Норвегия, июнь-2022 [День 3]

Сегодня у нас самый щадящий по километражу день – напрямую до следующего кемпинга всего 77 км. Мы, конечно, придумаем себе приключения ещё километров на 30, но, по сравнению с другими днями, где в среднем мы покрывали 250-300 км, это конечно практически “отдых”.

Водопады повсюду

Просто остановка у дороги…

Трассы в Норвегии невероятно красивы

Не хочется думать, что здесь бывает зимой – наверное, на редкость депрессивно и скучно. Многие дороги не проходимы, ничего не происходит, полярная ночь… Но летом Норвегия очень приятная страна.

Первая (и почти единственная) достопримечательность сегодняшнего дня – старинная деревянная церковь (или, как ее называют в Норвегии – ставкирка) в Боргунде (Borgund Stavkirke), возведенная в честь Андрея Первозванного. На заднем плане видна еще новая церковь, построенная в 19 веке по образу и подобию старой.

Ставкирка в Боргунде построена в 12 веке на месте более древнего норвежского храма. Сейчас это одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей – в Норвегии сохранилось всего 28 подобных сооружений (из когда-то 1500 построенных). Такой черной церковь была не всегда – в начале 20-го века ее законсервировали смолой, для сохранения древнего памятника.

Древняя скандинавская архитектура, как всегда, немного лукавит, пытаясь соединить языческие символы и христианство. Вот и на этой церкви на крыше поселились милые дракончики. Мне, кстати, на первый взгляд очень напомнило буддийские монастыри в Непале.

И на дверях… рунические знаки-обереги.

Основным материалом для ставкирки стало священное в германо-скандинавской мифологии дерево ясень (его мифологический прообраз, ясень Иггдрасиль, Мировое Древо скандинавов, соединял небо Асгард и землю Мидгард с царством мертвых Хель) – и снова отсылки к до-христианским верованиям. Вообще, мы много путешествовали по Европе, и мне кажется именно в северных странах языческие мотивы сохранились в наиболее выраженном виде. Взять хотя бы ту же Исландию с их эльфами (да и как в них там не поверить, когда реально шалят, негодники!)

Андреевская же символика отразилась в интерьере церкви: косые андреевские кресты на верхних галереях.

Металлические детали при строительстве ставкирки не использовались

Тоже совсем не христианские собачки:

Нам повезло, мы успели посмотреть церковь в одиночестве, до прибытия экскурсионных групп. Дальше мы направляемся на находящуюся неподалеку старинную Дорогу ветров (Vindhellavegen) – участок старой дороги, построенной в 19 веке. Дорога использовалась по своему назначению всего 30 лет, пока не была построена новая дорога в объезд ущелья. И я понимаю почему ее перестали использовать – дорога хоть и живописная, но в некоторых местах довольно крутая, даже идти пешком по ней не очень комфортно.

На середине пути наша компания разделилась – дочка с папой вернулись обратно к машине, а мы с сыном пошли дальше по дороге, которая привела нас обратно к ставкирке.

Сложно поверить, но на сегодня у нас планов больше нет :). Вернее, они могли бы быть – например, проехать по “романтической дороге”из Urnes в Skjolden, и там же зайти в еще одну ставкирку. Или дать крюк по еще одной “снежной” дороге Sognefjellsvegen. В конце концов объехать фьорд Lustrafjorden по периметру, заехав по пути на водопад Feigumfossen. Но ехать высоко в горы не хотелось – мы уже поняли, что в этой северной стране горные дороги в конце весны совсем не шутка. В общем, мы поехали в кемпинг, который находится на берегу того же Lustrafjorden (а именно одного из его рукавов – фьорда Viki), и решили, что на месте разберемся, ехать ли нам куда-то еще или нет.

И в этот северный край приходит весна – по обочинам дороги цветущие деревья

Наша первая паромная переправа в Норвегии – о, сколько их еще будет! В этих краях паром это не роскошь и не развлечение, часто это или вообще единственный вариант продолжить движение, или возможность сэкономить 2 часа пути, объезжая фьорд.

Еще приятнее было то, что на местных паромах не надо каждый раз покупать билет, выискивая замысловатую норвежскую мелочь –  в нашей арендованной машине был установлен специальный прибор, который каждый раз сам фиксировал, сколько и где мы проехали, и по возвращению мы просто оплатили счёт.

Отправляемся!

Мы уже с другой стороны фьорда.

А вот и наш домик – лучший из всех, где мы останавливались в Норвегии (а может, и не только в Норвегии).

Вид из окна…

Все норвежские туристические домики непременно сделаны из дерева

Лепота…

На противоположном берегу тот самый водопад Feigumfossen, на который мы думали заехать по пути, но так и не заехали.

Потрясающее спокойствие и красота северной природы. Мне кажется, здесь можно остаться навсегда. Ну… во всяком случае до начала зимы :).

Импровизация на индейские мотивы на берегу фьорда… Волны, разбивающиеся о берег, мне подпевают – невероятные ощущения.

Признаюсь, я часто смущаюсь играть на дудке в общественных местах – не хочется привлекать внимание случайных ни в чем не повинных прохожих, которые может хотят насладиться пейзажами под совсем другой саундтрек или вообще отдохнуть в тишине. К тому же игра на любом муз. инструменте для меня это больше внутрений процесс, чем на публику… А здесь было просто идеально место для музицирования – наш кемпинг был почти безлюдным, и шум волн заглушал звуки, в то же время не нарушая музыку, а дополняя ее…

Нам так понравилось на кемпинге – и виды, и уютный двухэтажный деревянный домик, что выманить кого-то на какие-то туристические подвиги сегодня было уже не реально. И всё-таки мы сделали одну вылазку – в соседний городок к магазину с едой.

Там затарились свежим лососем и одноразовым грилем… Норвегия просто располагает к таким обедам. В кафе-ресторанах мы кушали за весь отпуск наверное всего дважды – один раз где-то по пути в какой-то придорожной кафешке а-ля Макдональдс, и второй раз в отеле в аэропорту.

Кстати, наши дети именно после этой поездки полюбили лосось – раньше они вообще рыбу не сильно жаловали. Правда, они хором утверждают, что в Норвегии он вкуснее, чем в Лондоне, как и креветки. Конечно, с таким видом всё вкуснее :).

Нас даже не волнует, что сегодня мы прошли пешком всего 6 км. Иногда вместо километров пути приятно просто сидеть на свежем воздухе, общаясь, и обсуждать какие-то совершенно обычные и тривиальные вещи – например, замерзает ли этот фьорд зимой, и что именно мы будем жарить на мини-гриле завтра…

В нашем отеле книга посетителей, некоторые оставляют целые опусы. Мы тоже оставили, с иллюстрациями дочки (но забыла его сфотографировать – тот, что ниже, не наш):

Наверное, если бы сейчас был сезон, мы бы тоже взяли каяк напрокат и отправились бороздить воды фьорда… но сейчас пункт проката на нашем кемпинге был закрыт.

Ночь. Обычная норвежская майская ночь. На часах около 12-ти часов…

Завтра у нас снова активный день (поход на ледник и много километров пути), а пока мы отдыхаем…