Menu Close

[День 9] Италия: В щупальцах спрута

День ледников

Настал день истины. Почти каждый день, проведенный нами в этот и в предыдущий раз в Шамони, мы пытались попасть на ледник Мер де Глас, что переводится как “море льда”, но духи этих мест, видно, были не в духе (извиняюсь за каламбур, я не специально 🙂 ). И вот они смягчились, сменив гнев на милость, и мы едем в небольшом поезде по направлению к леднику. Доедем мы, правда, только до верхней станции, а канатка к самом леднику, увы, из-за ветра сегодня не работает, но у меня сложилось впечатление, что она работает только тогда, когда мы находимся в Лондоне :).

 

Мы очень хотели пройти по этому леднику на снегоступах, но гиды не повели (“фёрн, там страшный фёрннннн!”), а самим ходить опасно – трещины, воронки, лёд – вот далеко не полный список всех напастей, поджидающих там неопытного туриста. Другие группы, правда, туда шли – видимо над ними фёрна не было. Мы им немного завидовали – когда-нибудь и мы будем на их месте, мы так просто не сдадимся :).

И всё-таки я очень рада, что мы увидели ледник хотя бы издали, я действительно ничего подобного в жизни ещё не видела – огромная замерзшая река, даже не река, а как будто извилистый ребристый хвост дракона, лениво растянувшийся по долине. Ледник выглядит серым – на самом деле в нем не столько лёд, сколько смесь камней и льда, что отчётливо видно летом, когда покрывающий его снег стаивает. Это самый длинный ледник в Альпах, глубина его тоже внушает уважение – 200 метров, т.е. почти 7 девятиэтажек.

Канатка, которая сегодня не работала, в обычное время спускается к ледяному гроту, прорубленному в леднике. Пробуривается этот грот каждый год заново – ледник движется, хоть и незаметно для нашего глаза (1см в час), но за год довольно ощутимо – “проползает” метров 60 по долине. Не удержались мы от искушения немного спуститься к леднику пешком по заснеженной тропке, но склон становился все круче, организованные группы одевали на себя страховку, а у нас из снаряги с собой были только ноги и совсем не зимние кроссовки…

Нас, конечно, спасли бы в случае чего – возле пункта спасателей сидела большая добрая собачка Сенбернар (по-английски она пишется St Bernard). Эту породу, кстати, вывели недалеко отсюда, в монастыре St Bernard в Швейцарских Альпах и использовали для спасения людей, пострадавших от лавин. Но проверять ее способности к спасению не хотелось, тем более нас сегодня ждал ещё один ледник, так что мы ограничились несколькими снимками и повернули обратно.

Ледник Ле Буассон (Les Bossons)

Ледников в долине Шамони много, еще один, Ле Буассон, по форме словно вытянутая шея гигантской амфибии, возвышался почти прямо над нашим шале, маня нас к себе все три дня. В истории он отметился не очень радостно – в середине 20-го века с разницей в пару десятков лет почти на одном и том же месте разбилось два пассажирских самолета, оба авиакомпании Air India, и спустя 20 лет ледник вынес одно из колёс самолета к подножию горы…

Было два варианта как подняться на этот ледник – слева, с дороги ведущей в туннель под Монбланом и справа, прямо с нашего шале. Путеводитель обещал, что обе тропы почти равнозначны, но они равнозначны для нормальных людей, которые ходят по горам в сезон. А нам предстояло идти по снегу, что само по себе добавляет определённый экстрим, так что дополнительных трудностей себе придумывать не хотелось. Я обстоятельно обфотографировала в телеобъектив ледник издали накануне и мы рассмотрели, что проще идти слева, с туннеля. Всё боялись промахнуться мимо парковки, ведь на хайвее развернуться не получится и придётся ехать 20 км по туннелю в Италию и потом соответственно столько же обратно.

Весна, вероятно, почти самое неудачное время для пешеходных маршрутов в Альпах – снег ещё есть, но уже мокрый и есть не везде. То есть без снегоступов идти в некоторых местах нереально – снег уже не держит и проваливаешься почти по пояс, в других местах снега нет вовсе, на снегоступах идти нельзя. А то что снег мокрый, означает еще один “сюрприз”, а именно то, что лучше не игнорировать плакаты “осторожно, лавины” :). Мы попробовали все варианты – просто кроссовки, кроссовки со снегоступами, горные сапоги, горные сапоги со снегоступами – было одинаково неудобно во всех четырех случаях, особенно неудобно сначала, подойдя к полосе снега 5 минут одевать снегоступы, потом, пройдя 5 минут, еще столько же времени их снимать, когда снег внезапно заканчивается.

Тропы под снегом видно не было и мы пошли брать склон в лоб. С описанием нашего восхождения мне пришлось туго – даже сейчас, спустя много времени после него, ни одного культурного слова про этот подъем не приходит на ум. Но я все-таки попробую перефразировать наш опыт и опустить насколько смогу мою субъективную оценку :). Довольно крутой склон, местами очень заснеженный (глубина снега по пояс и больше), местами снега нет вовсе, всё это вперемежку с валунами, корнями, ветками и другим лесным мусором. Без снегоступов по снегу идти нереально – на каждом шагу проваливаешься минимум по колено, причем самое неприятное то, что проваливаешься не сразу, а в любой произвольный момент шага, то есть каждый шаг воспринимается организмом как падение, которое сопровождается выбросом доброй порции адреналина.

В снегоступах идти не намного лучше – в снег уже почти не проваливаешься, но на некоторых участках пути снега нет, а значит в снегоступах идти нельзя, их можно запросто разбить, в других местах, где снег есть, поскольку подъем крутой,  просто съезжаешь обратно – снегоступы работают как санки. Мне стыдно вспоминать, но у меня почти каждый шаг сопровождался не очень изысканным словом, которое варьировалось в зависимости от глубины проваливания в снег, величиной набитого синяка и т.п. :). Серега предлагал выражать мне мысли более поэтично, но не получалось. В некоторых местах, чтобы не проваливаться в снег и увеличить площадь ступания, я в прямом смысле ползла на коленках.

Как я в этот момент ненавидела глобальное потепление, ведь раньше, пока климат не начал меняться, ледник доходил до самого дна долины Шамони и не приходилось вот так ломать себе ноги, чтобы к нему подняться – наоборот, в 16 веке люди Шамони, устав от “выходок” этого ледника, уничтожавшего посевы, леса и целые поселки, пытались изгонять из него демонов. Изгнание, видимо, прошло успешно – ледник отступил на пару километров в 20 веке. Вот люди странные, сами не знают чего хотят – когда ледник был, так все хотели чтобы его не было, сейчас ледник стал уменьшаться – экологи бьют тревогу. Кстати, всего за прошедшие полвека ледники в Альпах потеряли до половины своего объема. А через какие-то 90 лет 95% альпийских ледников исчезнет, так что спешите их фотографировать, чтобы внукам можно было хоть на фотках показать что такое ледник (и внуки будут, глядя на пожелтевшие от времени jpeg-и, думать “вот бабушка заливает, и где она могла увидеть ледник в центре Европы” 🙂 ).

По уму надо было признать, что маршрут сейчас не проходим и повернуть обратно, но начинать действовать по уму на середине пути уже поздно :). Да и вообще, как бывает в горах, видя где-то среди деревьев просвет, кажется что вот она, заветная вершина, до нее осталось чуть-чуть. Вокруг были только оленьи и заячьи следы. В какой-то момент появились странные следы человека, но так же быстро исчезли в никуда – наверное просто мимо пролетал, бывает :). Наконец наши мучения закончились и перед нами открылся он – белый ледяной хаос, величественно возвышающийся над ущельем… Я еще никогда не была так близко к леднику, зрелище действительно незабываемое. Еще более ценно для нас то, что мы поднялись сюда сами – покорённые собственными ногами вершины никогда не забываются, в отличие от тех, что мелькают в больших количествах со станций канаток…

Этот ледник движется довольно быстро, еще быстрее чем Мер де Глас – 50 см в день. Даже издали слышен скрежет движущегося льда и стук отпадающих от него камней – как-то  глупое желание подойти к леднику поближе, вовремя отсечённое Серегой, у меня тоже сошло на нет. Но осталось еще одно – очень хотелось пройти ещё выше, посмотреть на обещанные ледяные пирамиды. Даже удалось с трудом уговорить Серегу, который в отличие от меня, несмотря на красивые виды всегда сохраняет трезвый рассудок. Но, пройдя всего ничего, мы очень быстро поняли, что “подрезаем” склон, а снежок сейчас мокрый и неустойчивый, что называется “здравствуй, лавина!”. Уверяю, один раз увидеть последствия лавины это совсем не то, что читать о ней в умных книжках и внимать разным грозным предостережениям на плакатах, а так как воспоминания о переломанных надвое деревьях в долине Рабби были еще живы, мы решили не рисковать и повернули обратно.

Над горами кружили вертолеты – они патрулируют состояния склонов, отслеживая сходящие лавины и заблудших путников. Только бы не начали нас сейчас спасать, не хватало еще попасть в местные новости :).

Впечатление от спуска почти такое же, как и от подъема, с той только разницей, что в снегоступах и горных сапогах спускаться гораздо сложнее, чем подниматься и в самых сложных местах, вместо ползания по снегу на коленях был применен еще один сложный технический альпинистский прием – съезд вниз на самой подходящей для этого точке тела :).

Сегодня мы решили поужинать в самой деревне в Шамони, а не в ее окрестностях, как в предыдущие дни. Русских в это время года гораздо меньше, чем под новый год – и правда, какому нормальному человеку придёт в голову мысль ехать кататься на лыжах на Пасху? Рестораны, правда, всё такие же дорогие, так что так и не найдя ничего привлекательного, мы всё-таки поехали кушать на старое место, в ресторанчик у дороги с видом на тот самый ледник, который мы сегодня немножко покорили (или, скорее, не мы его, а он нас 🙂 ).

 

Фотогалерея