В Вашингтоне по случаю открытия музея индейской культуры, всю неделю проходил Индейский фестиваль. Я конечно же не могла пропустить такого события…
Парковка.
Хотя сам фестиваль начинался только в 10, а музей открывался в 9, я выехала так, чтобы быть в Вашингтоне часов в 8 утра – я представила какое столпотворение будет по такому случаю в городе, а парковаться за 10 кварталов в каком-то черном районе как-то не хотелось (тем более насмотревшись новостей про недавние разборки черных в Вашингтоне). И я не ошиблась – несмотря на такую рань, многие парковочные места были заняты. Я запарковалась в своем обычном месте, недалеко от Капитолия – у меня там уже почти гнездо 🙂 Сколько езжу в Вашингтон, паркуюсь всегда на одной и той же улице и даже около того же здания. Нашла я этот закуток совершенно случайно, когда самый первый раз поехала в Вашингтон, искала парковку наугад и испугавшись грозных стражей порядка возле Капитолия, свернула в какую-то подворотню 🙂 С тех пор там и обосновалась :). В этот раз правда мое любимое место было занято и я немного раздумывала, законно ли парковаться в такой близости от перекрестка – честно, стыдно признаться, но до сих пор так четко и не знаю американских правил – сколько метров от перекрестка надо выдержать. Оказалось, беспокоилась я напрасно – за мной умудрилась примоститься еще одна машина, так что если б нас “оттовали”, то уж ее первую, это точно :).
Музей.
Было еще совсем рано, побродила мимо Капитолия, любуясь полицейскими машинами, преграждающими вдоль и поперек все подъезды-выезды к нему. Думаю сейчас контроль стал еще строже – недавно в новостях показывали что какой-то ненормальный пыталась стрелять по Капитолию и возмущенные американцы требовали усилить защиту их достояния. Ой, новости вообще лучше не смотреть, после этого даже страшно даже по Fairfax’у ходить 🙂 Пошла в музей индейской культуры. Он был еще закрыт. Я знала что вход в него бесплатный, но из-за большого наплыва посетителей, надо где-то взять билет. В интернете я заказать его не успела и теперь пыталась определиться на месте. Было несколько очередей, стоящих как-то неопределенно. Как оказалось, примерно половина посетителей тоже была в замешательстве и все атаковали с расспросами единственного бедного стража порядка, который всем придавал нужное направление. И мне придал, объяснив что надо встать в длиннющую очередь и когда придет время, мне выдадут билет. Ох, какая все-таки радость, оказывается и в Америке бывают такие очереди, как у нас были во время перестройки за молоком – растянулась вдоль всего музея. Правда шла она очень быстро и минут через 15 мне выдали билет, по которому я сразу зашла в музей. Первые 2 этажа привели в замешательство – нет, ну я знаю американскую любовь к шоппингу, но чтобы в музее кроме магазинов сувениров не было собственно экспозиции… Хотя переживала я напрасно, и оставшиеся 2 этажа были действительно интересными, можно было увидеть все атрибуты индейской жизни – одежду, украшения, золотые идолы. Мне понравился один экспонат – клубок времени. Как следовало из описания, каждая индейская женщина имела такой клубок, и каждый раз когда в ее жизни происходило какое-то событие, она нанизывала бусину или завязывала узелок. Таким образом, этот клубок представлял историю ее жизни, которую только она и могла расшифровать. Много было других интересных экспонатов – большой каменный календарь Майя, и конечно основа их культуры – кукуруза – везде кукуруза, разных цветов – желтая, белая и даже черная. Почему-то вспомнился фильм ужасов “Дети кукурузы”, надеюсь это не про индейцев 🙂 И конечно это была бы не Америка, если бы повсюду не стояли какие-то всевозможные интерактивные устройства, компьютеры, был даже целый зал где можно посидеть за компьютером, изучая индейскую историю. Было и индейское кафе со специфичесим меню, но я решила что раз картошка пришла из Америки, значит это тоже может считаться индейская еда, и не стала испытывать свой желудок всякими яствами с непроизносимыми названиями. Людей в музее было много, я побродила часа 2 и пошла знакомиться с живым индейским искусством. На улице царил какой-то культ индейской культуры – все ходили в футболках с индейскими символами, обвешанные индейскими украшениями. Хотя встречались инастоящие индейцы, некоторые правда в своем современном варианте.
Индейский фестиваль.
На всем протяжении от Капитолия до Вашингтонского монумента, огромное поле превратилось в табор или ярмарку – были натянуты огромные палатки, в каждой из которых происходило какое-то представление, в других готовилась еда, демонстрировались индейские искусства изготовления музыкальных инструментов, одежды и т.п. Меня такой беспорядок после безлюдных улиц нашего района радовал – хоть что-то напоминало о том, что в Америке живут люди, а не только машины :). В первой палатке какой-то индеец рассказывал индейские байки. Что-то мне показалось это скучным делом и я пошла под следующий тент – там пел Гаваец. Тут было повеселее – еще пока этот южный парень настраивал свою гитару и здоровался с публикой, он смеялся не переставая, особенно радуясь когда его снимают на камеру или просто фоткают. Песни были очень мелодичные и чем-то напоминающие испанскую музыку, наверное ее влияние сказалось и на гавайцах. А я слушала его музыку и представляла тропические острова, населенные такими же экзотическими обитателями – живыми и веселыми, которых жизнь еще не замучала настолько, чтобы сидеть на концерте с каменными лицами, как это делали америкосы. Послушав его минут 20, пошла дальше, руководствуясь бесплатным путеводителем – шла я в поисках “танцевального круга”, но зашла далековато – прошла почти весь стадион. Оказалось что тот большой тент, который, как я надеялась, будет этим самым танцевальным кругом, был чем-то другим, чем я не знала, но на всякий случай встала в очередь. Тем временем обнаружила, что это какой-то индейский спектакль с многообещающим названием –
“Дух. Седьмой огонь.”
В описании говорилось что это это мировая премьера как-то современной постановки на сюжет индейских поисков духа. Что-то типа – познай себя, свое безграничное начало и т.п. Звучало очень заманчиво, но это Америка, я им не верю!!! Но все же любопытство взяло верх и я простояла… о ужас, да, опять в Американской очереди… больше часа чтобы узнать – что же постановщик имел в виду под такими вызывающими словами. Да, и эта постановка была бесплатная – как и все, что происходило в рамках этого фестиваля. Но опять-таки надо было все равно получить билет. Сначала пропустили всех людей, имеющих какие-то загадочные “ваучеры”, мне так и не удалось разгадать их природу. А нам сказали что ничего не гарантируют – если останутся места, пустят. Если нет – увы… Но нам повезло. Большой шатер внутри представлял из себя обычный пережвижной театр со сценой, прожекторами и т.п. Я села прямо около оператора и могла наблюдать за его манипуляциями на нескольких компьютерах, обслуживающих все действо. Сразу предупредили что использование камер и мобильных телефонов, запрещено. Поэтому все передернулись, когда в тишине у кого-то зазвонила мобила… А через мгновение все поняли, что это – часть представления, которое начиналось с того, что какой-то “новый индеец” в костюме разговаривает по мобиле… Потом показали видео-ролик, который призван был вселить в зрителей соответствующие чувства по поводу ужасающе развивающегося прогресса, а потом началось собственно представление. К счастью я сидела на последнем ряду и могла просто встать, чтобы видеть все происходяшее на сцене. А там плясали индейцы и индейки, разодетые в шикарные национальные костюмы – с перьями и прочей атрибутикой. Танцевали, надо признать, ОЧЕНЬ хорошо – движения были очень легкие и красивые. Музыка была – наполовину индейская, но в современное обработке, что, надо сказать, ее нисколько не портило. Сама идея представления была – возвращение человека к истокам, в данном случае превращение “нового индейца-бизнесмена” обратно в образ своих далеких предков. Освещение и постановка была на высшем уровне – живая индейская музыка, с двух сторон сцены находились полупрозрачные загородки, за которыми происходило свое действо параллельно основному. В конце представления зал взорвался аплодисментами, когда появился маленький индейчик – в костюме и с перьями, все как положено, и начал отплясывать индейские танцы с такой виртуозностью, что думаю взрослые бы ему позавидовали. Всего представление длилось 1,5 часа и после представления можно было встретиться с исполнителями – сфотографироваться, взять автограф и т.п. К сожалению на этом батарейки в моей камере сказали “фи” и больше я ничего в этот день не снимала. Просто поверьте на слово – было ОЧЕНЬ красиво и необычно! Кто хочет зайти на сайт этого шоу.
Остальные представления.
После такого представления, как-то уже не было горячего желания идти смотреть на “танцевальный круг” – я просто не верила, что там может быть что-то более впечатляющее, чем то что я сейчас увидела. Но я все же пошла – посмотрела песни и пляски каких-то индейских коллективов, в ожидании таинственного и дикого перуанского коллектива с какого-то острова, который должен был исполнять свои танцы. Начало было многообещающее – на сцену вышла процессия, неся перед собой огромный разукрашенный столб. А потом начались танцы – танцоры бегали по кругу, издавая однообразные звуки из своих дудочек. Танцовщицы делали то же самое, только вместо музицирования кружились вокруг своей оси. Ну что же, интересно хотя бы тем, что это какой-то древний, не тронутый цивилизацией островок чей-то культуры. Правда на 20-й минуте таких кружений по кругу, я сломалась и пошла в соседний зал слушать индейские песни. Один индеец явно был настроен очень резко по поводу всего происходящего (в общем-то он имел на это право 🙂 ) и прямо со сцены высказал все что было у него на душе – вспомнил как несколько веков назад белокожие безжалостно убили пра-пра-прадедов и их культуру, но как он заявил – индейцы еще живы, и их культура – это не только маскарадные шоу и выступления на публику, и что однажды они станут опять сильной нацией, как было когда-то и вот тогда… А мне было забавно смотреть как эти самые белокожие, пра-пра-правнуки тех, кто все это сотворил, хлопали ему, и что все это происходило прямо напротив Капитолия, можно сказать в сердце этой страны… Свобода слова, однако :). У меня вообще после фестиваля и посещения музея сложилось впечатление, что американцы всячески пытаются отмежеваться от того, что сделали их пра-пра-прадеды – то есть они не пытаются скрыть сам факт произошедшего, но как бы говорят – так это были не мы, мы ведь уже другие. Конечно, сейчас им просто это говорить – это ничем им уже не грозит – все равно индейцев мало и они при всем желании не смогут вернуть себе прежние права… А тем временем все продолжали слушать строптивого индейца. Как оказалось, кроме того, этот исполнитель был с претензиями и всячески расхваливал его танец, хотя ничего особенного я не увидела. Но не буду судить, я же не специалист по индейской хореографии :). На этом дневная программа закончилась, и оставался только концерт.
Вечер.
Что-то мне не понравился вид гитариста той “индейской” группы, что собиралась сейчас выступать – как-то не по-индейски выглядили его джинсовые шорты и самовлюбленный вид. Зато представился отличный шанс услышать индейскую попсу :). Солистка была не более “индейской” чем гитарист – от индейцев у нее остались только темные глаза и смуглая кожа – все остальное было уже американским. Я бы честно лучше послушала еще пол-часа однообразные звуки перуанских исполнителей, чем терпеть плохую американскую попсу :). Вообще интересно – здесь настолько заботятся об инвалидах – ну, к тому что во всех местах есть специальные въезды для тележек, я уже привыкла, но на фестивале на _каждой_ сцене был сурдопереводчик, и доходило до забавного – “сурдопереводили” даже тексты песен по ходу. Смешно, но факт – поет какой-нибудь индеец, а рядом пританцовывает колоритная черная дама, жестами переводя суть песни :). В общем, продержалась я минут 10 и пошла… правильно, не домой, а посмотреть еще раз представление “Духа” – уж очень мне понравился этот красочный спектакль. В этот раз простояла я там 1,5 часа и страсти с каждой минутой накалялись – посетителей было еще больше и до последней минуты я честно говоря думала, что мне билета уже не достанется, попала я туда просто чудом. Меня уже было начала глодать совесть за то что я, придя второй раз сюда, использовала чей-то шанс посмотреть это потрясающее действо, но как мне поведала моя соседка по ряду, она тут уже… 5-й раз :). В этот раз я села сбоку, и поэтому часть сцены мне было не видно, зато я лучше рассмотрела детали, которые упустила в прошлый раз – я обнаружила что за полупрозрачной шторой тоже происходит много всего интересного. Закончился спектакль уже поздно и я имела удовольствие идти 2 км по Вашингтону в темноте, шарахаясь от храпа спящих на скамейках бомжей 🙂 Меня успокаивало только то, что я оставила машину недалеко от Капитолия, а там плотность полицейских на квадратный метр больше аналогичного количества бомжей :). Светила почти полная луна, над столицей кружили патрульные вертолеты, что придавало картине совсем не умиротворяющее настроение. И вот я еду обратно, с каждой улицей отдаляясь от центра Вашингтона и все реже ругаясь на таксистов, которые подрезают дорогу, судя по всему не зная не только правил движения, но и обычных правил вежливости (это что-то типа наших маршруточников :). Пол-часа – и я дома.
Воскресенье.
Была идеа поехать на фестиваль еще и в воскресенье, но я себя отговорила и бессовестно отдыхала, перевария впечатления предыдущего дня. И кроме того… я решила что можно посетить фестиваль более удобным путем – через интернет. С главной сцены велась прямая трансляция происходящего, так что можно сказать что я там присутствовала еще один день. И надо сказать очень порадовалась, что присутствовала только виртуально – во-первых, народа было еще больше чем в субботу, а потом ничего кроме индейской попсы я там не увидела, хотя, конечно, были еще другие сцены, с которых ничего не транслировалось. Причем попса даже была как бы так сказать… не индейская вовсе, то есть люди с индейскими лицами пели что-то про Иисуса Христа, про христианство. Не хочу говорить ничего о религии, просто я не понимаю когда поют попсовые песни на темы религии, мне кажется это должно быть что-то личное и внутреннее, а иначе это просто пошло. И потом… странно, я всегда думала что у индейцев была своя религия. Ктсати которая, как оказась, была довольно глубокая – а не варварская и языческая, как нам это всегда представляли. Я узнала об этом из выдержек из тех книг, которые я прочитала находясь в музее. Индейцы были очень близки к природе и как ни странно… когда я читала их высказывания, меня не оставляла мысль, что эта религия по основным взглядам и идеям немного близка к буддизму. И ведь судьба этих народов чем-то схожа. Невероятно, но факт… Хотя, в принципе, все религии по идее ведут к одному и тому же. Я кстати купила книгу индейского шамана, так что может скоро расскажу обо всем подробнее :).
Фотографии