День 1. Три дня в гранатовом раю

День 1. Цель – посмотреть на Африку с высоты 3400м и сходить на фламенко шоу в Гранаде

Утром через крошечное, почти не открывающееся окно в номере, ничего особо “испанского” разглядеть пока не удается – промышленный пейзаж, дома, заправка. Зато по телевизору транслируют в прямом эфире бега быков, происходящие в это самое время на улицах какого-то испанского городка.

Горячие испанские парни, видимо страдая от хронического недостатка адреналина в крови, бегут от этих черных громадин, которых еще и попутно злят, погоняя плетьми, но шансов убежать практически нет – быки бегут со скоростью 25-30 км/час, поэтому несчастные то и дело успевают уворачиваться от рогов быков, ну или не успевают – и тогда бывают подброшены в воздух как тряпка. Надеюсь нас минует эта участь – у нас в планах просто мирно пофотографировать испанские городки, как-то не хочется с фотоаппаратом бежать впереди разъяренного быка. А свою порцию адреналина мы и так получим, только уже в Лондоне, например запихиваясь в забитое метро с утра или перебегая дорогу, только уже не перед разъяренными быками, а перед лихими лондонским “шумахерами”, работающими по совместительству водителями двухэтажных автобусов :).

Нет уж, мы уже знаем эти проделки испанцев с выключающимся светом на парковке, нас теперь так просто не проведешь – я остаюсь дежурить у выключателя, пока Серега идет к машине :). Горная гряда находится совсем недалеко от города, так что через полчаса мы уже едем на серпантину, обгоняя велосипедистов, с усердием крутящих педали в крутую горку. Неудобно конечно вдавливать педаль газа, поровнявшись с ними, когда они из последних сил крутят свои педали, но фортуна скоро будет уже на их стороне, когда автомобильная дорога закончится и мы пойдем пешком, а они поедут дальше на своих железных конях :).

Проигнорировав второй раз за это путешествие знак “въезд воспрещен” (спокойно, это Испания, здесь к дорожным знакам надо подходить творчески 🙂 ), как и советовали местные, едем дальше, пока не упираемся в следующий аналогичный знак, который уже уважать надо. Дорога идет еще дальше, но она уже давно закрыта для автотранспорта – с тех пор, как эти края были объявлены национальным парком. А жаль, проехаться по одной из самых высоких дорог Европы, на высоте больше 3000 метров это, наверное, интересно…

Тропка круто уходит вверх, срезая повороты дороги. Мои опасения по поводу моей растянутой накануне ноги быстро забылись – оказалось что вверх мне шагать гораздо легче, чем по ровной прямой дороге. Зато сразу нас повеселило наше собственное пижонство – какие тут майки с панамками, непродуваемые куртки надо было брать – наверху градусов 15 и ветер продувает до костей. Как я сейчас скучаю по свитеру, который я выложила в последний момент из рюкзака…  🙂

– Смотри как вьется вдалеке дорога, как будто арабская вязь или очертания какого-то зверя. Может это как индейские курганы в Висконсине и с высоты можно разглядеть силуэт медведя или лося?
– Угу, а может сверху можно разобрать арабские надписи, кратко рассказывающие о том, что думали об испанцах мавры, спасавшиеся отсюда бегством…

Идти с непривычки тяжеловато – на высоте под 3 тысячи метров вершину напором уже не возьмешь. Идем неспеша и почти молча – организму не хватает кислорода и приходится следить за дыханием. Опытные люди советовали брать эту вершину после пары дней акклиматизации на более низких высотах, но у нас сейчас нет такой возможности – пока мы будем тут акклиматизироваться, то уже нечего будет брать, в Лондоне трехтысячников нет :). Подходить к обрыву страшновато – голова иногда кружится и вообще организм ведет себя не так, как обычно, поэтому не знаешь чего от себя ожидать. Каждое резкое движение – как например резко встать на ноги после фотографирования с земли – оборачивается парой минут головокружения и потемнения в глазах. Поэтому даже увидев какой-нибудь красивый камешек или цветочек, думаешь дважды – нужен ли он тебе или лучше пофотографировать птичек в облачках :). А камни вокруг действительно необычные – с отполированной ровной поверхностью, черные и блестящие…

Теперь уже нас обгоняют велосипедисты – но судя по их лицам, им не намного легче чем нам – мы-то идем неспеша по тропинке, а им приходится преодолевать гораздо большее расстояние по дороге.

– Мы хоть на ту вершину забираемся? А то через час пути вдруг окажется, что с таким трудом поднялись не туда…
– А какая разница? Вообще, почему говорят “покоряешь гору”? Скорее покоряешь себя, когда поднимаешься на вершину…

Вершину Велета, высотой 3400 метров мы все-таки взяли, набрав по высоте почти километр. Интересный опыт ходьбы на таких высотах, может когда-нибудь пригодится… С вершины видно, что тропа идет еще дальше, по гребню, к самой высокой вершине в Испании. Сегодня мы пройти по ней уже конечно не успеем, это скорее вариант для многодневного перехода, что в принципе довольно реально осуществить, учитывая что в этих местах пешеходный туризм развит неплохо и по пути раскидано множество горных приютов. Хотя даю гарантию, что и через несколько дней пути по этим горам пейзаж будет практически неизменен – вокруг будут все те же безжизненные валуны и тишина, и те же красные выжженные долины вокруг. Наверное к третьему дни пути от недостатка сенсорных ощущений такие видения начнутся, как бывают у тех, кто живет долгое время в темных подземных пещерах :). И потом пойдут легенды, что в этих горах водится и снежный человек, и черный альпинист и тому подобные товарищи 🙂

На обратном пути нас уже не мучает одышка и можно наконец наслаждаться видами марсианских безжизненных ландшафтов, протянувшихся во все стороны, докуда глаз видит. Где-то там, вдалеке, синеет Средиземное море, а за ним – черный континент, Африка, которая сейчас прячется в дымке. Африка кстати отсюда совсем недалеко – километров 200 по прямой. Вокруг ни деревца, ничего живого, полная тишина… Пейзаж сюрреалистический, картину дополняет одинокая белая антенна, направленная в небо. Так и кажется, сейчас появится летающая тарелка и из нее полезут зеленые человечки 🙂 Или на безжизненной равнине вырастет огромное черное облако в форме гриба, как показываются в фильмах про пустыню Невада… Фу, что за ассоциации лезут в голову, такая ведь красота вокруг :).

Это подлинная Сьерра Невада, а вот ее тёзка, более известная всему миру, американская Сьерра Невада, была названа так гораздо позже, уже во времена захвата освоения Америки (было бы удивительно, если бы оказалось наоборот – вряд ли американские индейцы стали бы называть горы испанским названием “Сьерра Невада”, что в переводе значит просто “заснеженная гряда”, причем еще до своей первой встречи с испанцами  :)).

Хоть вершины тут и приличные – в одном этом парке 14 трехтысячников, но в отличие от Швейцарии, где на таких высотах снег лежит уже круглогодично, в Сьерра Неваде в это время года снега нет, вернее видны только его жалкие остатки – позапрошлогодние неприглядные серые пятна в ложбинах. Но все-таки это место популярно прежде всего благодаря своим лыжным трассам – 99% информации в интернете по Сьерра Неваде касается именно зимнего отдыха. Но мы не лыжники и даже в Австрии, где из вариантов проведения отдыха предлагались на выбор только горнолыжные трассы и горнолыжные трассы, мы выбрали пешеходный маршрут :).

На очередной развилке мы стояли и долго спорили с Серегой, продолжать ли нам спускаться по нормальной протоптанной дороге или срезать один ее поворот по бездорожью. Мне в этот день экстрима совсем не хотелось и прыгать по острым каменюкам казалось занятием излишним для моих доживающих свой век кроссовок. Наконец я нашла (вернее высмотрела) последний аргумент в пользу варианта “нормальной дороги”. Всё время пока мы спорили, “каменюки”, мирно лежащие вдали, равнодушно щипали траву и переходили изредка с места на место. Вслед за вздымающимися рогами на фоне неба, мы смогли разглядеть вдалеке и их владельцев – стадо диких горных козлов. Стадо было немаленькое – голов 20-30 (то есть рогов 40-60 🙂 ). Чем бы обернулась эта встреча сказать сложно, но, честно говоря, не было никакого желания беспокоить дикую природу – мы ограничились фотографированием их с почтительного расстояния и предпочли удалиться восвояси.

Народа шло на вершину немало. На тропе то и дело встречались огрызки каких-то диковинных фруктов. Вот буржуины, у нас в походы яблоки берут, а тут я даже не могут понять что :).  Хотя может просто у них с яблоками туго – Серега вот всю поездку страдал со своей горячей любовью к яблочному соку, обычно на просьбу принести “сумо де мансана” – яблочный сок – следовало отрицательное качание головой.

– Продавец: Есть только “сумо де пинья”
– Серега: Неее, я не буду пить сок пинии
– Я: Да нет, пинья это по-испански “ананас”
– Продавец, обрадованно: Си, си, ананас!

Посмотрела в словаре – действительно, кроме слова “пинья” испанцы используют то же название что и мы – ананас. Надо же, какое интернациональное название, помню когда в Индии по ошибке попросила продавца дать мне “ананас”, он на удивление меня прекрасно понял, оказалось, что они его тоже так называют, кроме традиционного английского “pineapple”. Впрочем, как оказалось, можно смело использовать слово “ананас” так же и в немецком, французском, итальянском, польском…

А я наоборот была самым счастливым человеком эти три дня – я люблю ананасовый сок больше других, а свежевыжатый, да и из спелых ароматных фруктов… эх :).

Вернулись к парковке, перекусили в каком-то испанском варианте фаст-фуда – столовки быстрого питания, правда с уклоном в испанскую национальную кухню. В такое время уважающие себя испанцы не едят, еще слишком жарко, так что рядом сидела единственная пара – пожилой испанец и молодая девушка. Я почему-то сразу подумала что она русская – за годы перелетов я научилась почти безошибочно узнавать наших соотечественников в любой стране. Интуиция меня не подвела, подойдя к нам, она произнесла по-русски “А зачем вы едите столько оливок, они что, полезные?”.

Оглянулись на пройденный маршрут – с парковки вершина кажется совсем близко, чего там до нее идти… Но мы радостные и гордые этим значимым только для нас достижением – мы ее взяли! :). Все-таки хорошо, что автомобильная дорога туда закрыта, какое все-таки удовольствие ходить пешком. Как же прав был Экзюпери, когда утверждал, что человек не умеет наслаждаться тем, что досталось ему легко, без преодоления трудностей – на машине это было бы совсем не покорение, а просто очередные 5 миль на счетчике…

– Гостеприимная страна эта Испания, мне в 5-й раз приходит SMS сообщение на мобилу “Добро пожаловать в Испанию”…

Спускаемся с гор, проезжаем мимо белых деревенек – я пока при виде каждого белого домика хватаюсь за фотоаппарат, забывая про возложенные на меня штурманские обязанности, из-за чего периодически вызываю справедливое возмущение Сереги, который после каждого пропущенного поворота с большим трудом разворачивается на узких средневековых улочках. Останавливаемся в небольшом двухэтажном отеле, который представляет собой белый “типично андалузский” дом с вьющимся виноградом на веранде.

Каньон Лос Каоррос (Los Cahorros)

Владелец отеля категорически не советовал нам сейчас идти в каньон, потому что по его словам сейчас там стояла невыносимая даже для местных жара. Но что поделать, если во все наши планы добавить еще время на “сиесту”, то и недели не хватит на запланированный маршрут :). Кстати хозяин отеля оказался довольно приятным человеком, долго нам рассказывал как доехать до каньона, ради нас даже позвонил в Гранаду и разузнал в какое время у них начинаются фламенко шоу. И в конце концов, смягчившись, “отпустил” нас в каньон, только порекомендовав взять с собой побольше воды. Я хотела спросить, нет ли у него случайно лишней бутылки воды для нас, но попутала спряжение глагола и вместо вопроса “у вас есть вода?“, получилось утверждение “у нас есть вода“, на что он одобрительно закивал. Ох уж этот испанский язык, мне еще придется с тобой побороться :).

– Серега: Чего на меня так подозрительно косился администратор в отеле?
– А как бы ты смотрел на человека, который после каждого заданного ему на обычном испанском языке вопроса незаметно толкает свою спутницу в бок, чтобы та ответила за него 🙂

Несмотря на жару и все усугубляющуюся под влиянием испанской сиесты лень, да и усталость после пробежки по горам, мы все-таки собрали всю оставшуюся силу воли и вышли из прохладного отеля под палящее солнце. И буквально с первых минут прогулки были вознаграждены – даже если бы мы не дошли собственно до каньона, я бы назвала эту прогулку одним из самых ярких впечатлений от этой поездки. Мы шли по настоящей андалузской деревеньке, вокруг было такое буйство красок и растительности, что просто не верилось в реальность происходящего… Перечислю только те растения, которые я смогла идентифицировать со своими скудными познаниями в местной флоре – оливковые сады на склонах, дикорастущие кактусы и пальмы, цветущие алое, плодоносящие бананы и мандарины, гранаты, лимоны, фиги, инжир, миндаль, эвкалипт.

– Слушай, я все понимаю, но зачем у местных в огородах растут кактусы в таких количествах, что они из них делают? …и как они успевают все это выпить 🙂
– А может это просто как у нас сорняки…

Сейчас ради интереса немного просветилась на эту тему, оказалось, что испанцы употребляют в пищу плоды кактусов, которые готовят как овощи или жмут из них сок. Только разобрались с кактусами, как вдалеке показалось какое-то причудливое дерево, выделяющееся из окружающего ландшафта. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это совсем не дерево, это… огроменное соцветие агавы! И таких соцветий вокруг огромное количество, ими усеяны все склоны. Немаленькое такое соцветие – взмывает над землей на метров 5-7.

Сейчас бы черешенки – мечтательно произнес Серега. Не прошло и пяти минут, как перед нами стояло дерево черешни. О, интересно, а в Испании исполняются все желания? А давай еще что-нибудь попробуем загадать! 🙂 А я вот хотела чтобы мои кроссовки были белыми, а не коричневыми, ну чтобы под цвет брюк – и теперь они белые, от толстого слоя пыли. Осторожней надо быть с желаниями :).

Подходим к каньону. Я, испорченная цивилизацией, привыкла, что в штатах, например, любую подобную дорожку со всех сторон зацементируют, поставят поручни, наклеят по десять предупредительных знаков на каждый квадратный метр пути – чтобы не дай Бог, никто не убился, идя там на шпильках. А тут – узенькая дорожка (действительно узкая, даже по нашим меркам 🙂 ) на высоте около метра над рекой, в некоторых местах скала настолько низко нависала над тропой, что даже приходилось немного применять свои скудные навыки в технике зацепов, вовремя полученные пару неделями назад на скалолазной стенке в спортзале.

В неуверенности, уже готовые повернуть обратно, мы остановились перед узким не внушающим доверия подвесным мостиком и сканировали большой плакат, написанный на испанском, на предмет знакомых слов. Вдруг там сказано, что мостик находится в аварийном состоянии, как-то не хочется пасть жертвой языковой неграмотности 🙂

– Что там на плакате написано?
– Вроде “запрещено”…
– Нет, ну ты полностью прочитай, что там именно запрещено?
– А, ну да, написано, что запрещено находиться на этом мостике более чем четырем людям одновременно и запрещено его раскачивать.

Фуф, значит можно идти дальше. Хорошо, когда знания туземного языка хоть немного пригождаются 🙂 Вспомнился старый детский мультик, в котором корабль, рассчитанный ровно на 10 пассажиров, начал тонуть, потому что никто из зверей не умел на нем считать. И как только кто-то пересчитал всех и убедился, что их именно 10 и никак не больше, корабль всплыл и поплыл бодро дальше :). Вот она, сила мысли :).

Идем дальше по дну ущелья, изредка переходя реку по весело раскачивающимся подвесным мостикам (один товарищ при нас проехал по такому подвесному мостику на велосипеде – ну явно у местных наблюдается недостаток адреналина в крови!). Вокруг нас причудливые фигуры выветривания, застывшие как мифические персонажи какой-нибудь сказки, над долиной всходит луна… Тропа идет еще дальше, на ту вершину, которую мы сегодня уже покорили. Так, записываем для себя на будущее – “пройти по этой тропе до самой вершины”.

В очередной раз убеждаюсь, как прекрасна природа в Испании. Как-то пока что все, что мы видели в Испании, намного превосходило наши ожидания – то что в интернете скромно значилось как “небольшое ущелье” оказывалось глубоким каньоном с пещерами, причудливыми фигурами выветривания и потрясающими видами гор и долин на выходе… А опять же в штатах, во всяком случае в тех районах где я жила (сделала это уточнение специально, чтобы не вызвать благородное негодование многочисленных поклонников этой тоже по-своему замечательной страны 🙂 ), у меня было прямо противоположное ощущение – все достопримечательности там вовсю рекламируются как “самые супер-пупер большие/красивые/высокие” и все непременно “всемирно известные”, но в половине случаев ждет разочарование, варьирующееся от ощущения напрасно потерянного времени до “смотреть нечего, но хоть на природе немного погуляем” :).

Хорошо, что этот каньон мы успели пройти сегодня, потому как вместо выделенных на него полутора часов, наш путь занял все 4, да и то только потому, что уже стало смеркаться и мы решили, что пора возвращаться. И хотя, уставшие, мы решили уже не ехать сегодня в Гранаду смотреть на фламенко в одну из цыганских пещер Сакромонте, этот вечер стал для нас самым эмоционально насыщенным событием этого дня, да и всего путешествия.

Нет, ничего особенного не произошло, мы просто полностью погрузились в атмосферу южного андалузского вечера – мы сидели в ресторанчике на открытой веранде, под вьющимися лианами винограда, потягивая из большого бокала холодный андалузский суп гаспачо. Где-то над долиной закат мягко освещал белые домики деревеньки, дул легкий ветерок и все это было под живую музыку, с акустической гитарой и мелодичными испанскими напевами…

Ни о чем думать не хотелось, мы просто сидели и наслаждались настоящим моментом, что бывает в жизни не так уж часто :). Вообще кажется, что здесь проживаешь жизнь непривычно ярко и как-то по-настоящему – забываешь постоянно думать о нескончаемых планах и о том, что еще надо успеть сделать, просто погружаешься в атмосферу этого тихого вечера… и несмотря на кажущуюся простоту, чувствуешь себя необычайно богато…

Южный воздух потянул меня на философско-романтический бред… Я подумала, вот интересно, обычно сначала происходит какое-то событие в реальной жизни, а потом у тебя остаются воспоминания и впечатления от увиденного и ты можешь переживать его снова и снова в своих фантазиях. А здесь у меня получились “воспоминания наоборот” – только сейчас я поняла, что всё то время, когда я до поездки слушала (и когда-то в детстве играла) испанскую гитарную музыку, у меня неизменно создавалось именно это настроение андалузского вечера, которое только сейчас пришло ко мне в реальности и дополнилось, кроме звуков гитары, пейзажами белых андалузских домиков, невероятными запахами цветов, прохладой южной ночи и просто той невидимой атмосферой, которую словами не передать…