[День 3] Путешествие в страну Зета

Которский залив (Boka Kotorska)
Песчаный пляж в Черногории это что-то из области фантастики (не считая, конечно, длинной песчаной косы на юге, на границе с Албанией – но надо видеть тот район, на границе с Албанией, чтобы понять, почему его не надо рассматривать в качестве места отдыха 🙂 ). Но и в окрестностях Будвы обнаружился настоящий песчаный пляж под названием Trsteno, про который мало кто знает, а нам его посоветовали наши белорусские соседи по отелю. Пляж этот, похоже, насыпной, поскольку в этом месте совсем не ожидаешь встретить песок — вокруг каменистые пляжи, да и здесь, если зайти дальше в море, начинается обычная галька. Но нам как бы всё равно, это действительно лучший пляж для детей, который мы встретили в Черногории — мягкий песочек с вполне гуманным градиентом глубины, как в Евпатории.

Пару часов детского восторга на пляже, и мы выдвигаемся дальше, нас ждёт Которский залив – огромная бухта на Адриатике, которую ещё иногда называют самым южным фьордом Европы (хотя, строго говоря это не фьорд, это затопленный морем речной каньон, но мы не географы, так что для нас это фьорд 🙂 ).

Смотреть весь залив с пристрастием у нас времени нет, да и не нужно. Виды с берега открываются хоть и волшебные, но довольно однотипные с каждой его точки.

Сам городок Котор мы проехали, не останавливаясь.

Несомненно, он заслуживает отдельного визита, чтобы подняться в старую крепость…

посмотреть старый город с крепостной стеной, зайти в местные церкви с нескончаемым списком реликвий…

прогуляться в порт, куда заходят круизные лайнеры…

Но не сейчас. Сейчас наша цель — более тихий и уютный город залива, Пераст. Дорога повторяет изгибы берега. Виды шикарные, чем-то напомнило наше любимое озеро Гарда в Италии.

Правда, купаться в заливе не тянет совершенно — пляжей как таковых нету, купание только с бетонных плит, что в понимании любого крымчанина такое же недоразумение, как и купание в стоячей пресной воде (в этом заливе, правда, вода хоть и стоячая, но всё-таки морская).

Встречаются фермы для выращивания морепродуктов:

А вот и наша цель — старинный городок Пераст. Нас немного озадачил шлагбаум, перекрывающий въезд в город, дальше пускают только машины местных жителей и таксистов. Делать нечего, оставили машину практически на трассе, на платной парковке, и дальше потопали пешком:

На самом деле, город состоит из одной улицы, и на машине там действительно делать нечего.

Старая пожарная часть — одна из достопримечательностей города:

Поднялись на колокольню церкви Святого Николая. Подъем по крутой винтовой лестнице нас как бы не пугает, после английских средневековых замков мы думали, что мы уже профессионалы этого дела. Но, как оказалось, нет предела совершенству. В некоторых местах, где потолок был особенно низкий, приходилось пригибаться почти вдвое и вот так в виде буквы «зю» ползти по крутой лестнице, стараясь случайно не улететь в пролёт (при этом ещё подстраховывая идущих за тобой детей).

Ограждения во многих местах обвалились — я взялась за одну решётку и чуть не унесла её с собой :).

Но оно того стоило, сверху поджидают открыточные виды на Пераст и залив:

Сама церковь, к сожалению, была закрыта, а там хранится шип от тернового венца Иисуса Христа и частица ризы Богородицы.

Пообедали в ресторанчике на берегу. Одна милая черногорка (живущая теперь в Австралии), мило общаясь с нами, улыбнулась на сопли своей дочки, которая всё время вилась вокруг нас — «да это она просто вирус какой-то в море подхватила, целую неделю тяжело болела, но вроде начала выздоравливать». После этого меня с детьми ветром сдуло из ресторана на набережную. У нас самое начало отпуска, не хотим мы вдаваться в особенности передачи черногорских вирусов.

Сплавали на рейсовой лодке на рукотворный остров Богородица на Рифе (Gospa od Skrpjela).

Рядом есть ещё один остров, Святого Георгия, но он строго-настрого закрыт для посещений (хотя мы видели пришвартованную к нему лодку).

В принципе, ничего особенного на острове Богородицы как бы нет….

но сплавать туда надо, хотя бы для того, чтобы увидеть Которский залив и городок Пераст с ещё одного ракурса:

Недалеко от Пераста расположен монастырь Баня, в котором хранится частица мощей Георгия Победоносца. Зашли в открытые ворота, вроде монастырь был открыт в это время для посещений, но никого на территории не было. Церковь закрыта на ключ. Когда мы уже выходили, промелькнула монахиня, но мы решили не возвращаться — дети начали капризничать и настроение уже было ехать дальше.

Ещё где-то неподалёку есть рисунки бронзовой эпохи (в Lipci), но нас они не вдохновили на посещение — мы уже видели нечто подобное в гораздо лучшем разрешении в северной Италии :).

Дальше дорога была уже не столь живописна (или мы уже пресытились), хотя добросовестно обогнула по краю весь залив.

Не впечатлил нас и пляж Моринь (Morinj), вроде как самый лучший в Которском заливе. Была мысль остановиться здесь на купание, но не решились — не захотелось личного знакомства с местными ротавирусами и иже с ними (стоячая вода, однако). Вместо этого, не мудрствуя, заехали на обратном пути снова на тот же пляж Trsteno, где были утром, благо он был нам почти по пути:

Можно было еще ехать дальше в Герцег-Нови, симпатичный городок, по отзывам очевидцев, но нам сегодняшней экскурсионной программы хватило вполне. Чтобы не возвращаться те же 40км вдоль залива обратно, мы переправились на пароме через узкий пролив (из Каменово в Лепари). Паромная переправа здесь вполне демократичная, выходить из машины не надо (как на многих «настоящих» переправах), и всё удовольствие длится минут 15, включая погрузку и разгрузку.

На пути с пляжа нас остановил полицейский — плановая проверка, останавливают все машины через одну. Интересует главный насущный вопрос южного воскресного вечера – не употребляли ли мы какой ракии перед ездой (ну логично, семейная пара с двумя маленькими детьми в одной машине — тут без ракии, понятное дело, никак 🙂 ). Водитель перед нами, видимо, употреблял — из машины его высадили и забрали в полицию. Мы минут 10 честно ждали, пока они оформят на него протоколы, потом надоело ждать, Сергей вышел из машины, спросил когда же они вспомнят о нас, полицейский просто махнул — ладно, езжайте, мы вам верим.

На обратном пути сбылась наша мечта – мы нашли, наконец, супермаркет в Черногории :). Почему-то именно на этой трассе, от Тивата до Будвы, самое большое количество супермаркетов, встреченных нами в Черногории.