, не стали, это тема для отдельного визита, когда дети немного повзрослеют

Парк Тьюльри

Озеро с затонувшими зонтиками:

Мост Александра III :

В Париже, кстати, очень популярны электросамокаты. В Лондоне они тоже используются, но в Париже они составляют очень существенный процент транспорта в городе.

Время до нашего обратного поезда на Лондон еще оставалось, и сын ооочень просил нас прокатиться на двухэтажных (поездах? метро?) и мы покатались пару остановок в одну сторону, и потом столько же обратно :).

А обратно был полный хаос, несколько поездов на Лондон отменили, а остальные (включая наш) перенесли на новое время. Билеты меняли на лету, весь вокзал представлял из себя длиннющие ленты очередей (при этом хитро пересекающиеся, но встать надо было именно в правильную очередь, на своё время поезда!! В конце концов мы получили заветные новые билеты… но уже без мест, так что пришлось немного размяться в беге по платформе, чтобы сидеть в поезде всем вместе.