[День 4] Автопаломничество по древней и не очень Элладе

Монастыри Метеоры. Переезд в Загорию.

А из нашего окна… такой вот умиротворяющий вид:

Сегодня с утра у нас поистине сказочное место – монастыри, почти висящие в воздухе (в переводе с греческого так и есть: метеоры = “висящие в воздухе”). Шесть монастырей расположены на вершинах причудливых скал. С древних времен эти монастыри, наряду с Афоном, считались центром православного монашества в Греции.

Дорога к монастырям красивейшая (в прошлый раз, кажется, мы шли здесь пешком, оставив машину в деревне, но сейчас с детьми на такой подвиг не решились).

Первым появляется монастырь Св. Николая Анапавсаса…

…но заедем туда мы в последнюю очередь, так как сначала нам надо посетить более значимые и посещаемые монастыри Метеор – Великий Метеор и Св.Варлаам (пока туда не доехали туристические группы из Салоников и Афин)

Монахи начали селиться на этих неприступных скалах около 10 века (а одиночные отшельники – еще раньше). В период расцвета здесь насчитывалось 24 монастыря. Мы посетили пять из 6-ти действующих монастырей, так как в одном из них был неприёмный день (вообще, чтобы посетить все монастыри Метеор в один день, надо приезжать в выходные, т.к. иначе обязательно какой-то из монастырей будет закрыт – в прошлый раз мы не посетили 2 монастыря из 6-ти).

meteora4

Удивительно, но кажется, что скалы “выросли” прямо посреди равнины.

Ученые говорят, что это остатки древнего морского дна. Но всё же интересно, почему скалы только здесь, почему вокруг всё плоское?

В этом посте фотографии будут не в хронологическом порядке, так как иначе можно запутаться, что откуда снято. Часто наилучший вид на каждый отдельный монастырь в Метеорах открывается с другого монастыря, или со смотровой площадки напротив, или с дороги, которая петляет между скал.

Монастырь Великий Метеор (Преображения Господня) – древнейший и крупнейший из монастырей Метеор, расположен на 600-метровой скале:

В монастырь ведет крутая лестница – даже сейчас подъем даётся не просто, раньше сюда поднимались по веревочным лестницам…

Все монастыри Метеор открыты для посетителей, но… как бы в режиме музея. Вход на территорию платный (что очень не привычно для монастырей, тем более для греческих), во всех монастырях выделено какое-то пространство для туристов, а остальная часть остаётся закрытой. Что правильно.

В каждом монастыре хранится большое количество религиозных и исторических реликвий. Перечислять их всех нету возможности (википедия в помощь тем, кому интересно). Фотографировать внутри помещений нельзя, после этого кадра охранник сказал мне “ай-яй-яй” и больше я фотоаппарат в музеях и криптах не доставала:

Монастырь Св. Варлаам (Всех Святых). В прошлый раз он был закрыт, поэтому особенно интересно было его посетить.

Интересно, как добирались в монастырь раньше, когда не было мостика?

Сейчас во многих монастырях есть канатки, на которых доставляют грузы и даже иногда людей (но не туристов – канатки только для внутреннего пользования):

На входе в монастырь всех приветствует двухглавый орёл – старый византийский символ:

DSC_2754 DSC_2760

Монастырь Св. Стефана – один из двух женских монастырей в Метеорах (второй – Святой Варвары – был сегодня закрыт). Нам надо было успеть сюда до часа дня,  поскольку он закрывается на обеденный перерыв, который в Греции всегда оооочень долгий.

Но после монастырей Варлаама и Великих Метеор, этот монастырь кажется совсем не большим и осмотреть его можно довольно быстро.

Прекрасный дворик с аккуратными вазочками и цветущими розами – чувствуется женская рука:

Прекрасный монастырский сад. Вообще поразительно, если вспомнить, что мы сейчас на вершине безжизненной скалы!

Со смотровой открывается вид на Фессалийскую равнину:

Монастырь Святой Троицы

Грузы в монастырь доставляют на канатке.

А туристы долго и вдумчиво идут в крутую горку (этот подъем нам почему-то особенно запомнился, то ли потому что правда был самым крутым, то ли потому что это был уже 4-й из посещенных монастырей и мы немного подустали)…

Лестница сделана прямо в скале

А когда-то было так:

Монастырь очень гармонично вписан в ландшафт, как будто логичное продолжение скалы, на которой он стоит

Удивительно, как на безжизненных отрогах скал выросли монастырские сады:

А вдалеке виднеются монастыри, которые мы сегодня уже посетили…

Монастырь Св. Николая Анапавсаса (“Успокоителя”) .

К пятому монастырю дети уже выдохлись (как-никак на исследование монастырей у нас ушло почти 5 часов, и большая часть этого времени была проведена в подъемах-спусках по крутым лестницам), тем более начал накрапывать дождь, так что я потопала в крутую горку в одиночестве (вернее, наперевес с фотоаппаратом).

Монастырь совсем крохотный, но почему-то именно он оставил у меня одно из самых сильных впечатлений от Метеор (и вообще от Греции-2017). Возможно потому, что там было меньше всего туристов, или потому, что у меня было время постоять в одиночестве, не пытаясь предугадать следующий шаг детей на краю скалы 🙂

И 6-й, женский монастырь Святой Варвары (Руссану) сегодня был закрыт, поэтому увидели его только снаружи (мы были там в прошлый раз, поэтому не сильно расстроились).

Следующие 2 снимка из разряда “как оно выглядит на фото в описании турфирм”…

… и “как оно выглядит в реальности” 🙂

На самом деле, осень-зима – самое правильное время для посещения подобных мест. Люди, конечно, и сейчас были в наличии, но их было не так много, даже по сравнению с весной, когда мы были в прошлый раз.

И еще немного видов на монастырь Св.Варвары с разных ракурсов (в основном, с других монастырей или с дороги по пути к ним):

На некоторых камнях видны остатки стен старых монастырей и келий отшельников:

Это скит Св.Георгия Мандилоса (дословно переводится как “Пещера Св.Георгия с платками”). В день Святого  Георгия сюда по 20-метровым веревкам поднимаются верущие и завязывают платки. Этот обычай пошел со времен Турецкой оккупации, когда один из местных землевладельцев-мусульман срубил деревья в лесу Святого Георгия, после чего у него онемела рука. Тогда он принёс в дар святому платок своей жены, и рука его чудесным образом исцелилась.

Была еще идея подъехать поближе к пещерам и развалинам старых монастырей, обозначенных на карте, но… автомобильной дороги туда мы не нашли, а пешком идти уже не было ни сил, ни времени. Уже после поездки я нашла интересный ресурс, где описываются некоторые разрушенные монастыри Метеор и нестандартные маршруты – что ж, придётся вернуться сюда еще раз, чтобы изучить уже менее известные и хоженные тропы Метеор… А пока мы возвращаемся в деревню Kastraki, обедаем, и – дальше в путь…

Загория

Мы выдвигаемся на запад, в самую дикую часть Греции – Загорию. Были сомнения, заезжать туда или нет, и в прошлый раз сомнения таки победили нас и мы туда не заехали. Но поскольку в этот раз полуостров Пелопоннес был вычеркнут из наших планов, у нас появилась такая роскошь, как потратить один день на небольшой бросок на запад страны.

Горы становятся ближе, на дороге один за другим появляются туннели. Вообще, за всю нашу поездку в Грецию, мы насчитали  46 туннелей (сын специально считал!), и почти половина из них – здесь, в Загории.

Впрочем, туннели были не долго. Они закончились вместе с хорошей дорогой, когда GPS безапелляционно скомандовал свернуть на аутентичную просёлочную грунтовку.

За 40 минут пути нам не встретилось ни одной встречной машины, ни одной живой души, не считая… дядечек с ружьями по обочинам дороги. Ой. Хорошо, что это оказались просто охотники (я надеюсь!). И ещё один местный житель, с невозмутимым видом копавшийся в своей машине посреди дороги, как будто не замечая нас.

Слушай, мог бы и пропустить нас, не так часто тут машины ездят…
А он наверное подумал: вот разъездились, только на прошлой неделе пропускал машину, и тут опять…

Виды волшебные, почему-то напомнило Тибет (где я никогда не была 🙂 )

Когда мы доехали до национального парка Vikos, уже начало смеркаться. В горах темнеет быстро, поэтому времени у нас было совсем мало. Решили сегодня посмотреть старые каменные мосты возле деревушки Kipoi, которыми славятся эти места, а главные достопримечательности оставить на завтра.

Мост Lazaridi (Kontodimos)

Это самое начало 20-километрового каньона Vikos, а сам каньон во всей его красе мы увидим завтра.

Тройной мост Plakida-Kalogeriko

Сейчас воды не было совсем (а на фотографиях в инете я видела здесь бурлящий поток!), поэтому можно было прогуляться по руслу реки… жаль только, что на это почти не было времени

Кто-то выстроил десятки каменных башен – видимо, воды здесь не было уже долго

Мост Kokori (Noutsos) – самый фотографируемый в этих краях. Мы, правда, видели его уже в сумерках, и фотографировали на каких-то запредельных выдержках (причём, речь идёт как о фото-выдержках, так и выдержках фотографа, т.к. половина нашей компании уже начала недвусмысленно намекать, что самое время ехать в отель).

Старый и новый мост:

Завтра мы еще вернемся к этому мосту, чтобы сфотографировать его как положено и погулять в окрестностях. А на сегодня нам осталось всего 10 минут пути до нашего отеля.

Хозяева отеля были так рады нам, что, казалось, не видели туристов уже целую вечность. Рассказали, что во время войны здесь велись жестокие бои, немцы полностью разрушили деревню, и потом местные ее отстраивали заново. Сейчас здесь почти никого не осталось, молодые уезжают в цивилизацию…