[День 1] – В стране мадьяр

День 1. Буда (и немного Пешта).

Дети радуются, они как будто попали в музей общественного транспорта под открытым небом: трамваи – старые и новые, метро, троллейбусы – двойные и обычные, и, конечно же, автобусы Икарус – прямо ожившая ностальгия по моему детству (на самом деле, я их очень НЕ любила в детстве, потому что в них меня гарантированно укачивало на крымских горных дорогах).

Венгры уступают место в транспорте – причём, не просто уступают, а прямо вскакивают с мест, как по команде, едва завидев зашедшего ребенка. Сначала мне было дико неудобно (тем более, что обычно мы заходили с количеством детей от двух до четырёх 🙂 ), и я даже пыталась отказываться, но постепенно привыкла (просто в Англии места уступать не принято, поэтому я уже как-то воспринимаю как должное, когда во время поездки на метро мы ловим по всему вагону разлетающихся во время движения детей 🙂 ).

К поездке в Венгрию я особенно не готовилась, потому что мы ехали больше в гости, чем осматривать достопримечательности, и может именно поэтому Будапешт меня так зацепил. Мы ходили и по-настоящему наслаждались этим городом, золотой осенью, чистым небом, трамваями, архитектурой (мне все хором говорили, что я просто ещё не видела Вены – вот в Вене всё такое… белое, сияющее, чистое… но я в Вене не была, мне проще 🙂 ).

Гора Геллерт

Ну как гора, просто холм высотой 235м – наша первая точка знакомства с городом.

Гора названа в честь Святого Герарда Венгерского (св. Геллерта), жившего здесь около 10-го века н.э., крестившего венгров и сброшенного язычниками с этой самой горы в Дунай.

В горе находится пещера, где в средние века жил отшельник Иштван (Иван), лечивший людей термальной водой из местного источника. Сейчас эта вода используется для купален Геллерт, в которые мы сегодня окунёмся.

Чем-то напоминает французский Лурд, но всё-таки здесь это ощущается больше как музей (и не только ощущается – это и есть музей, за вход берут плату, а взамен выдают аудиогид)…

Хотя, пещерная церковь выглядит вполне действующей:

А мы идём наверх. Нам туда, к венгерской инкарнации статуи Свободы:

На самом деле, это не ощущается как подъем на гору, просто приятная прогулка по осеннему парку:

Начинается всё так:

Чем дальше в гору, тем живописнее виды на Дунай

По реке курсируют просто нереальной длины корабли – вероятно, это рестораны на плаву. В Лондоне такие тоже есть, но раз так в N поменьше:

Не пройдя и половины пути, дети объявили, что у них нету сил подниматься на вершину, а есть только силы бегать 100 раз вверх по ступенькам, чтобы 100 раз скатиться с горки. Поэтому они остались “отдыхать” с папой на площадке….

…а я побежала дальше – а вдруг, там, сверху, откроется что-то принципиально новое…

Тем, кто всё-таки преодолел 235 метров подъема, открывается памятник Свободы.

Изначально памятник был посвящён освобождению Будапешта от фашистов советскими войсками, но в 90-х годах прошлого века фигура советского воина исчезла из композиции. Оставшиеся защитники свободы:

На вершине холма длинная стена, внутри которой вероятно что-то есть, но зайти туда нельзя, можно только обойти вокруг:

Виды до горизонта на все 360 градусов:

А я бегу обратно, прыжками к своим…

Дети наконец увидели воочию, что такое “листопад” (в Англии это явление природы, конечно, тоже существует, но обычно сопровождается ледяным ветром, дождём и нелицеприятными словами в прогнозах погоды и в разговорном языке). А здесь мы радовались, бегали и ловили падающие листья под тёплым осенним солнцем (хотела написать “как дети” – ну да, как дети, и вместе с детьми).

То, что издали я приняла за граффити, оказалось причудливым плющом.

А вот, собственно, и купальни Геллерт, где мы приобщимся к горячим источникам:

Купальни Геллерт

Всего в Будапеште 125 горячих природных источников, все с немного разным составом и температурой. Купальни Геллерт одни из нескольких самых известных и “туристических” в городе. Мы выбрали именно их, потому что… потому что это источник со своей историей, как я написала выше.

Внутри красиво, как в музее, даже как-то немного неудобно заходить туда с купальниками и полотенцами:

Сначала я не взяла с собой фотоаппарат в сами купальни, потому что в Англии за фотографирование в бассейне – расстрел на месте. Потом посмотрела на многочисленных людей, которые не просто фотографируют происходящее, но даже купаются с фотоаппаратами, и решилась сделать ровно 2 снимка.

Люди сидят и млеют в 40-градусной воде. Детям там показалось скучно, потому что плавать (и тем более плескаться), здесь нельзя. Люди отдыхают.

20161027_145016

А этот, самый большой и красивый бассейн, фигурирующий на всех рекламных проспектах, на самом деле наполнен просто ледяной по местным меркам водой – градуса 24! После 40-градустной воды это ощущается, как зайти в прорубь :). Дети, правда, раскупались (здесь уже можно и нужно плавать), и нам было ОК, но потом всё равно пошли отогреваться в 40-градусный бассейн.

20161027_144900

Разомлев после горячей, насыщенной минералами воды, мы переехали на другой берег Дуная на трамвае – не достопримечательностей ради, а просто покататься на ещё одном виде транспорта и посмотреть на реку с моста.

Почти Нью-Йорк, с жёлтыми такси на фоне жёлтых деревьев и желтых домов:

И тут мы вспомнили, что с утра ничего не ели. Зашли во второе попавшееся заведение, на улице Ваци (Váci utca – мы прочитали это как “Васи утка”), как оказалось, это самый центр города (Пешт).

На обед, конечно, гуляш – традиционный вегерский суп с мясом и овощами.

20161027_154056

Теперь к горячим ваннам добавилась горячая еда в желудке, и мы уже почти погрузились в блаженно-медитативное состояние, но к счастью тут к нам присоединилась Оля, и повела нас дальше, исследовать достопримечательности Буды.

Возвращаемся на автобусе на противоположный берег реки, и едем к Рыбацкому бастиону:

Рыбацкий бастион

Церковь Матьяша, с разных ракурсов и при разном освещении:

Рыбацкий бастион, несмотря на название, никогда не имел оборонительного значения – он был возведён только в начале прошлого века как “фон” для церкви Матьяша. А “рыбацкий” он потому, что в средние века на этом месте рыбаки торговали рыбой, заодно защищая этот участок крепостной стены в случае военной угрозы.

Вид с бастиона на закатный Пешт:

dsc_7234 dsc_7261

Вид по другую сторону холма

Раскопки старого города:

Пробегаем мимо королевского дворца, в котором сейчас расположен музей истории и национальная галерея, и – домой. Завтра нас ждёт ещё один день в Будапеште, только уже не в Буде, а в равнинном Пеште…