[День 6] В стране девятисот островов – Шотландия

Утром осторожно выглядываем из палатки — наша палатка выстояла, только один соединительный элемент сломался (а ведь производитель брехал, что она должна выдержать ветер до 100 км/час!). Все остальные обитатели кемпинга заняты, судя по всему, тем же — осмотром повреждений, нанесенных ураганом.

Наши соседи по кемпингу ночевали в таком вот авто-домике (и я честно говоря, уже не надеялась увидеть их палатко-надстройку с утра в целости и сохранности после штормовой ночи, но и она выстояла):

А сегодня море умиротворяюще спокойное, как будто и не бушевала ночью стихия, как будто нам всё это приснилось. Это Шотландия, погода тут меняется стремительно.

Заезжаем посмотреть на водопад Eas Mor недалеко от кемпинга. С утра, как бывает, сил еще много, и сбегать “полчаса в одну сторону” звучит как легкая прогулка.

До поездки меня покорил этот вид – водопад, летящий с плоского плато вниз… почему-то воображение рисовало южноамериканские джунгли какого-нибудь затерянного мира Конан Дойла… В реальности водопад красив, спору нет, но к сожалению у нас нет времени спуститься к его основанию и исследовать его как следует. Поснимав его в сущности с одного и того же ракурса, мы отправились в обратный путь.

Фотоаппарату за ночь лучше не стало, да и с чего бы – я, конечно, могла помечтать, что от тряски в машине он каким-то магическим образом самопочинится, но этот 0.0000001% вероятности не реализовался – наоборот, стало только хуже, черная и белая полосы стали уже совсем не “загадочные”. Поэтому следующий кадр был объявлен последним в этой поездке, так как дальше делать снимки с таким качеством смысла нет. Теперь – только на телефон.

Одно из самых туристических мест острова — Fairy Pools – речушка с водопадами и ванночками (часто отфотошопленными до безобразия – вернее, до потери их натурального шотландского серого оттенка).

Здесь миджи за штормовую ночь не накушались, и теперь отрываются на первых туристах. Это почти единственное место в Шотландии, где мы одевали маски на лицо не на кемпинге, а просто на тропе, среди бела дня.

Следующую фотографию миджи, наверное, назвали как-нибудь вроде “Завтрак – туристы”.

Здесь красиво, спору нет, но нет и ничего завораживающего или уникального – просто милая серия водопадиков и озер на горной речке (ну и впечатление немного портят толпы туристов, идущие стройными колоннами по тропе).

В жаркую погоду эти ванночки используются для купания (в сети даже попадаются видеоролики, где люди проныривают под водой из одной ванны в другую по каменному туннелю), но сегодня погода не шутит…

Вокруг торфяные болота и вересковые пустоши. Вот это был наш несостоятельный “план В” для ночёвки на тот случай, если бы на вчерашнем кемпинге не оказалось мест… хотя, как и где здесь ставить палатку, мне сейчас так же не понятно, как и было не понятно до поездки, когда я изучала эти места на картах и снимках.

Когда мы уже уходили, туман нехотя приоткрыл нам окрестные пики гор.

Наш путь лежит дальше, на север острова.

На острове Скай в какую сторону не направь свои стопы – везде по дороге увидишь море (или, в крайнем случае, какой-нибудь “лох” – узкий морской залив)…

Загадочно-туманная, уже виднеется наша следующая цель…

(и зацените процент обычных легковых машин на дорогах по отношению к не-легковым – примерно такое соотношение везде на острове)

Old Man of Storr. Трехчасовой маршрут к Старику Сторр – причудливым вулканическим изваяниям, вероятно самым узнаваемым камням Шотландии (во всяком случае, для меня они были такими еще до поездки).

Вид на восточное побережье – острова, бесконечные острова:

Сначала, пока идешь по тропе от парковки, открываются просто красивые виды…

Но как только сворачиваешь с хоженной тропы – возникает просто нереальное ощущение, и туман добавляет таинственного очарования этим каменным исполинам…

Мы заприметили двух человек рядом со скалой (вон они – маааленькие точки справа от большого камня), и решили, что нам тоже туда непременно надо.

Крутой подъем по рыхлой вулканической почве – это новый вид самоиздевательства, доселе нам неизвестный:

Но и виды отсюда открываются уже совсем не стандартные (правда, сын на меня недовольно косится “мама, ты можешь хотя бы во время опасных участков отрываться от своего фотоаппарата?” – “конечно нет, сынок” 🙂 ):

Но мы упорны и идем два шага вперед, тут же сползая на шаг назад (зато со спуском, если что, проблем не будет – можно будет просто съехать по мягкой почве вниз 🙂 )

Нереальное ощущение… Хотя бы ради этого стоило сюда подняться, чтобы услышать, как воздух рассекают крылья ворона, пролетающего над головой… в полной тишине…
Это что-то “out of this world”…

Перед нами по тропе шли люди… и в какой-то момент, свернув за камень, они просто исчезли, как в портале – ощущение волшебства этого места не покидает нас на протяжении всего маршрута.

Можно было ограничиться стандартной тропой до смотровой и обратно, но я пыталась сделать все, чтобы продлить наше пребывание здесь, и под мерное бурчание детей мы пошли на дальний маршрут вокруг скал.

Правда, похоже на развалины древнего собора?

Признаюсь, Старик Сторр стал одним из самых любимых мест для меня за весь наш шотландский отпуск.

Удивительно, как близко находится остров Скай к материковой Шотландии и как отличается его рельеф и настроение! Скалы здесь вулканические, ошибиться невозможно.

Один из самых узнаваемых пейзажей острова:

Каюсь, я выложила тут просто до неприличия много фотографий – обычно у меня внегласное правило, максимум фоток 30 на весь пост… но здесь я не смогла себя остановить…

Мне кажется, или эта скала правда похожа на пирамиду?

“Песня из Секретного Сада” уже совсем с не секретными кровососущими в главной роли и бэк-вокалом местного ворона:

Еще одна из визитных карточек острова Скай — водопад Mealt, летящий со скалы в море. Сейчас он, правда, почти никуда не летит – это лето засушливое (чему я не могу, как любой нормальный турист, не порадоваться, конечно), но это так же означает, что все водопады и речки в Шотландии работают не вполную силу. На самом деле, водопад всё-таки есть, просто поверьте мне на слово, так как на фотографии его правда не видно :).

Проезжаем через красивейший перевал Quiraing, пока без остановки — сегодня уже нет ни времени, ни, главное, сил (после трёх мини-походов сегодняшнего дня!) исследовать его как следует.

У нас будет еще завтра несколько часов до парома, чтобы прогуляться по этому перевалу.

Глядя на эти пейзажи, прямо хочется затянуть унылую волынку под шотландское виски, закутавшись в шотландский плед…

Шотландский тетрис: нужно разминуться на узком серпантине с автобусом, за которым едет грузовик

Долина фей (Fairy Glen) – это совсем не то, что Fairy Pools, на которые мы ходили утром, это два совершенно разных места в разных частях острова, и во время планирования главное не ошибиться.

Первое правило наших детей: если можно куда-то залезть, надо туда залезть.

Удивительные зеленые, конусовидные, вероятно вулканического происхождения холмики.

Довольно небольшая территория, но детям понравилось очень. Мы облазили всё, что можно было облазить и даже приметили на будущее возможное место для палатки (это у нас уже профдеформация – мы теперь все ровные места придирчиво рассматриваем на случай экстренной ночевки 🙂 ).

Шутка ли, вот так, играючи и бегая на разные достопримечательности, мы сегодня намотали 27 тысяч шагов – рекорд этого отпуска и вообще второй наш рекорд горных похождений.

Сегодня мы будем ночевать на единственном забронированном заранее кемпинге (если так можно назвать кусок поля на берегу моря) – Camus More, на северо-востоке острова.

Конечно, тоже на берегу моря – вообще на острове Скай нужно сильно постараться, чтобы найти место, с которого не виден хотя бы какой-то берег моря :).

Здесь был проблеск мобильного интернета и наше блаженное неведение относительно дальнейших планов погоды было нарушено. Сережа углядел на картах какой-то шторм, надвигающийся с юга и укрепил палатку по «штормовому» варианту. Прогноз погоды, правда, ничего такого не обещал. Но мы ждали шторм, он должен был прийти. Увы… наверное тот шторм, который мы ждали сегодня, уже прошел вчера, когда нашу палатку ветер рвал на шотландские просторы. Эхх :).

… и у нас был на редкость тихий скучный шотландский вечер – ни миджей, ни штормового ветра, ни проливного дождя, ни даже громких соседей по кемпингу… ни томительных раздумий, что делать завтра – завтра у нас будет редкий распланированный по минутам день, чтобы домчаться к 14:15 на паром, успев с утра посмотреть долину Quirang..

И снова Гебридские острова на горизонте… А ведь мы сейчас смотрим совсем не в ту сторону, что вчера, с лодки на озеро Loch Coruisk и кемпинга Glenbrittle, то есть это уже другие острова – но такие же для нас неведомые и безымянные.