Норвегия, июнь-2022 [День 4]

Сегодня мы едем к самому большому леднику не только Норвегии, но и всей континентальной Европы – Йостедалсбреен (Jostedalsbreen). Гигантским спрутом он сползает в долины, растянувшись почти на 500 квадратных километров.

Ледник действительно огромный, мы проведем два полных дня на нём и вокруг него, увидев в сумме всего 4 рукава из тридцати.

По дороге короткая остановка на подышать воздухом.

Эх, шикарное место под палатку (если бы она у нас была 🙂 ). Какая всё-таки правильная страна Норвегия – здесь можно заночевать почти в любом понравившемся месте. Когда-нибудь мы обязательно попробуем вот так бродяжничать (ну, когда придумаем, как перевезти целый багажник снаряжения для кемпинга из Англии и обратно).

Мы уже переняли добрую норвежскую традицию из любого случайного набора камней тут же ваять каменных троллей :).

Каждый раз, когда я вижу вертолет в горах, у меня становится на сердце не спокойно – обычно это вертолеты спасателей. Но здесь они используются также для строительства нового моста на подходах к леднику.

Мы углубляемся в долину к одному из рукавов ледника под названием Nigarsbreen. Как не сложно заметить, “breen” по-норвежски это ледник, поэтому будет еще несколько мест, заканчивающихся на “breen” на нашем маршруте сегодня и завтра.

Уже видна ледяная змейка, сползающая в долину:

Ходить дикарём по леднику не разрешается, да и мягко говоря не рекомендуется. Поэтому мы пойдем туда с проводником.

От парковки до ледника еще пару километров, которые можно преодолеть по (почти отсутствующей) тропе, идущей по каменистому берегу справа, но нам повезло – сегодня был первый день в этом сезоне, когда начал ходить кораблик, который помог нам сэкономить немного времени и сил, и за 10 минут перенестись поближе к началу маршрута.

Река, вытекающая из ледника и впадающая в озеро.

Есть еще более дерзкий вариант достигнуть ледника, кроме как пешком или на кораблике – например, на каяках, с организованной экскурсией. Я даже какое-то время всерьёз рассматривала этот вариант, но, по своему опыту водных видов спорта, решила, что плавать на каяке в ледяной воде затея так себе, особенно когда главная цель всё ж ледник (а намочить пятую точку в ледяной воде – так это мы и в Англии себе такое придумаем, чего нам 🙂 ).

И хотя с помощью кораблика мы перенеслись на другой берег максимально близко к леднику, всё же глобальное потепление не дремлет – в наше время ледник уже начинается не прямо у озера, а немного выше, и до него еще надо дойти.

Инструктор ведет нас мудреными тропами, шатающимися мостиками, бесконечными руслами речек… И хотя ледник практически постоянно находится в поле нашего зрения, сами бы мы ни за что не прошли весь этот квест, и с большой вероятностью просто повернули бы на каком-то этапе обратно.

В какой-то момент начинает быть “интересно”, когда мы идем по довольно крутой отполированной скале. Приходится доверять своим ботинкам в плане сцепления с грунтом – а никаких других опций тут нет, руками уцепиться не за что. Нам сдаваться вообще нельзя – я и так по-тихому немного дорисовала возраст своим детям, чтобы их пустили на маршрут, поэтому нам надо показать себя не-слабым звеном. Правда, слабым звеном стали не мы (наши дети как раз-таки бежали вперед всех), а двое молодых людей в нашей группе, которые в какой-то момент сдались и решили дальше не идти, даже не достигнув ледника. На обратном пути одна из девушек в нашей группе очень нехорошо ушибла ногу на спуске с одной из таких горок. Выглядело плохо – минут 10 она каталась по земле, воя от боли,  в какой-то момент я даже подумала, что для нее будут вызывать спасателей на том самом вертолёте… но кое-как она дохромала до обратного корабля. Как она дальше будет вести машину (а она была одна, на машине) – я честно не знаю, надеюсь всё обошлось для нее.

Наконец мы у начала ледника! Здесь мы облачаемся в снаряжение – на ноги кошки, на тело обвязка, в руки ледоруб…

…цепляемся в одну связку и начинаем неспешное движение вверх по замерзшему льду. В некоторых местах ледник невероятного изумрудного цвета.

Недостаток движения в связке конечно в том, что идти в своем темпе не получится, остановиться и фотографировать тоже. Все фотографии делались на полном ходу (благо, на специальную спортивную камеру, висящую на шее, т.к. вряд ли я бы рискнула в таких условиях, да в перчатках, доставать телефон или тем более – фотоаппарат).

Довольно сложно двигаться в связке, в одном темпе  – постоянно приходится быть настороже, чтобы случайно не наступить, замечтавшись, на впереди идущего, или наоборот не стать “слабым звеном”, оттягивая веревку, если замедлишь движение. Наверное, если бы меня спросили, что самое сложное в хождении по леднику, я бы выбрала именно этот момент. Просто страшный сон интроверта :).

Взгляд назад – виднеется озеро, от которого мы начали маршрут.

На противположном склоне сошла… кхм… небольшая лавинка. Здесь всё по-серьёзному, одному ходить в таких местах точно плохая идея.

Примерно через пару часов после начала подъема от озера, мы остановились на “привал” – ну, конечно, приваливаться или присаживаться никто не планировал, в данном случае отдых заключался в том, что можно 10 минут никуда не идти, попить воды и отдохнуть от обвязки. Ледник идёт дальше и дальше. Наш гид рассказывает, что зимой он вместе с женой водит частные многодневные туры по леднику. Но нам вполне хватило и этой ознакомительной экскурсии – думаю, теперь дети уже никогда не забудут, что такое “ледник”, когда следующий раз встретят это слово на школьной географии.

В общей сложности мы шли вверх около двух часов и примерно столько же обратно.

Только во время спуска я прониклась, почему по этому леднику лучше не ходить в одиночку и без проводника. Пару раз члены нашей группы падали (и когда на очередном участке упал сын, я очень порадовалась, что мы все-таки связаны веревкой). А один раз наш опытный инструктор чуть не стал самопровозглашённым Сусаниным, заведя нас на какой-то невероятно крутой холм, на вершине которого он радостно возвестил, что… ошибся тропой! Это только кажется, что ориентироваться на леднике легко, так как всё видно – нет, не легко, так как ориентиров почти нет. Да и ледник очень далёк от ровной застывшей ледяной речки, скорее он напоминает грубо перепаханное поле.

Когда издали любуешься ледником, не видны всего подстерегающие опасности. Несколько лет назад на этом месте был трагический инцидент, когда семейная пара зашла в подобную ледяную пещеру… и на них обвалился свод :(.

После ледника мы с чувством выполненного долга заехали в информационный центр. Не информации ради, конечно – на сегодня информации нам уже было предостаточно. Но народная мудрость подсказывает, что где информационный центр, там есть и кафе с горячим чаем :).

Один из самых красивых видов, где нам приходилось пить чай!

А в долине весна…

И хотя на леднике мы провели бОльшую часть дня (и вообще-то уже время идёт к 5-ти вечера), наш день еще далек от завершения. Нам остаётся покрыть 200 км до следующего кемпинга.

Вот такой ниточкой мы огибаем большого белого спрута, чтобы подъхать к другому его рукаву:

Хотела написать, что здесь “живописные дороги”, но кажется в Норвегии это словосочетание так же банально, как, например, в Англии писать про бесконечные зеленые долины или барашков, пасущихся вдоль дороги.

Туннели, туннели, страна туннелей.

Еще один рукав ледника Bøyabreen не является ни самым красивым, ни доступным среди других. В интернете про него было сказано только то, что специально на него ехать не стоит, но раз уж он по пути (а он обычно у всех по пути 🙂 ), то почему бы не заехать.

Подъехать к леднику очень просто, и от парковки до озера всего минут 5 пешком (причём, обычных человеческих 5 минут пешком – без каяков, лодок, опасных троп и лавин).

Но кроме как пофотографироваться и отправить пару-тройку мини-айсбергов в свободное плавание, делать тут нечего.

При таком склончике нечего и думать подняться к началу ледника без спец. снаряжения.

И снова в путь… мы всё еще огибаем гигантский ледник.

Знак предупреждает о неведомых четвероногих обитателях, и скоро мы узнаем, о каких именно…

А вот и они – вечерний трафик на дорогах по-норвежски

Преимущество северного лета, конечно, в том, что световой день практически бесконечен, по темноте ехать точно не придется. Минус в том, что иногда теряется ощущение времени, и очень легко выйти из графика…

В обычное время, при таких красках вдоль дороги, мы бы уже прощались с идеей доехать до места назначения засветло. Но только не в Норвегии – закат тут долгий и вдумчивый, просто мечта фотографа.

Но хоть и световой день в это время года бесконечный, но вот терпение работников кемпингов обычно не бесконечно :). В Норвегии нет ничего, напоминающего английские круглосуточные сетевые отели вдоль больших магистралей… В большинстве норвежских кемпингов при бронировании стояла пометка, что заезд возможен только до 7 вечера (в некоторых вообще до 5-6!). Я с маникальной настойчивостью писала заранее во все кемпинги с тысячей извинений, что возможно мы приедем поздно, вы уж нас дождитесь – во все, кроме одного. Того, куда мы действительно приехали очень очень поздно :).

Но выбора у нас нет – мобильного покрытия тут почти нет, написать/позвонить в кемпинг я уже не смогу, поэтому всё что остается – продолжать ехать и надеяться, что нас дождутся.

А вот и озеро Oldevatnet, мы почти приехали (и на часах уже почти 9 вечера, ой!).

По берегам озера уже начинаются многочисленные кемпинги…

А вот и наш:

Нас встречают довольно симпатичные тролли (а я вам завтра покажу других троллей, из сувенирных магазинчиков, и тогда вы со мной точно согласитесь, что эти – ещё симпатичные 🙂 )

К счастью, дядечка-администратор нас дождался (закрыв свой домик сразу после нас)

Нам досталось такое милое деревянное жилище с целым лугом на крыше

В кемпинге можно бесплатно взять лодки напрокат. То есть там вообще никого нет из обслуживающего персонала, просто можно сесть и поплыть… Ну, мы и поплыли :).

Вид на наш кемпинг с озера

Что может быть естественнее, чем в 9:30 вечера работать вёслами 🙂 (особенно после такого насыщенного дня, где мы днём еще ходили по леднику)

Какое блаженство – рассекать умиротворяюще гладь воды и даже не беспокоится о том, что сейчас стемнеет… нет, не стемнеет!

Закат, как обычно в Норвегии, на какой-то точке просто “завис”.

А из нашего окна…

Умные девайсы подсказывают, что мы сегодня прошли 13км, но усталость после ледника у нас на все 23. Ничего более вдумчивого, чем макароны с консервами, мы придумать уже не могли, и легли спать с видом на ледник (а поскольку занавески в нашем домике отсутствовали как класс, а ночью и не думало темнеть, то примерно такой вид у нас был до самого утра)…