[День 8] Путешествие в страну Зета

Старый Бар и юг страны
Бар — относительно крупный город на побережье, отсюда ходят паромы в Италию, до которой километров 200 по прямой. Кстати, Бар при беглом взгляде показался нам гораздо симпатичнее той же Подгорицы.

Недалеко от современного города Бар находится Старый Бар — развалины старого города, разрушенного в 12 веке, и окончательно заброшенного после землетрясения 1979 года. Вот туда мы и направляемся.

По старой доброй традиции, нормальную парковку мы не нашли (как оказалось, совсем немного не доехали до неё — но мы ж не провидцы, чтобы найти парковку в чужом городе без единого указателя на неё. Поэтому запарковались как местные (сын, правда, пытался бунтовать, что мы припарковались «как дикари» – на нашем семейном жаргоне так обозначается любая парковка, кроме культурной bay parking 🙂 ).

Сначала идёт довольно уютная улица с рынком, сувенирными лавками и кафе

…и оливковыми деревьями, растущими тут как у нас какие-нибудь каштаны или тополя:

Альтернатива фаст-фуду по-черногорски – “slow food” (впрочем, этот тип еды популярен в любой южной стране, но совсем не понятен нам, не-южанам – чтобы смиренно ждать в течение полутора часов свой заказ в ресторане, надо наверное обладать какими-то паранормальными способностями в области своего time management):

Собственно развалины Старого Бара отделены от остального пространства каменной стеной (и кассой).

В старом городе неожиданно много людей (читай — руссо туристов, в Черногории это самая любознательная и активная прослойска отдыхающих), и это удивляет, потому что на побережье сезон уже сходит на нет.

Сверху видно большое количество мечетей — чувствуется близость мусульманской Албании.

Меня вдохновляют такие места (не в смысле мечетей, а в смысле старые разрушенные города), поэтому я носилась по городу, щёлкая всё и вся.

Детям тоже понравилось лазить по камням и позировать для мамы-фотографа.

А Серёжа просто стойко терпел (спасибо и на этом, а то у нас есть один хороший знакомый, который после посещения древнеримских бань в Бате, искренне недоумевал, почему их не снесли к чёртовой бабушке и не построили на их месте что-то современное и полезное 🙂 ). Я согласна, может здесь и нет особой магии места, как на тех же развалинах города Мистра в Греции, но как минимум можно дать волю фантазии… и фотоаппарату.

Руины кафедрального собора св. Георгия XI века, когда-то здесь короновали правителей:

Под конец нашей прогулки пошёл дождь, который перешёл в ливень. Короткими перебежками перебрались в кафе за ворота старого города. Меню здесь с восточным колоритом — пахлава и прочее.

Недалеко от Бара растёт старое оливковое дерево — самое старое в Европе, ему больше 2000 лет. Ясное дело, указателей на него нет, надо просто знать, где оно находится (у меня в GPS были заложены точные координаты, но несмотря на это мы дважды проехали мимо нужного места, в упор не заметив его, пришлось останавливаться и спрашивать у местных).

Вообще, с трудом верится, что оно еще живое – часть выгорела и оно состоит как бы из отдельных частей. Но листики на нём есть, так что всё по-честному.

Вообще в голове не укладывается, сколько всего перевидело это дерево на своём веку. Оно росло еще до рождества Христова, оно видело мрачное средневековье, видело нашествие турок, обе войны 20 века, распад Югославии, да и много чего ещё…

Едем дальше, на самый юг страны, к границе с Албанией, посмотреть знаменитый песчаный пляж – Велику Пляжу в Ульцинь.

За окном ливень, ехать на море бессмысленно, но мы решили хотя бы посмотреть на эти пляжи, на будущее. Ближе к албанской границе пейзажи становятся печальными — всюду грязь и неустроенность… Не сговариваясь с Сергеем, мы одновременно с ним решили проверить, заблокированы ли у нас двери машины изнутри :).

Но сам пляж сделан на славу, было видно, что старались изо всех сил привести его под европейские стандарты — ухоженные детские площадки, дорожки к морю, ровные ряды лежаков, пресный душ, чистый пляж. Несколько километров чистого серого песка — мелкого, как пепел.

А чего стоят одни названия местных пляжей – Майами бич, Копакабана и т.п. Мы выбрали Майами бич :).

Океанские волны и ветер здесь в наличии практически всегда — бухточек нет, гор нет, ветру есть где разгуляться. Нам повезло, как раз в тот момент, когда мы доехали туда, дождь закончился. И даже хорошо, что до этого прошёл дождь, иначе бы ветер поднял весь этот мельчайший песок в воздух. По свидетельствам очевидцев, в сухой ветреный день песок поднимается в воздух и забивается куда только возможно. Народа после дождя было совсем мало, плавать было одно удовольствие. Мы бы, наверное, провели тут весь остаток дня, если бы доча не запросилась спать.

Едем обратно, вдоль побережья на север. Вечером заехали снова на пляж Малевик (Strbine) в Сутоморе.

Сегодня на пляже было чисто, волнения не было, море отличное. Поплавали с маской, попугали здоровенных рыбин и морских ежиков.

На этом пляже, кстати, есть еще лечебная грязь, мы сами её не употребляли, но народ в соответствующей боевой раскраске видели.

Успели поймать закат с парковки нашего отеля. Вид в сторону Петроваца: