[День 1] В стране девятисот островов – Шотландия

– Ты знаешь, я подумал по поводу всех этих поездок… Мы всё ездим куда-то… Уэльс, Шотландия, снова Уэльс… но ведь от себя не убежишь…

– Ага, но все-таки приятнее бегать от себя по горам…

Я долго убеждала себя, что кемпинг в Англии – не наше. И наверное оно бы так не нашим и осталось, будь у нас возможность хотя бы раз в году стоять с палаткой в крымских горах и изредка менять плоский ландшафт юго-востока Англии на горные гряды Пиренеев или Альп. Но пандемия крепчала, и если уже правительство подбросило это ужасное новое слово “staycation” (гибрид слов “stay” и “vacation” – говорит само за себя), мы поняли, что спасение нашего летнего отпуска-2021 дело рук нас самих.

Можно было бы конечно полететь на свой страх и риск в Крым на летние каникулы (а летние каникулы в школе тут наступают только в конце июля, то есть это всего 5 недель), но и страх и риск в этом был бы, и ненулевой. Если бы Россия переместилась в “красный” список стран для Британии, нам бы пришлось отправляться в специальный карантинный отель по возвращению, заплатив за него какие-то 5 тысяч фунтов с семьи… Ну или просто аэрофлот ведь может отменить обратный рейс (а он нам отменял рейс уже трижды в этом году, пока мы не сдались и перестали играть в эту рулетку на бронирование-отмену-перебронирование рейсов).
А у сына очень важные экзамены в среднюю школу, которые проходят в начале сентября и застрять где-то за границей в конце лета — это не то, чего нам хотелось. Да и Россия не ждала нас с распростертыми объятиями – по прилету из Британии все еще пришлось бы сидеть обязательный 2-недельный карантин, что урезало бы наш отпуск еще на половину.

В общем, мы решили, что кемпингу в Англии — быть. Первый кемпинг в Озерном крае я бронировала еще в самый разгар уже не помню какого по счету карантина в зыбкой надежде, что все-таки к концу весны нас всех выпустят из заточения и разрешат перемещаться хотя бы в пределах острова. С мыслью “забронирую, авось снимут карантин… а если не снимут, ну максимум потеряем 100 фунтов за кемпинг, это ж не отель-арендамашины-перелёт”. Но поездка в Озерный край состоялась, причем оказалась очень успешной (видимо, да, новичкам везет — я совершенно случайно забронировала один из самых лучших кемпингов, тогда даже не подозревая, на что надо обращать внимание при бронировании. Погода была тоже аномальная для Англии – сухая, солнечная и даже местами жаркая). В общем, в том путешествии был только один минус — оно было слишком короткое, всего 3 ночи (и еще — тогда у нас не было специального железного костровища, поэтому мы не могли посидеть у огня вечером, а это немаловажная составляющая правильного кемпинга!).

Поэтому незамедлительно сами собой организовались кемпинги в южном Уэльсе, пару ночей на авиамодельной выставке, выходные возле моря большой украино-русско-польской компанией, национальный парк Дартмор… и все это в течение полутора месяцев.

Вопроса о том, куда ехать в отпуск, если уж мы остаемся на острове, даже не стоял. У нас была задача отъехать от дома на максимальное расстояние и хотя бы немного попытаться поменять климатическую зону, иначе, какой же это отпуск! Значит – Шотландия, иначе мы туда никогда не доедем! Я была в этом суровом северном краю лишь однажды с Олей, да и то всего 3 дня, а Сережа и дети не были никогда. Шотландия находится достаточно далеко, чтобы ехать туда просто на выходные (даже длинные выходные), а когда у нас выдавалась неделя отпуска, мы обычно устремляли свои стопы в материковую Европу.

Конечно, Шотландия – это не та страна, которая приходит на ум, когда говорят про летний отдых. Но если и ехать в Шотландию, то только летом – если даже в южной Англии погода с ноября по март (а в этом году и апрель) такая, что даже в местный парк не всегда на прогулку выплывешь, то что уж говорить про самую северную часть нашего королевства.
Мне было даже холодно смотреть на фотографии на google maps во время подготовки нашей поездки. Знакомые смеялись с нас, что мы пакуем шапки и перчатки (а я вот помню наше восхождение в Уэльсе в октябре, как я жалела тогда, что забыла дома перчатки!).
Правда, с погодой нам повезло нереально. Местные нам позже скажут, что помнят только еще одно лето такое же солнечное и теплое, как это – лето предыдущего года.

В июне из всех выходных только одни у нас были без кемпинга, июль был не менее жарким в плане передвижений… В один момент я одновременно планировала 4 поездки – в национальный парк Дартмур, с друзьями в Южный Уэльс, в конце августа в Северный Уэльс, ну и это в Шотландию, как в цирке жонглируя датами и букингами отелей/кемпингов (и еще успевая “подкидывать” в воздух все, связанное с подготовкой к сентябрьскому экзамену сына – бронирование пробных экзаменов, сканирование учебников, занятия и т.п.) и переписываясь по поводу домашних заданий на флейте и пианино Ники, своих занятий на блок-флейте… Поэтому времени на планирование было крайне мало (мой собственный рекорд этого лета – поездку в национальный парк Дартмур я планировала с утра в пятницу, за 4 часа до нашего выезда).

Так как детально прорабатывать план времени не было, решила разделить маршрут на 3 равные части (забегая вперед, скажу: надо было делить на НЕ равные части, так как они совершенно не равнозначные): 2 дня Лоулэндс в районе озера Лох Ломонд, 2 дня в Хайлэндс в Гленко, 2 дня на острове Скай и еще день – запасной, на случай, если надо будет сдвинуть маршрут (и как же нам пригодился этот запасной день, и как его обычно не хватало практически во всех наших поездках!)

Я сразу для себя решила, что севернее Гленко мы не поедем, поэтому все суровые красоты северо-западного побережья (и, тем более, северного!) не сейчас. И на северо-восток тоже не поедем, поскольку если посмотреть на карту, отчетливо видно, где именно сморщились основные горы Шотландии — на западе.

Но потом… я вдруг увидела фотку палатки возле реки в сосновом лесу в парке Cairngorm:

…и уже почти решила поменять маршрут… и наверное даже поменяла бы, если бы на этом кемпинге еще были свободные места, но их не было, поэтому северо-восточная Шотландия осталась на следующий раз.

Сбор вещей проходил в два этапа: сначала завалить пол-комнаты вещами, потом чудом и мышцами наших мужчин утрамбовать их до размера багажника машины (а так же заполнить все свободное пространство под ногами, на ногах пассажиров, а часто и на руках и иногда, уже во время движения, на головах 🙂 ). Поскольку погода в Шотландии даже летом может быть любой – от летней до зимней, то ассортимент пакуемых вещей варьировался соответственно – от купальников и пляжных тапочек, до шапок и зимних курток.

Как говорят среди наших русских английских знакомых – кто съездил в Шотландию, тому Корнуолл не страшен, имея в виду расстояние и время за рулем (до Шотландии 9 часов до начала Лоулэндс и потом еще часов 6 до острова Скай, до Корнуолла обычно можно уложиться часов в 6-8, даже учитывая пробки и “жертвоприношение” Стоунхэнджу).

Я придумала вполне рабочую формулу наших дальних поездок – мы выезжаем не в субботу утром, как бОльшая часть путешествующих из Лондона, а в пятницу вечером, сразу после школы/работы. Таким образом мы покрываем первые 5-6 часов самого скучного и пробочного пути, ночуя на середине, где-нибудь на мотосервисах под Ливерпулем.
В этот раз было еще лучше, мы поехали не по М6, которая идет на западе, методично проходя пробки всех крупных городов вроде Бермингема и Манчестера, а по почти параллельной ей М1, идущей по восточной части острова, мимо тихого Кембриджа и небольшого Йорка.

Ехали так резво, что чуть не пропустили момент, что у нас начал заканчиваться бензин :).

Мы почти шпиёны, ночуем в номере 007 (в каком-то городе посреди нигде – единственная его достопримечательность и ценность для туристов – это близость к М1).

В номере в кои-то веке посмотрели телевизор (у нас дома этого чудо-устройства нет – мы динозавры, да!). Новости на редкость однообразны — в основном трансляции из ковид-больниц и интервью исключительно тех, кто вовремя не привился и теперь раскаивается, лежа на больничной койке (но все-таки разговаривая в микрофон перед камерой). Я как бы устойчива к пропаганде, но невольно отмечаю, что уже начинаю нервничать, глядя на все это, поэтому телевизор сам собой выключается. Тем более сегодня наша главная цель — выспаться перед второй частью дороги…

Это последняя наша ночевка в цивилизации на ближайшую неделю+. Дальше – только палатка, только хардкор. Если повезет – на специальных оборудованных кемпингах, если повезет еще больше – дикая стоянка где-нибудь в горах 🙂 .

День 1

Едем дальше, уже отдохнувшие. Несколько часов, и мы в Шотландии!

До гор еще далеко, но пейзажи становятся все более радующими взгляд – холмы, поросшие сосновыми лесами – для Англии почти невероятное зрелище, на юге Британии хвойных лесов почти не осталось. Правда, часть лесов и здесь вырублена – все-таки эти леса выращивают не для эстетики, а заготовки древесины ради, но все-таки…

Заехали в район Глазго, с единственной целью – посмотреть на технологическое чудо – Фолкеркское колесо (Falkirk wheel) – единственный в мире судоподъемник, соединяющий два шлюза с перепадом высот 24 метра.

Билетов на полную экскурсию по каналу уже не было, но мы сделали полный круг на специальном прогулочном кораблике, поднявшись на высоту 24 метра и опустившись вниз.

Два дня мы проведем в Шотландском Лоулендс (Lowlands) – южном районе Шотландии, с большими озерами и небольшими горами.

Нашим домом на эти два дня будет кемпинг на берегу озера Лох Ломонд (Loch Lomond). “Лох” по-шотландски это озеро, поэтому лохов на нашем пути будет превеликое множество, есть даже озеро с нежным названием “Лох Лохи” (а вообще в Шотландии 30 тысяч лохов – больших и маленьких!).

Здесь просто мекка для любителей водных видов спорта. Глядя на людей, отчаянно тащащих каяки-доски-каноэ к воде, мне уже тоже начинает хотеться встать на какую-нибудь доску для гребли, и поплыть, рассекая зеркальную гладь воды (и через месяц я на неё-таки встану, но уже не здесь, не в Шотландии, а на 200 миль южнее – в северном Уэльсе)…

На Лох Ломонде сегодня какое-то паломничество – все парковки ломятся от машин, у половины из них на лобовом стекле штрафы за парковку в неположенном месте, но похоже это никого не беспокоит – народ гуляет, сиеста, в кои-то веки в Британии ЛЕТО! Очевидно, это местное “море” города Глазго и многие приезжают сюда на выходные, на пляж.

У меня в принципе было запланировано сегодня на вечер пару «легких маршрутов», но энтузиазма в наших рядах они не вызвали, тем более погода более чем прозрачно намекает, что сегодня самое время искать прохлады в теплых водах Лох Ломонда. Кто бы знал, что для пляжного отдыха надо забраться на самый север!

Какое блаженство вечером… жара спадает, тишина, солнце садится за горы на противоположном берегу озера (тут мне придётся всё же сознаться, что это не совсем случайность, что оно садится так фотогенично, а не за соседним холмом в заросли кустов… Во время планирования-бронирования я специально выбирала кемпинг с “правильным” закатом на правильной стороне озера 😉 ).

Я играю на своей дудке последним лучам солнца, заливающим оранжевой краской гладь воды озера Лох Ломонд и дальние вершины гор… Наш первый закат в Шотландии!

А дальше будет, как в игре “Мафия”. Наступает ночь и просыпаются… просыпаются… ОНИ!  Эти суровые и беспощадные местные жители – midges (и, кстати, сравнение с мафией здесь вполне уместно – эти мелкие прожорливые монстрики действительно, похоже, взяли себе под контроль всю Шотландию!). В русском варианте это “мошка” или “гнус”, но как-то эти варианты перевода не передают всю глубину опыта от встречи с этими крохотными вдредоносными существами, поэтому мы их называли “миджами” (а после того, как Сережа попутал и назвал их “мочитос” – по аналогии с комарами, которые по-английски называются «москитос», у нас закрепилось ещё нежное “миджитос”). Репелленты против них особо не действуют, работают только маски на лицо. К счастью, эти мини-вампирчики активны только вечером и утром (наверное, ночью тоже, но ночью не активны мы), особенно любят безветренную погоду без дождя (так что да, у нас с ними всё же вкусы немного совпадают).

Решили узнать на кемпинге, где тут ближайшая заправка? Ответом было – у нас нету заправок. Езжайте обратно в Глазго. Эн, нет, спасибо.

На этом кемпинге почему-то не разрешают разводить костер из дров, разрешены только барбекю (а углей у нас с собой нет, их можно купить на заправке, которой – правильно, тут нет). Поэтому у нас не было аргумента против местных миджей и, поужинав, мы ретировались в палатку.

Вообще, удивительно, практически везде в Англии разрешены костры на кемпингах, если их разводить на специальной металлической подставке, над землёй, в Шотландии же почти нигде НЕ разрешены, во всяком случае на официальных кемпингах (и в то же самое время разрешены на дикой стоянке, в горах!), хотя… как раз-таки в Шотландии надо очень очень постараться, чтобы устроить пожар среди топей и вересковых пустошей (а возможно дело не в этом, а в том, что управляющие этих кемпингов сопереживают миджам, которые очень не любят открытый огонь 😉 )…