Благодаря Яне, художнице, гостившей у нас прошлой осенью, в темном царстве моего художественного невежества пробился луч света :). Теперь я твердо знаю, что мне нравится импрессионизм и даже немного кубизм. И главное, я перестала смотреть на картины взглядом фотографа, как сама того не подозревая, делала раньше. А выражается это в том, что я стала уважать труд художника, прорисовавшего, например, на огромном полотне кружева во всех деталях, или виртуозно передавшего игру света и т.п.
В общем, приобщение к иногда прекрасному, а иногда не очень (да простит меня галерея Тейт 🙂 ), происходило в следующих музеях:
Национальная галерея
Галереи Тейт (современного и британского искусства)
Галерея института искусства Курто
Вселенная Дали
Национальная галерея (National gallery) на Трафальгарской площади – одно из лучших собраний европейской живописи. Более двух тысяч полотен, созданные за последние 700 лет: “Подсолнухи” Ван Гога, работы Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Клода Монэ, Ренуара. Фотографировать внутри нельзя, да и зачем.
Галереи Тейт (Tate Gallery) – сеть галерей, основанных на деньги Генри Тейта, миллионера и крупного мецената, сделавшего состояние в XIX веке на продаже сахара. Галереи посвящены британскому и современному мировому искусству, две из них находятся в Лондоне – Tate Modern и Tate Britain, еще одна – в Корнуолле.
Tate Modern, музей современного искусства, находится в центре города, на южном берегу Темзы напротив собора Св.Павла, в помещении бывшей электростанции.
Это самая посещаемая галерея современного искусства в мире (есть подозрение, что такая популярность достигается только за счет его расположения на главной туристической тропе города). Этот музей я изучила с пристрастием, правда не из большой любви к современному искусству, а просто потому, что он находился в десяти минутах ходьбы от моей работы и давал возможность в дождливые дни на обеде приобщаться к прекрасному, например, к такому:
После всего этого чудовищного футуризма и авангардизма, посетители проходят психологическую реабилитацию в зале с “Лилиями” Монэ .
Кроме этого ничего не вызывающего реакции “да я и лучше могу нарисовать” в музее нет.
Второй музей, Tate Britain, уже поприличней своего “современного” собрата – там выставлены произведения британских художников, трудившихся последние пол-тысячелетия.
Главное достояние музея – картины английского художника Уильяма Тёрнера, о котором я узнала только недавно благодаря Яне, за что ей отдельное спасибо. Как водится, при жизни художник признан не был, по тем временам его искусство было слишком ярким и прогрессивным – он просто немного обогнал своё время, не дожив какую-то сотню лет до расцвета импрессионизма. А в строгом 19 веке англицкая публика предпочитала реализм, граничивший с фотографией, и кто их может в этом упрекнуть – никонов и кэнонов тогда ведь еще не было.
Музей находится за пределами центральной части набережной Темзы, поэтому людей там гораздо меньше, чем в его более современном собрате, и это правильно – такие творения надо созерцать в тишине и спокойствии.
Галерея института искусства Курто (Courtauld) – художественное собрание лондонского института истории искусства, находится в Сомерсет-хаусе, где жили члены королевских семей. А сам хаус расположился на центральной улице города Стрэнд, соединяющей Трафальгарскую площадь и Сити. Вообще галерея эта платная, но она становится бесплатной на пару часов утром в самый тяжелый день недели, чем мы с Яной и не преминули воспользоваться. Коллекция не большая, но ценители искусства ее оценят – Ренуар, Гоген, Рубенс, Сезанн, Монэ, Модильяни, Ван Гог…
Вселенная Дали (Dali Universe) – более 500 работ художника в духе, естественно, сюрреализма. В основном скульптуры и графика. Ну и потёкшие часы, куда же без них.