Первые октябрьские выходные у нас прошли под лозунгом борьбы с пессимизмом в природе 🙂 В субботу мы честно пытались гулять с друзьями вдоль славной реки Темзы, изо всех сил делая вид, что ветер на самом не такой уж и сильный, как кажется, да и дождь не такой уж и мокрый :). Нам, взрослым, наверное бы еще удалось убедить в этом самих себя, но шестимесячный сын знакомых очень громко и нелицеприятно высказывался по поводу происходящего вокруг его коляски безобразия в виде дождя и ветра, так что пришлось в спешном порядке перемещаться в направлении дома.
Родился небольшой каламбур – помните детскую загадку “зимой и летом одним цветом”? Нет, правильный ответ не “ель”. Мы тоже так думали в детстве, но сейчас мы точно знаем, что правильный ответ – это Англия 🙂
Небо в это время года тут настолько свинцовое, что кажется, будто круглый день сумерки. Если бы не было карты мира под рукой, легко бы поверила, что Лондон находится не на широте Киева, а на тех широтах, где в такое время года уже наступает полярная ночь и стала бы с нетерпением ждать появления северного сияния :).
Ладно, свои эмоции по поводу погоды и т.п. я опущу – их можно прочитать в каждой второй моей новости, касающейся Англии :). В общем в воскресенье, не столько из любви к истории, сколько ради того, чтобы день окончательно не превратился в тривиальное лежбище котиков с теплым ноутбуком на пузе, мы отправились в британский музей.
Британский музей
Для восточного человека мир – это единица, целое, внутри которого он производит свои операции – делит и умножает. А для западного человека мир – это ряд единиц, сумма частностей, с которыми он производит свои операции – складывает и вычитает. (В. Непомнящий)
За один раз посмотреть весь Британский музей почти нереально. Но это был не первый наш визит и всё самое интересное (для нас) мы там уже видели, то есть Египет и дальний (и не совсем) Восток, поэтому просто пошли просматривать экспозиции методом исключения. Первой на нашем пути попалась Древняя Греция.
Я честно, с полной отдачей и почтительным уважением рассматривала статуи греческих идеалов – мускулистых аполлонов и стройных (по древним меркам и по моим, но не по современным) красавиц, разнообразные золотые украшения и амфоры (если бы не было подписи, не поверила что они сделаны не в наше время на соседней фабрике), даже честно украденный привезенный откуда-то кусок целого греческого здания с колоннами. Красиво, спору нет, но никак не удавалось нащупать ту самую основную нить “повествования”, чтобы мое восприятие сместилось с умственно-рационального на глубокое и эмоциональное восприятие культуры наших предков. Равнодушно мелькали старательно прочитываемые надписи – “амфора такого-то года до нашей эры”, “статуя такого-то императора”… Прошли уже почти все залы, но даже несмотря на все мои старания, вдохновение меня не посещало…
И так продолжалось до тех пор, пока мы не зашли в зал египетской экспозиции… И только там я поняла, почему греческая культура меня не сильно зацепила – как правильно заметил Серега, даже несмотря на то, что все эти шедевры греческой культуры были созданы более двух тысячелетий назад, они в принципе ничем принципиально не отличаются от нашей культуры – и чего удивляться, ведь греческая философия легла в основу современной западной. Думаю и сами древние греки порядком бы удивились, узнав, что западная цивилизация в общем не сильно продвинулась в плане представлений о мире за пару-тройку тысяч лет и только-только перестает верить в материализм с его великим неделимым атомом :).
Видимо греческая культура неадекватно на меня повлияла, заставив мыслить логичнее чем нужно, находясь вне работы :), поэтому ко мне в голову полезли разные мысли, которые нормальному человеку наверное приходить не должны – например что наша современная наука это на самом деле та же религия, ведь вся наука построена на вере. Та же математика, самая точная и “строгая” из всех наук, основывается на недоказуемых аксиомах (типа параллельные прямые не пересекаются и т.п.). Оказывается, это беспокоит не только меня :), сегодня специально поискала в инете на эту тему и обнаружила следующее:
Основа аксиом есть вера – немотивированная, иррациональная убеждённость в истинности утверждений. Наука основана на аксиомах, а потому есть форма веры, как и религии.
Так что можно сказать, что 5 лет в универе мы учили вовсе не точную науку, а своеобразное богословие (представила себе специальность “богослов-программист” 🙂 ).
То ли дело восток… Хотя лучше бы я не трогала того самого египетского жучка-скарабея в музее, ведь было же на нем предупреждение “руками не трогать”. Дабы не поколебать психическое равновесие читающей публики, я лучше не буду тут пересказывать содержимое сна, который мне приснился на следующую ночь после этого :).
Кстати прочитала забавный факт по поводу Британского музея – в штате музея официально значатся шесть кошек, работающих крысоловами. Интересно, сколько и самое главное КАК им платят зарплату :).
Концерты, опера, балет…
Октябрь вообще у нас традиционно стал месяцем приобщения к культуре. В это время заканчиваются летние отпуска (а до зимней спячки еще далеко 🙂 ), начинается бррр замечательный сезон дождей, серого неба и холода, и в Лондоне открывается сезон концертов, выставок и тому подобных культурных мероприятий.
Сходили уже второй год подряд на “Времена года при свечах” – концерт классический музыки в Роял Альберт Холле. Музыканты были одеты в костюмы (и даже парики) 18-го века, играли как и в прошлый раз виртуозно и зажигательно. Вы представляете себе, чтобы на концерте классической музыки воодушевленные зрители совершенно икренне вызывали исполнителей “на бис”? Да, таки вызвали, и “первая скрипка” повторил со всем своим воодушевлением одну из частей “Времен года” Вивальди. В этот раз мы сидели прямо перед сценой, поэтому не только слышали, как год назад, но еще и хорошо видели исполнителей (и даже иногда пиратски их фотографировали, ну я же тихонько, только во время антрактов и без вспышки, не то что некоторые дикари :)).
И еще решили начать серьезное знакомство с балетом, потому что просто грех, живя уже полтора года в Лондоне, где практически постоянно идут несколько разных балетных постановок, не побывать еще ни на одной из них. И раз уж тут такой большой выбор, то решили начинать с самого лучшего. Тем более как раз на гастроли приехал Мариинский театр – и правда, когда еще будет возможность его увидеть, не ехать же специально за этим в Питер. За что я люблю Лондон, что тут не выезжая можно увидеть исполнителей со всего мира. Правда, когда я увидела цены на билеты этого самого балета, причем на оставшиеся последние ряды, у меня невольно вырвалась фраза, которая не совсем соответствует утонченности данного события :). Но все-таки мы пошли.
Мариинский театр…
И поскольку выбрать между балетом и оперой Мариинского мы так и не смогли, то пошли на оба действия. Балет состоял из нескольких совершенно разных постановок, вроде это была премьера новой программы, о которой даже написали в местных газетах. Нам очень понравилась одна из частей, хотя подозреваю, что она не считается чисто классическим балетом, в нем явно прослеживались современные элементы. Но декорации и сама идея, заложенная в действие, были впечатляющими, я люблю вообще постановки со смыслом. Пожилой британец, услышав, что мы переговариваемся по-русски, в антракте повернулся и патетически произнес на ломаном русском “здравствуйте товарищи”, пожимая Сереге руку. Приятно стало от мысли, что нашу родину узнают не только по словам “русская мафия” и “государственный переворот” :).
Я даже не ожидала, что еще больше чем балет, мне понравится опера по мотивам сказки о царе Салтане – мы шли туда… ну нет, конечно не ради “галочки”, но скорее просто чтобы составить впечатление об этом виде жанра – я никогда еще не слушала оперу вживую. Но неожиданно понравилось и появилось очень сильное желание сходить уже на какую-нибудь серьезную оперу, что мы думаю и осуществим в ближайшем будущем. Да, определенно надо ходить на такие вещи, хотя бы для того, чтобы развивать свой вкус в правильном направлении :).
Думаю еще больше чем нам, постановка понравилась британцам – все было такое русское-русское, традиционные русские одеяния певцов, русские избы и царские хоромы, на западе такое любят :). Исполнители пели на русском языке, а сверху сцены бегущей строкой был перевод на английский, но понятно что перевод был очень и очень приблизительный – переводить Пушкина на современный английский язык это всё равно что “напеть Паваротти по телефону” :), чего стоит одна только фраза “за тридевять земель”, а были там и того закавыристей.
Декорации тоже порадовали – где-то в третьем акте по сюжету появилась пчела, которая стала увеличиваться и увеличиваться в размерах, пока не приняла угрожающие размеры, закрыв собой пол-сцены. Выглядело немного жутковато и где-то в зале послышались упоминания “Звездных Войн”. После такой пчелы мы с нетерпением ждали дальше по сценарию появления белочки, грызущей орешки, логично полагая, что она будет не менее психоделическая :). Белка правда разочаровала – она была вполне вменяемых размеров, металлическая, клацающая орехи, обычный такой орехокол :).
Больше добавить ничего не могу, потому что, перефразировав чьи-то слова, рассказывать о балете и опере – это всё равно что “танцевать об архитектуре” :). Это конечно надо смотреть, причем лучше вживую…
Фламенко…
Ну и я просто не смогла пропустить фламенко – после увиденного летом выступления Сары Барас, я влюбилась в этот жанр искусства на всю оставшуюся жизнь :). Сейчас, правда, постановка не оставила у нас каких-то особо сильных эмоций, но мы и сами виноваты – в прошлый раз мы сделали непростительную ошибку, когда в первый раз в жизни пошли смотреть фламенко вживую, и сразу в исполнении одной из лучших танцовщиц этого жанра. Так что теперь невольно сранивали – а вот там было более выразительно, а вот помнишь… Но все равно зацепило, я не могу оставаться равнодушной к зажигательному гитарному соло или задушевным напевам на арабский манер, которые неожиданно для меня самой мне очень нравятся.
А еще в декабре нас ждет концерт Хосе Каррераса…