Menu Close

[День 2] Лабиринтами Минотавра

День 2 Авто-пробег по западному Криту

Разбудили нас сегодня не будильники, а колокольный перезвон из соседней церкви и чуть позже мулла, жалостливым голосом созывающий верных на намаз. Мы проспали и то, и другое, так что придется теперь ехать к язычникам :).

 

– у меня такое впечатление, что мы где-то не там свернули…
– ты знаешь, меня не покидает это ощущение уже второй день подряд 🙂

С утра для разминки поплутали по местным дорогам, поразвлекав местное население. Местные смеются два раза – один раз, когда едешь в ту сторону мимо них, второй раз – когда по той же дороге обратно, когда понимаешь, что там был тупик. Мы заподозрили, что это одна из причин, почему они так любят сидеть на своих верандах – они наверное делают ставки на туристов.

Скит Святого Антония, покровителя здоровья и детей.

На входе в пещеру лежит гора костылей, оставленных теми, кто исцелился благодаря чудесам этого святого места (как пошутил Серёга – они для тех, кто выходит из ущелья 🙂 ).

Ущелье Патсос действительно находится прямо за пещерой. Уж не знаю, чудеса это святого места или нет, но у меня после посещения этой пещеры так скрутило коленку, которую я ушибла в Лондоне пол-года назад, что вниз по ущелью Серега отправился наедине с фотоаппаратом, пока я загорала на камне.

Длинное платье в горах выглядит странно, понимаю :). Но это Греция, здесь монастыри подстерегают на каждом шагу и платье – очень мудрый выбор, если не хочешь постоянно опоясываться в юбку-балахон на входе или ловить осуждающие взгляды служителей монастыря.

Курталиотское ущелье не самое глубокое или живописное на Крите, но довольно популярное среди временно обленившихся туристов вроде нас, которые хотят получить максимум красивостей, не выходя из машины :).

Прямо возле дороги продают свежевыжатый апельсиновый сок. Как же он хорош, да в жару. За него мы готовы простить грекам их лихое вождение и отсутствие разметки на дорогах, и еще много чего. Правда нам, выросшим на установках, что апельсин это деликатес и использовать от него надобно всё вплоть до корки, немного дико сейчас смотреть, как волосатые руки греков небрежно выжимают сок из переспелых фруктов на ручном прессе и не задумываясь отправляют остаток плода в урну. Апельсины на Крите – это расходный материал, их продают мешками вдоль дороги, как у нас картошку.

Часовня Св. Николая находится примерно посередине Курталиотского ущелья. 

Многочисленные водопады бьют прямо из скалы. По легенде, в этом месте Николай Чудотворец ударил посохом и из скалы хлынули источники.

А еще там растут красивые яркие цветы и был встречен гигантский лимонник высотой по пояс.

Монастырь Превели

Тихий монастырь в горах, на выезде из ущелья. Фотографировать внутри почему-то нельзя, но ради искусства правила пришлось немного нарушить:

Внутри монастыря церковь с чудотворным крестом.

Неподалёку находится пальмовый пляж Превели, мы честно пытались туда доехать, но не доехали. В какой-то момент асфальт закончился и началась неприятная грунтовка. Было бы хотя бы одно из этого – либо внедорожник, либо полная страховка на машину (а на нее мы в этот раз пожмотились), может и поехали бы дальше. А так решили, что оно того не стоит, пляжи мы найдём и дальше, без лишних жертв и разрушений.

А пляжи на Крите достойные, на одном из них снималась реклама Баунти, та самая, про райское наслаждение. Но пляжный отдых, как обычно, в наш маршрут не вписывается, и за все три дня мы окунулись в древние волны Крита всего один раз, на пляже Матала. Ливийское море бодрит, считается, что оно немного холоднее других морей, омывающих остров.

Согласно греческой мифологии, Матала была тем местом, куда Зевс в образе быка принёс финикийскую царевну Европу. Затем он превратился в орла и перенёс её далее в Гортину (куда позже перенеслись и мы). А Гомер был уверен, что именно на этом пляже муж Елены Троянской потерпел кораблекрушение, возвращаясь из Трои. Это Греция, вокруг любого места – мифы, мифы…

Пещеры раньше использовались для погребения, в 60-х здесь жили хиппи, да и сейчас живут, расписывая окрестные скалы позитивом вроде “Завтра не наступит никогда. Живи сейчас!” и продавая безделушки отдыхающим.

А еще Матала являлась портом дворца Фестоса, так что следующим пунктом нашей программы был…

Фестский дворец

Второй по величине минойский дворец на Крите, после того самого Кноссоса с минотавром. Здесь найден знаменитый Фестский диск с непереводимыми письменами, которые до сих пор никто не расшифровал. И нам не удалось расшифровать ни письмена, ни наслоение разных культур и архитектурных памятников по разрушенным вдребезги руинам…

По пути немного улучшили свою карму, подбросив голосовавшего на дороге священника, который был одет в рясу и… джинсы :).

Гортина (Гортис), еще одни древние руины. Устав от основательно развалившихся развалин Кноссоса и Феста, в Гортину мы заезжать не планировали. Но проехав мимо симпатичной арки, мои восторженные возгласы заставили Серёгу вырулить на парковку, сделав пару запрещенных маневров на дороге.

Это то самое место, куда Зевс унёс похищенную богиню Европу и здесь же женился на ней. И еще здесь был найден высеченный в камне свод законов V века до н.э., вроде это самые древние законы в Европе. Фестос был главным римским городом на Крите, позднее здесь заседал первый епископ Крита. Церковь Св. Тита (5 век), учитывая свой почтенный возраст, сохранилась довольно неплохо.

Но основная достопримечательность всё-таки от более раннего периода – Храм пифийского Аполлона, вернее то, что от него осталось:

Вечером совершаем небольшую ошибку – заезжаем в город Ираклион. Нет, мы конечно знали, что делать там нечего, но хотелось докупить сувениров и всё ещё найти тур.фирмы, предлагающие экскурсии на остров Санторини (мы уже второй день как одержимые ходим с этой идеей, приставая со своими расспросами к ни в чем не повинным людям). Ни того, ни другого в столице Крита мы не нашли. Шумный, неуютный, необустроенный город, никакой южной романтики, вдоль набережной только дань современным западным божествам – stake house, боулинг, торговый центр, пробки.

Будем считать, что мы заехали сюда поймать закат над морем и посмотреть на даму-полийцескую, восседающую на мотоцикле в туфлях на шпильках :).

Как только последние лучи солнца были отфотографированы, мы спешно бежали из Ираклиона. В 20-ти километрах от столицы было тихо и по-деревенскому спокойно. Живая греческая музыка, грек что-то методично наяривал на бузуки – струнном музыкальном инструменте типа нашей домры. Посетители заведения затосковали под размеренные звуки бузуки, каждый о своем. Я, например, по испанской гитаре, которую мы слушали таким же жарким южным вечером когда-то в Андалузии…

А в это время местный котёнок отчаянно игрался моим платьем. Я так стосковалась по котам (в Лондоне бездомных животных на улицах не обитает), что радуюсь и такому общению, которое обходится мне в два кусочка мяса, изъятых с Серёгиной тарелки и выдернутыми нитками из моего любимого платья :).

Карта пути: