[День 7] Лыжи: миссия (не) выполнима

В автономной области Каталония (где нас угораздило сейчас находиться) сегодня забастовки, многие канатки не работают (в разгар лыжного сезона, молодцы!), поэтому мы решили не связываться с человеческим фактором и по максимуму провести день вдали от людей. Итак, у нас есть хороший шанс к вечеру остаться живыми и в добром здравии, так как лыж сегодня у нас не будет (yeeeess!!), мы едем в национальный парк Aiguestortes i Estany de Sant Maurici, гулять на снегоступах вокруг горного озера (сейчас, сидя в Лондоне, когда пишу эти словосочетания вроде “национальный парк” и “гулять вокруг горного озера”, у меня слюнки капают на клавиатуру 🙂 ).

Снова проезжаем перевал Bonaigua – со снегом здесь всё в порядке и, судя по всему, еще надолго

Начинается длинный серпантин, долго и вдумчиво мы едем на хвосте инкассаторской машины – на горной дороге не обгонишь, да мы и не спешим. Ничего не предвещало приключений, но…

Эммм… Попахивает сюжетом боевичка в стиле 80-х. Серега уже стал сдавать назад на случай, если вдруг начнется какая заварушка… (хотя куда ты денешься с горной-то дороги, где и развернуться по-быстрому нельзя??)

Но это не гангстеры, денег им не надо, им нужна только свобода (и видимо кто-то из них придумал, что ее можно обрести, останавливая случайные машины на горной дороге). Ну, с инкассаторской машиной они связываться не рискнули, пропустили, а нам показали на обочину, типа ждите. Через некоторое время  подошел человек, но диалога не получилось – наши языковые множества не пересеклись. Пошел совещаться с остальными, что с нами дикарями делать. Видимо, с нами было не интересно (даже не поспоришь на политические темы, нам до их свобод что по-испански, что по-каталански как бы всё равно), в общем решили пропустить.

Такое впечатление, что люди посмотрели где-то по телевизору, что бывают забастовки, и решили – вау, давайте и мы так. Ну встали они на горной дороге (альтернативы которой нет, разве что только объезжать 200 км через всю долину!!!). Стоят, а что делать дальше, не знают. Останавливать ВЕСЬ поток машин через перевал, я так понимаю, кишка тонка, народ через час такого простоя начнет звереть. И ведь стоят, радуются как дети. Свобода, либертат. Не знаю, как от Испании, но с такими настроениями свободу от туризма и бизнеса точно можно получить, причем надолго 🙂 (во всяком случае мы теперь подумаем дважды перед тем, как планировать свой отпуск в Каталонию, хотя любим эту землю очень).

Жаль, если этот регион погрузится во тьму забастовок. И очень правильно, что мы прилетаем-улетаем в этот раз не из Барселоны, а из Сарагоссы. По времени почти то же самое, но есть одно принципиальное отличие – Барселона находится в Каталонии, а Сарагосса – в Арагоне (и так, уже мысли вслух: им бы не распугивать туристов своими забастовками, а наоборот, привлекать, так как экономика в этом регионе как бы не в самом лучшем состоянии. Тот же ледовый дворец почему-то в Андорре работает и процветает, а здесь давно закрылся и пришел в негодность… И местный бассейн, куда мы хотели съездить… и местная канатка, у которой оборвался кабель в разгар сезона… и много еще подобных сравнений не в пользу этих краёв).

Фуф, перевал остался позади (но сможем ли мы по нему вернуться вечером обратно? это вопрос! Но главное сегодняшний день спасён, мы едем в национальный парк!)

Деревенька Espot у ворот национального парка, здесь дорога заканчивается. Нет, по карте дорога есть и после деревни, но для обычных машин она закрыта (помню, в прошлый раз, 10 лет назад, она тоже была закрыта, но где-то начиная с другого места, с какого уже не вспомню).

Здесь можно взять специальное 4×4 такси, вроде такого, которое провезет тебя еще несколько км вглубь национального парка.

Здесь с английским языком ещё более никак, чем в Baqueira/Beret, но хорошо что у меня периодически всплывают из памяти фразы, которые я учила еще лет 10 назад, когда у меня было серьезное увлечение испанским языком (правда, всплывают они не всегда в тему и к месту – тссс, только тссс, не надо про ведьм и заколдованные источники – почему-то именно это у меня сейчас поднялось из глубин подсознания в связи с Пиренеями из тех сказок, что я когда-то читала на испанском 🙂 ).

Перед посадкой в такси можно взять напрокат тур. снаряжение. Припоминая наши прошлые мытарства со снегоступами в Андорре (когда дочка наотрез отказалась в них ходить), мы сомневались брать/не брать. Но водитель нашего такси убедил, что возле озера будет “nieve muy alto”. Ну “муй альто”, так муй альто, ладно, возьмём (если что, просто привяжем их к рюкзаку, ноша не велика).

Где-то на середине пути понимаешь, что не так уж плохо, что дорога для обычных машин туда закрыта – а то нам бы все-таки пришлось доставать те цепи, которые мы выпросили в арендной конторе в Сарагоссе под удивленные взгляды клерков…

Минут 15 пути и мы высаживаемся у озера Sant Maurici… Водитель прощается с нами и уезжает (и я надеюсь на то, что моего испанского хватило на то, чтобы понять правильно, во сколько он нас будет забирать обратно – всю дорогу я мучилась сомнениями, правильно ли поняла, что он забирает нас “через 4 часа”, а не “в 4 часа”, это как на английском “in 4 hours” и “at 4″).

Мы с Сережей сразу облачаемся в снегоступы, а дети еще сомневаются (ну у них пока масса тела позволяет не проваливаться в снег хотя бы через раз)

Озеро Sant Maurici. Сейчас сложно понять, где заканчивается берег и начинается озеро, поэтому на всякий случай близко не подходим – хотя подозреваю что лед тут такой, что можно гулять и по самому озеру, но мы проверять не будем

Сложно поверить, но мы уже были на этом озере в 2009 году и вот так оно выглядело тогда –  тоже в снегу, только не полностью (и это был уже май месяц, если что!):

Над горами один за другим пролетают самолеты – представляю, какие пейзажи открываются им с неба, я сама каждый раз жду с нетерпением этот момент пересечения Пиренеев, когда мы летим в/из Испании.

Сначала тропа идет вдоль озера (причем иногда уж слишком вдоль – немного оступишься и…)

Следы невиданных зверей

Дети впервые в жизни попробовали сосульки 🙂

Поработали дятлы-профессионалы!

Вот уже виднеется цель нашего пути – водопад Ratera:

Агрегатное состояние воды в водопаде сейчас, конечно, не позволяет насладиться им в полном объеме, но все-таки видно, что это водопад, а не просто просека от недавно сошедшей лавины 🙂

На этом можно было с чистой совестью повернуть обратно, но нам показалось мало, и мы решили дойти еще до верхнего озера Ratera, из которого вытекает речка, которая ниспадает здесь одноимённым водопадом

Дети одевают-снимают-снова одевают снегоступы (про палки я уже молчу) – вроде и в снегоступах им идти не удобно, но и без них тоже…

У снегоступа есть два положения – либо он жестко пристегнут к стопе, либо крепится только к носку и при ходьбе волочится за ботинком. Вообще, при обычной ходьбе удобнее второй вариант, но некоторых это может раздражать, как оказалось 🙂

Дочку мы совсем загоняли, она осталась вместе с папой немного отдохнуть в обнимку с сосной, а мы с сыном погнали на озеро Ratera. В прямом смысле побежали, так как времени у нас было не так много

Вот и оно – озеро Ratera! Еще более уютное и живописное, чем нижнее озеро Sant Maurici

Тишина, кроме нас никого… Лепота!

Эххх, побродить бы по этим местам денек-другой, так чтобы никуда не спешить… Когда-нибудь, в другой раз, обязательно.

Обратно можно вернуться не вдоль берега озера Saint Maurici, как мы шли сюда, а по верхней тропе. Сережа до последнего не верил в мои сусанинские способности, но я твердо пообещала, что выведу (у меня даже на обычной гугловой карте на телефоне эта тропа была отмечена, тем более что потеряться здесь сложно – главный ориентир это озеро, и оно почти всегда в поле зрения)

Плюс верхней тропы в том, что отсюда открываются великолепные виды на горы! Ну и идти по ней легче, чем по нижней, меньше перепады высот, да и сама тропа гораздо более “благоустроенная”

“Глаз” гор – озеро Saint Maurici сверху:

Если бы мы не спешили на встречу с водителем, мы бы здесь остались на часок-другой, послушать веселое журчание горного ручейка и погреться под почти весенним солнышком

… но надо идти (кто-то все еще не верит в мои способности проводника, а ведь по карте мы почти пришли!)

Вот мы и в начальной точке нашего маршрута, у озера Saint Maurici – мой телефон радостно возвестил, что мы протопали 10 тыс шагов.

Для самой себя из будущего, напишу временную раскладку. От начала пути (озера Saint Maurici) до водопада Ratera – 1ч пути. От водопада Ratera до озера Ratera – еще 1ч пути. От озера Ratera обратно до начальной точки маршрута по верхней дороге – 50 минут. И это все в неспешном темпе с остановками.

Немного времени еще осталось и дети играют в снегу, а я пошла немного поснимать окрестности…

Становимся в очередь ждать такси. Шутка, конечно, с таксистом мы договорились заранее, и теперь только надеемся, что он про нас не забыл.

Дядечка-таксист приехал, правда уже другой. По дороге какие-то хитрые перестановки пассажиров из одной машины в другую (мы ничего не поняли, так как они переговаривались по-каталански), но главное, все желающие уехали

Пересаживаемся в деревеньке Espot снова в нашу машину и обратно восвояси…

Так, мы снова поднимаемся на тот самый перевал, где с утра стояли веселые ребята. Но, к счастью, они уже наигрались, сейчас здесь только горы и снег.

Снова Baqueira! (зачем мы поселились именно в этой деревушке, это вопрос, на который ответа у меня нет. Из 4-х полных дней проведенных в испанских Пиренеях, три мы выезжали из этой деревни через… да, тот самый перевал, в другую долину)