[День 3] По дребрям Пиренеев

Выбираемся из Пиренеев. Городок Каркассон. Отлёт домой.

Сегодня в отеле дежурит англо-испано-говорящий администратор, так что я, пользуясь случаем, задала ему вопрос, который давно меня мучил – как будет “check-out” по-испански (это слово мне приходилось говорить в испанских отелях по-английски, за незнанием его испанского перевода 🙂 ).

Оказалось просто – “salida”, то есть “отбытие”. Администратор всё пытался перейти со мной с испанского на английский (хотя это ему давалось так же тяжело, как мне говорить по-испански 🙂 ), видимо пытаясь сделать мне приятное – он не понимал, что для меня это вымучивание и коверканье испанских фраз наоборот самое ценное, что может быть в путешествии в другую страну – это реальный опыт общения, который не заменишь никакой компьютерной программой :).

Первая (и единственная) сегодняшняя цель – водопад с другой стороны Ордесского ущелья, находящийся во Франции, претендующий на звание самого высокого водопада в Европе (ой, сколько их таких – а я думала что таковым является водопад Криммлер, который мы видели в прошлом году в Австрии 🙂 ). По прямой до него – 17км, в объезд по дороге – не меньше 250км. В этой части Пиренеев дорог из Испании во Францию не много. Когда я рассматривала карту до поездки, помню удивилась одной странной дороге – идет-идет дорога во Франции, причем хорошая, не просёлочная, и вдруг неожиданно, на границе с Испанией заканчивается. Ну, что поделать, наверное там трудный непроходимый перевал, сделавший невозможным провести такую удобную дорогу, соединяющую Францию с Испанией в этом месте…

Но это была бы не Испания, если бы всё тут было так логично, на самом деле… договорились как-то французы с испанцами построить дорогу, французы свое обещание выполнили, а испанцы… ну не получилось, сиеста видимо помешала. Так и стоит недостроенная дорога, ведущая из Франции через Пиренеи… в никуда :). Помню, еще в самое первое наше испанское путешествие, меня вводили в заблуждение многочисленные дороги в Испании, заканчивающиеся тупиками. Уже потом я поняла, что видимо это просто неизбежное следствие испанского менталитета, олицетворяющее сложный нелинейный характер испанцев :). Да и вообще, сиеста это не так уж и плохо – Пиренеи нам нравятся гораздо больше тех же Альп, как раз-таки благодаря своей “дикости” и неисхоженности.

В общем, вариантов как доехать до нужного нам ущелья два – сделать большой крюк слева, как мы ехали сюда, или сделать еще бОльший крюк справа. Разницы большой нет и мы для разнообразия поехали справа, с надеждой как можно более полно посмотреть Пиренеи (ещё не зная, что тем самым мы предопределили накрытие медным тазом всех наших планов на сегодняшний день 🙂 ).

И снова наша любимая дорога под номером 260, по которой мы проехали вдоль Пиренеев с Андорры год назад. Нет, мы должны здесь проехать еще раз, чтобы развеять это прочно засевшее в памяти ощущение от Пиренеев как от бесконечного разбитого строящегося серпантина, с мрачным серым небом, суровыми пиками гор и наших желудков, умоляющих нас не делать больше таких пируэтов на дороге. Места действительно красивые – каньоны, ущелья с горными реками, водопады, вокруг то и дело указатели на пешеходные маршруты и зовущие вывески национальных парков – опять запоминаем их для нашего вечного “потом”, правда теперь уже с верой, что-таки мы сюда еще вернемся – ведь один раз мы уже вернулись.

Проехали развалины какого-то вымершего города – нравится мне этим Испания, такого не встретишь где-нибудь в Австрии или Германии, там всё вылизано, давно перестроено и модернизировано. А ведь в этом и есть дух страны – в маленьких церквушках вдоль дороги, в развалинах старых крепостей и даже в раздолбанных дорогах, каждая из которых уникальна и не похожа на другую :).

– Слушай, а ты говорила, что мы скоро встанем на хайвей…
– Так это хайвей и есть
– А, извините, я сразу не понял, что эта однополосная разбитая дорога это хайвей
– Ну так вероятно хайвеем в Пиренеях называют дороги от слова “high”, высоко, они просто идут высоко в горах, а больше тебе никто ничего тут не обещает 🙂

По карте на GPS мы узнали, что уже пересекли границу с Францией – даже пустой пограничной будки, определяющей сейчас многие границы между странами Евросоюза, здесь замечено не было.

– Интересно, а вообще Испания когда-то воевала с Францией или… или испанцам просто было лень? 🙂

Ну, Франция так Франция – здесь я слагаю с себя обязанности переводчика и опять превращаюсь в туземца, который может прочитать все буквы, но не может угадать написанное слово :). Французский язык я никогда не учила специально, как испанский, поэтому мои знания ограничиваются тем, что попадалось на глаза в наших путешествиях. Вот, например, я хорошо знаю слово ouvert – “открыто” то есть. Оно часто встречается в горах над статусом дорог и на парковках. Теперь же, после поездки, я знаю еще одно слово – “barrer”, что значит “преграждать”. И еще знаю, что написанное рядом с названием нужного вам перевала, оно означает то, что проигнорировав его, через пол-часа пути вы начнете активно материться, пытаясь развернуться на строящейся дороге под натиском наступающей строительной техники :). Водитель огромной снегоуборочной машины, который в нас чуть от неожиданности не врезался, покрутил у виска и что-то прокричал нам по-французски – что именно, мы не поняли, но наверное то, что мы уже догадались и сами – дорога закрыта :).

Урок дня: не надо ездить по перевалам в Пиренеях весной и/или надо носить с собой французский словарь :).

Вспомнилась подобная, ещё более глупая история из нашего американского прошлого – ехали мы в штатах куда-то на машине, увидели скромный знак на обочине “через 20 км эта дорога закрыта”. Думаем – “да ну, ерунда какая-то, дорога хорошая, к тому же машин встречных много...”. Едем дальше – “через 10 км эта дорога закрыта“. Но машины-то встречные есть, едем дальше. Подъезжаем к шлагбауму – действительно закрыта, поворачиваем обратно. А навстречу нам вереница машин, которая тоже не верит знакам и верит во встречные машины :). Так мы узнали, что знак “дорога закрыта” означает, что дорога-таки закрыта :).

Так или иначе, на пол-пути к цели мы узнали, что нужный нам перевал закрыт. Ехать в объезд – уже не позволительная для последнего дня роскошь, значит в ущелье мы сегодня уже не попадаем. Обидно, досадно, но… зато повезло городку Каркассон, берём курс на него :).

После недолгих манипуляций и периодических возгласов “да ну тебя, GPS, сам ты поворачивай через 30 секунд на ту просёлочную дорогу“, мы встали на ровный хороший хайвей, взяли направление на Тулузу и моя роль как штурмана сводилась к доставанию евро-монеток на подъезде к платным участкам дороги.

Мы ехали на восток, расстояние до Средиземноморья стремительно сокращалось – вдоль дороги появлялись кипарисы и яркие цветы, а стрелка термометра приятно ползла вверх. Эта дорога еще называется “автодорогой двух морей”, потому что она связывает Атлантику со Средиземным морем. До Средиземноморского побережья, правда, мы сегодня не доедем каких-то 60 км, ну что поделать, се ля ви, как говорят французы :). Вот был бы ещё один денёк у нас в запасе… Удивительно, но во всех, абсолютно всех наших путешествиях, нам не хватает именно этого одного дня – независимо от того, трехдневные они или десятидневные :).

Дорога была настолько скучная, что я провалилась в сон, из которого меня вырвал наш встроенный GPS, который, как оказалось, обладает приятным мужским голосом, объявив, что дальше на дороге пробка. Шайтан, вот техника до чего дошла – заранее знаешь, что впереди будет пробка. Что делать с этим знанием мы, правда, не знали – других дорог в нужном направлении всё равно нет, но ведь приятно знать то, чего не знают водители идущих рядом машин :). А пробка во Франции образуется очень легко, достаточное условие – наличие вереницы грузовиков, водителям которых скучно. И иногда, когда они решают “скучно как-то, и пробок давно не было”, они становятся рядом, занимая обе доступные полосы и начинают общаться между собой на ходу.

Средневековый город-крепость Каркассон

Городок, находящийся в часе езды от Тулузы (ну, хорошо, если ехать честно по ограничению скорости – 1 час 15 минут 🙂 ). Старая часть города входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Что-то в последнее время мы так часто посещаем места из этого списка, что создаётся впечатление, или список этот безмерно велик, или мы пока такие привередливые, что на меньшее пока не согласны :).

Правда, когда мы сюда ехали, мы этого не знали – меня просто подкупили фотки остроконечных башенок и двойная крепостная стена – есть у меня одна слабость, я очень неравнодушна к средневековой архитектуре. Городок построили катары, спасавшиеся от преследования “официальной” церкви. (Катары –  это ответвление от христианства, в свое время распространившееся на юге Франции и севере Испании. Катары боролись против коррупции католической церкви и за “чистоту веры” и славились своим аскетизмом).

Благодаря катарам, вернее благодаря тем, кто их жестоко преследовал, район Пиренеев усыпан такими жемчужинами экстремальной архитектуры – крепостями, приютившихся в просто невероятных местах – на труднодоступных вершинах, на краю обрывов, на отрогах отвесных скал, радуя современного фотографа возможностью обыграть свои самые безумные замыслы и сюжеты (например, сделать кадр “подъем 5-й категории в монашескую келью” 🙂 ).

Потомки катаров, похоже, не унаследовали аскетизм своих предков – как и все французы, покушать они любят. Мы насчитали 7 кафешек на одной крохотной площади в этом городке. Даже не кафе, а блинных, где мы отведали еще одно французское блюдо – crêpes, блины. Утверждать не буду, но судя потому, как часто встречается во Франции это блюдо, вероятно это одно из национальных французских кушаний. По вкусу почти что наши блины, отличается только размер и начинка – несмотря на мои сомнения, я вполне наелась одним-единственным блином с сыром.

В городке был сильный ветер, сбивавший с ног, когда мы пробирались от одной башни до другой по крепостной стене. Мы боялись, как бы по такому случаю чего доброго не отменили наш рейс. Уже потом я прочитала, что ветер – это частое явление в Каркассоне, бывает он тут в среднем один день из трёх. А в аэропорту Тулузы, что в 80км отсюда, была тишь да гладь…

Отлёт обратно

Мы опять в аэропорту, всё что поменялось – в машине добавилось 900км пробега и её красивая стеклянная крыша выглядит так, как будто нас от души поливали грязью из шланга. Хорошо, что нам не дали кабриолет с открытым верхом, а то бы мы и сами так выглядели :).

Или французы действительно настолько не знают английский язык, или им доставляет удовольствие издеваться над своими любимыми европейскими соседями – так или иначе, статус нашего рейса на табло, значащийся как “Check-in closed”, заставил нас взять ноги в руки и со всеми нашими пожитками бежать к стойке регистрации. Обычно это сообщение означает, что регистрация на рейс уже закончена. Оказалось, что во Франции это означает еще и то, что регистрация еще просто не начиналась :).

Нам, как счастливым обладателям украинских паспортов, по гостеприимному европейскому обычаю на паспортном контроле вместо обычных “бонжур-мерси” была оказана честь обстоятельного общения с пограничником “вы говорите по-французски? отойдите в сторону, дайте я ваши паспорта своему начальнику покажу… так вы говорите по-французски? а зачем вы во Францию прилетели… а где вы живете? зачем летите в Лондон? а кем работаете? а это правда, всё что вы нам сейчас сказали?“. Да, никакие визы и никакое количество штампов в паспорте, видимо, никогда не убедят европейских чиновников, что мы не нелегалы, мы всегда будем для них неграми… ой, простите, афроукраинцами :). И в очередной раз именно во Франции нас посетило ощущение, что мы тут совершенно не в тему, скрипач не нужен (с) :).

Я конечно понимаю, что обычно на бюджетных авиалиниях самолёты эксплуатируют примерно как автобусы – как только выходят из самолёта все прибывшие пассажиры, тут же запускают туда отбывающих. Не знаю, совпадение это или у них действительно все вылеты настолько впритык, что если один вылет опоздает на полтора часа, даже несколько дней спустя все остальные будут опаздывать на столько же – как бы то ни было, и этот наш рейс задержали на те же полтора часа :). В общем, разочаровала компания EasyJet, хотя летали ими раньше неоднократно (это всё кризис наверное, сейчас он, злодей, во всём виноват 🙂 ). Разочаровала, но летать ей будем и впредь, потому как выбора особого нет. Даже решив “шикануть” и полететь обычными, небюджетными авиакомпаниями, мы вряд ли найдем прямые рейсы в те дыры небольшие аэропорты, в которые мы обычно летаем (недавно в новостях пробегало, что даже супруга короля Испании летает бюджетниками RyanAir, именно из этих соображений, а может и в Испании кризис 🙂 ).

В начале второго ночи наконец закончились все наши ожидания-очереди-контроли-поиск багажа и мы стояли на платформе поезда, идущего из аэропорта в центральный Лондон. Благо, из аэропорта Гатвик поезда в город ходят круглые сутки, не то что из Станстэда, еще одного любимого “бюджетниками” аэропорта. Правда ждать полтора часа до удобной для нас станции (London Bridge) не хотелось и пришлось ехать на неудобную (Victoria).

Таксист нас пытался напоследок воспитывать, что мы не умеем правильно называть свой район “мы, таксисты, знаете ли, не водители автобусов, у нас мозг как движок Феррари, мы мыслим утончённо и нам нужны детали. А то, что вы сказали как ориентир в начале, это вообще смешно – вам еще повезло, что я не отказался вас везти...”

Вам тоже спокойной ночи” – прервали мы ночные наставления утончённого водителя чёрного кэба с мозгами Феррари.

Всё-таки сказки, видимо, рассказывают про лондонских таксистов, что для сдачи экзамена и получения лицензии им надо учиться 2 года и выучить наизусть все улицы Лондона, чтобы уметь в уме выстроить любой маршрут – это просто красивая легенда о “человеке-GPS” :).

Всё хорошо, но как же хочется спать после таких путешествий… После таких выходных надо брать себе выходной :). Серёга вообще лежит на полу с отрешённым взором и умоляет меня – “давай мы пока больше никуда летать не будем, а?”.