Крым-2019

Об этой поездке в Крым сложно писать. Но все же я хочу оставить в памяти целительную природу мыса Айя, тишину пещерных монастырей и спокойствие гор. В Крыму моя батарейка перезаряжается.

Что-то пошло не так в этот раз с самого начала – вернее, еще даже до начала. Мы буквально до самого дня отлета не знали, полетим или нет (даже в сам день отлета, за 3 часа до вылета я этого не знала наверняка!). Все силы восстали против нас. Сергея не отпускали на работе, пугая вплоть до привлечения в суд, если он уедет в отпуск. И когда за два дня до поездки решилось с работой, я выдохнула (но рано).

Ровно за сутки до отлета, я пошла регистрироваться на рейс – а в Аэрофлоте это надо делать без промедления, так как они широко известны тем, что продают больше билетов, чем мест в самолете – в принципе многие авиакомпании так делают, но в последнее время Аэрофлот этим грубит, в моей ленте не проходит и месяца, чтобы кто-то не матерился, что его не посадили на рейс, так как ему не хватило места. Так вот, в этот решающий миг, когда надо действовать быстро и решительно, и места разлетаются на глазах, как горячие пирожки, я вдруг с ужасом обнаруживаю, что в моем билете ошибка – в фамилии пропущена одна буква.

С Аэрофлотом у меня карма видимо такая – я всегда предельно пунктуальна во время заполнения форм, документов и прочего. Чего стоит подача на британское гражданство, когда я на каждого члена нашей семьи заполнила 100-страничную форму без единой ошибки (то есть 400 страниц в общей сложности), при этом имея на груди новорожденную дочь. Но с Аэрофлотом беда. В моей жизни из десятков раз, когда я покупала авиабилеты, было два раза, когда я ошиблась во время бронирования, и оба раза – с Аэрофлотом. В прошлом году у детей попутала местами имя и фамилию (так как обычно на всех европейских и американских сайтах они идут в другой последовательности), но это я заметила сразу и исправила довольно быстро (ну как быстро – за неделю переписки-перезвона со службой поддержки, кхм). А сейчас у  меня нет недели, мне лететь завтра.

В общем, несколько часов спустя, финальный диалог по телефону с местным представительством Аэрофлота:

Я: – Вы мне посоветовали написать email в службу поддержки, я написала, но прошел почти день и на него никто не ответил
Девушка: – Вы должны написать email в службу поддержки
Я: – Я же говорю, что именно это и сделала, но никто не ответил…
Девушка: – Если вы уже зарегистрировались на свой рейс, они не смогут поменять ваше имя. А они отвечают только в одном случае: если им удалось успешно поменять билет.
Я: – Я могу, конечно, отменить регистрацию, но как я могу знать, что вообще хоть кто-то прочитал мой email и занимается моим случаем? Может я отменю регистрацию и потом вообще не будет свободного места?
Девушка: – Вы просто должны отменить регистрацию и ждать
Я: – Ну вылет же завтра утром, как я могу просто ждать! Вы можете им позвонить и попросить, чтобы они занялись этим делом?
Девушка: – Нам запрещено звонить в главный офис, если до вылета осталось больше 3-х часов…

Больше я им не звонила. Регистрацию на рейс я отменила (и свою и детей, так как билеты у нас связанные) и стала ждать. В этот день мне ожидаемо так никто и не позвонил и не написал (а я написала им вдогонку еще 3 письма), но я вяло все-таки продолжала допаковывать чемоданы, так и не зная – полетим мы или нет. Сергей вечером показал мне на небо через окно на крыше – смотри, во! Мне было немного не до неба, но я посмотрела – ааа, затмение луны, вот оно что.

В аэропорт выехали на такси на всякий случай на час раньше, у меня теплилась слабая надежда, что я смогу поменять билет на месте, в представительстве авиакомпании. К тому же до рейса остались почти те самые магические 3 часа, то есть теперь они могут звонить в главный офис и им не скажут за это ай-ай-ай! В такси я, безо всякой надежды, решила проверить почту, и – о чудо! там лежало заветное письмо от Аэрофлота, что они исправили ошибку в фамилии. Это была замечательная новость, но остались ли в самолете посадочные места? И я впервые решилась на то, чтобы зайти на сайт резервирования Аэрофлота с крошечного экрана телефона (на этом сайте-то и на компьютере невозможно работать – помню там ключевая кнопка Save была скрыта всплывающим элементом “выберете страну”, и когда ты выбираешь эту страну, все что ты до этого делал, не сохраняется, и тебя перебрасывает обратно на главную страницу). Но попытка не пытка. Мы были как раз на середине пути между домом и аэропортом, покрытие мобильной связи весело скакало от нуля до 4G и обратно с каждым поворотом дороги. С какого-то раза удалось зайти в приложение и увидеть, что там осталось последних 4 свободных места!! А мне надо забронировать три из них – для себя и детей. Связь обрывалась, сайт глючил, но раза с пятого получилось! Мы летим! Правда, не в начале салона, как я бронирую обычно, и вообще, все сидим по отдельности, даже в разных рядах, включая детей – но тут уж хоть чучелом, хоть тушкой!

Москва

Второй шанс у нас был не долететь, ну или как минимум не долететь в этот день, уже в Москве. При бронировании я обычно закладываю 2 часа между стыковочными рейсами, и обычно этого хватало спокойно перейти в другой терминал, пройти секьюрити и т.п., и чтобы не маяться с детьми слишком долго потом в аэропорту. Но в этом году терминал вылета поменяли!! Теперь туда надо ехать на внутреннем поезде, ааааа! По законам жанра, конечно, еще наш самолет из Лондона опоздал почти на час. Когда мы приземлились, у нас оставался ровно час до вылета нашего самолета на Симферополь. Из другого терминала. Миссия невыполнима или?

Мы схватили наши чемоданы (хорошо, только те, что в ручной клади – хотя их 4, по 10кг каждый!) в руки и дальше был безумный марафон по эскалаторам и залам Шереметьево. Я думала что там и останусь, на этом марафоне – но сил крикнуть убегающему вперед мужу и детям “подождите!” у меня не было, поэтому приходилось бежать за ними, чтобы не терять хотя бы детей из виду, если кто из них отстанет. В следующий раз специально за месяц до полета начну бегать кроссы в Лондоне :).

А потом был паспортный контроль. Я как обычно протянула пачку паспортов, ожидая через 5 минут взять их обратно и поскакать дальше, но… прошло 5 минут, 10, а тётя по другую сторону баьрера озабоченно куда-то звонила и уже стала рассматривать детские паспорта под лупой! В конце концов сказала, что российское посольство в Великобритании, где мы делали паспорта, что-то не правильно там пропечатало – какую-то линию короче чем надо что ли, и поэтому у них возникли вопросы. Пропустили нас, конечно, я уходя спросила – и чего нам делать с этой линией? Сказала – ничего, просто быть готовым к дополнительным проверкам (как мило, на ближайшие 5 лет, пока действуют эти паспорта – мы усегда готовы!). А потом снова бег из последних сил – мы так запыхались, что даже забыли выкинуть бутылки с водой перед секьюрити контролем, а они ничего не сказали – то ли не заметили, то ли глядя наши едва живые физиономии не стали уже ничего говорить. В самолет мы влетели за 3 минуты до окончания посадки. После нас забежали еще четверо опоздавших и дверь закрылась (а потом я просила стюардессу каждые 5 минут принести нам воды, так как мы еще полчаса приходили в себя после такого забега).

На обратном пути мы тоже бежали, но на несколько меньшей скорости, и я еще успела сфотографировать диво дивное в аэропорту Шереметьево – капсулы для отдыха. Для меня они выглядят довольно клаустрофибически, но здравый смысл говорит, что так спать всё же удобнее, чем на узкой ребристой батарее – был у меня и такой опыт проведения ночи в аэропортах 🙂 ).

Симферополь

С Аэрофлотом это даже уже не интрига, долетит ли багаж или нет. Не долетит, точно не весь и точно часть прилетит другим рейсом. Но в этот раз Аэрофлот превзошел сам себя – из наших 4-х чемоданов на ленте не было ни одного! Конечно, это удобно с точки зрения посадки в такси :). Тем более, что я уже наученная опытом, всегда беру в ручную кладь полный комплект сменной одежды для себя и детей на первый день/ночь.

Ну и просто заметки с полей

Экстренная медицина в Крыму отсутствует (если ее нет в центре столицы Крыма, в деревнях наверное просто мрак) – ее не получишь ни бесплатно, ни за деньги, вот просто никак. В Англии скорая приезжает в жизненно опасных ситуациях в течение 5-ти минут (правда, в НЕ жизненно опасных ситуациях, в которых обычно вызывают скорую в России, она обычно или вообще не приезжает, или может ехать 4 часа). Для совсем тяжелых случаев в Англии есть даже air ambulance – скорая на вертолете, которая кстати почти полностью поддерживается на частные пожертвования (как и “спасение на водах”). В Крыму, увы, нету ничего из этого. “Скорая” там к сожалению не от слова “скоро”, у врачей скорой все оборудование выглядит примерно как игровой медицинский наборчик моей дочки, желания и сил у них работать тоже нет, у диспетчеров скорой терпения иногда не хватает даже чтобы договорить – они бросают трубку. И все настолько давно в этом и так тотально устали, что поверили, что вот это всё нормально.

Про больницы (и особенно, про отношение в них к пожилым и к сильно больным пожилым людям), мне друзья рассказывали совсем уж страшные вещи, с которыми, увы, столкнулись они лично со своими родственниками – я просто не могу их здесь написать.

Но народ как-то живет, строит планы, рожает, растит детей. Интересное наблюдение: в процентном соотношении магазинов одежды в торговых центрах Симферополя гораздо больше, чем в Англии (хотя и в Англии их очень много!).

Полным ходом строится трасса Таврида (поэтому из Симферополя в Севастополь  и даже в Бахчисарай ездить проблематично – но мы не из слабых духом, мы проехали по этой трассе даже не один раз):

Набережная Салгира тоже перестраивается – этим летом она выглядела примерно как перепаханное поле, посмотрим что будет следующим:

Фотографий много, выложу их наверное отдельными постами – а была и прекрасная Балаклава с мысом Айя, Севастополь, Ялта, пещерные монастыри Челтер-Мармара и Феодора Стратилата и пещерный город Чуфут-Кале и многодневный поход по горам. А здесь просто милая коллекция знаков “Стой! Опасно!” – никакого подтекста искать не надо (хотя, можно), просто очень уж много их попадалось на пути. И даже встречаются выдержки из ПДД на столбах:

И цвет воды в Сакском озере (это не химия, это какие-то простейшие чудят):