[День 4] В стране девятисот островов – Шотландия

На утро духи гор услышали наши просьбы и ветер стих… но, как известно, бойтесь своих желаний, иногда они сбываются – теперь, когда ветра не стало, мы обнаружили себя… заложниками мошкары, облепившей снаружи нашу палатку! Минут 10 мы мрачно смотрели изнутри на безобразный рой черных точек, беззастенчиво греющихся на утреннем шотландском солнце на теплой поверхности нашей палатки, и, судя по всему, никуда улетать не собирающихся.

Делать нечего, выходить все-таки придется. Как мы и ожидали, стоило нам ступить за порог, мы тут же стали завтраком для миниатюрных кровососов. Все, что я смогла прокричать детям – бегите к машине! (даже не знаю зачем, просто надо было куда-то бежать 🙂 ). Но вообще это оказалось правильным решением, так как машина была припаркована наверху, на дороге, и там был хоть какой-то спасительный ветер, да и на крайний случай можно спрятаться в самой машине. Ну и вообще-то где-то там у нас лежат спасительные маски на лицо, которые мы до этого еще не успели оценить по достоинству…

Со стороны это выглядело сюрреалистично. Солнце, хорошая погода, умиротворяющая природа… и люди, бегом бегут из лагеря, бросив вещи. Прямо сюжет для фантастического фильма-апокалипсиса.
А какой-то мужик неподалеку загорал раздетый – наверное, он что-то знает. (Сережа как раз перед поездкой мне прислал обычаи каких-то диких северных народов – там одним из самых страшных наказаний было раздеть человека и оставить на пару суток на съедение мошкары). С тех пор мы стали большими фанатами ветров :). И сеток на лицо :).
Сережа кстати еще до поездки купил на амазоне сетки от мошкары, правда оказалось… что сетка довольно крупная, и самые дерзкие миджи отчаянно ползут сквозь нее. Пришлось докупать правильную сетку на лицо в продуктовом магазинчике Гленко (да, здесь это такой же ходовой товар, как салфетки или гель для душа).

Водопад Buachaille Etive Mor – на фотографиях в интернете он выглядит впечатляюще. Несмотря на то, что это одна из визитных карточек долины Гленко (во всяком случае, в любом сувенирном можно найти магнитики с этим водопадом), он не сильно популярен среди туристов. Даже локализовав его местоположение на карте с точностью до пары метров, мы до последнего не верили, что та полузаросшая тропка, ведущая от дороги, действительно идет к этому водопаду.

Водопад как бы… ну… не впечатляет – это даже скоре не водопад, а просто речка (я даже сверилась с интернетом, чтобы убедиться, что это действительно тот самый водопад, который мы ищем). Да, водопад правильный, только с поправкой на то, что сейчас лето, причем засушливое.

Сегодня мы едем в “шотландский Шамони” – небольшой городок Форт Уильям у подножия самой высокой горы Великобритании – Бэн Невис. Я думаю, этому городу очень льстят, сравнивая его с его альпийским собратом. Я не поняла его ни 10 лет назад, ни сейчас. Между Шамони и этим суровым северным городком общего только то, что все парковки заполнены, и на всех отелях высеки “No Vacancies” (нет мест). На этом сходства начинаются и заканчиваются.

Ни на минутку не пожалела, что мы остановились в Гленко, а не в районе Форт Уильям, хотя с точки зрения логистики перемещений это было бы, наверное, логичнее и проще.

На дорогах то и дело попадаются грузовики, перевозящие древесину – серое “золото” Шотландии.

Мы сейчас старательно объезжаем по периметру подножие горы Бэн Невис. Наши друзья, покорившие эту вершину в прошлом году (те самые, которые после покорения Сноудона с нашей подачи решили покорить все «три пика» Великобритании — Snowdon, Scafell pike и Ben Nevis), когда узнали про нашу поездку в Шотландию, с надеждой спрашивали, собираемся ли и мы на покорение Бэна. Наши дети тоже поначалу рвались, и Сережа… Но я на этот раз непривычно оказалась в роли главного скептика в нашей семье.

Во-первых, путь на вершину довольно скучный и однообразный – ни леса, ни озер, только камни-камни-камни (тем более я уже «пролетела» над ним на youtube на дроне – гора как гора 😉 ). После покорения долгой и бесконечно скучной Scafell pike в Озерном крае этой весной, я поняла, что не все вершины в жизни надо покорять :).

Во-вторых, путь туда обещал быть более, чем изматывающим – около 12+ часов пути, что расшифровывается как разбитые ноги и пресыщенность пешеходным туризмом до конца отпуска (вот этого я уже никак не могла допустить – ведь в долине Гленко и на острове Скай нас ожидало столько всего интересного!)

В-третьих, в 9 из 10 случаев с вершины ничего не видно, кроме белого покрывала облаков.
Дети хотели подняться в основном для того, чтобы похвастать потом перед друзьями, что они покорили Бэн Невис. Я наверное уже вышла из того возраста, когда мне надо что-то кому-то доказывать “я себе уже всё доказал”, поэтому убедила всех отложить это восхождение до… до… (тут я что-нибудь придумаю, до чего именно отложить 😉 )

Мы решили, что лучше меньше, да лучше. И мы идем на водопад Steall. Только сначала все-таки сделаем то, чего не удалось сделать утром у палатки – мы-таки попьем утренний чай, здесь мошкары не так много, как у реки Etive.

Мы в Glen Nevis. Glen – это чисто шотландский термин, который даже на английский нельзя перевести однозначно (как и “loch”). Это глубокая узкая долина, окруженная крутыми склонами гор (то есть, получается, мы фанаты “гленов” – нам очень даже нравятся такие долины!).

Уже видна наша цель – водопад Steall Ban, что в переводе с гаэльского означает просто “белый поток”

Сейчас, когда вода низкая, реку можно перейти по камушкам. Но, я думаю, этот мост не только для увеселения повесили — очевидно в другое время года это единственная переправа на другой берег.

Дети пробуют навыки, отработанные ими во многочисленных веревочных парках. Только здесь – без страховки.

Второй по величине водопад в Великобритании, 120-метровый Steall watrefall, в это время года не сильно фотогеничен. Но, спасибо, хоть не пересох совсем.

Тропы зовут дальше в ущелье… Может, когда-нибудь и мы сходим туда, но сейчас мы поворачиваем обратно.

Неплохое, кстати, место для стоянки, запомним на будущее.

Сегодня мы решили посмотреть на кемпинг Red Squirell в долине Гленко, решив, что если он не понравится — поедем бродяжничать еще куда-нибудь на эту ночь, благо за полтора дня мы уже приметили пару мест, где можно встать с палаткой.

Мы еще не знаем, что этот кемпинг станет для нас лучшим из всех, посещенных нами в Британии (и пока таковым и остаётся). Сыну вообще он понравился настолько, что он готов был провести тут остаток отпуска (если бы такая опция у него была 😉 ).

Главный хит этого кемпинга – горная речка, протекающая прямо через него, с небольшой запрудой для купания.

Вода в реке на удивление теплая (ну, не прямо теплая-теплая, но и не обжигающе-холодная – примерно как в июне в Черном море). Во всяком случае, минут 40 мы в ней купались :).

Да что же это такое – мы ехали на север, а четвертый день подряд купаемся в озёрах-реках!

Сегодня мы сидим допоздна, пытаясь растянуть последний сухой тёплый вечер этого отпуска (а прогноз шепчет, что завтра привычное нам лето закончится и начнется типично_шотландское_лето)…