[День 7] Путешествие в страну Зета

Скадарское озеро

С утра заезжаем в небольшой прибрежный монастырь Градиште недалеко от Сутоморе. Монастырь 13-го века, состоит из трех церквей. Тихое умиротворяющее место, хотя в Черногории все монастыри можно описать такими же словами (на самом деле, за всю неделю мы не встретили ни одного монастыря, который бы нам не понравился).

Монастырский сад – просто рай на земле, прямо под открытым небом растёт инжир, оливки, гранаты…

Заехали на соседний с Малевиком пляж (вроде этот пляж называется Strbine).

Пляж уже более цивилизованный — есть какая-то кафешка, в одном месте даже заход в воду расчищен от валунов.

Пол-часа мы откупались, наблюдая, как в нашу сторону движутся тучи с гор. Когда они были над нашими головами, мы уже бежали, поливаемые ливнем, к нашей машине.

И снова наш любимый туннель, едем в сторону Скадарского озера.

По пути решили заехать в монастыри Горни и Дольни Брчели (Верхний и Нижний). Увидев указатель на них, мы успокоились, что едем правильной дорогой. Но по старой черногорской традиции это был именно тот единственный указатель, который бывает на каждую достопримечательность в одном экземпляре.

Уже на следующей развилке, где мы никак не могли решить, куда же нам поворачивать, никакого указателя не было и в помине. Но в общем-то, мы не в обиде, так как в поисках места, где можно было бы развернуться на горной дороге, мы поднялись довольно высоко в горы, до живописной смотровой площадки, с которой открывается вид на побережье и на горную гряду.

Если поехать по этой дороге дальше, то как раз выедешь к побережью в районе нашего Петроваца – это та самая альтернативная дорога, если ехать не через туннель. Если бы не дети, мы бы наверное хотя бы один раз проехали её целиком, но Егорыча укачало даже на этом небольшом отрезке трассы, куда нам ехать все 30 километров до Петроваца…

В общем, хвала техническому прогрессу, ведь всего 10 лет назад того спасительного туннеля не было, и каждый раз, когда мы ехали с побережья на север в этом путешествии (в тот же монастырь Острог или в монастырь Морача, или сейчас на Скадарское озеро), нам бы пришлось ехать именно этой горной дорогой (вернее, скорее всего не пришлось бы — мы бы наверное просто тогда никуда не уезжали с побережья).

Один из искомых монастырей, Дольни Брчели, мы всё-таки нашли, но не решились туда зайти — дворик выглядел как-то по-домашнему, дядечка развешивал белье и мы решили не вторгаться в чужой мир.

И дорогу на Горни Брчели мы тоже вероятно нашли (указателей не было, но просто других дорог в ту сторону не было в принципе), только дорога была уж больно узкая и с каким-то ненормальным углом наклона. Единодушно решили, что вполне переживём, если мы его не посетим.

Всё-таки решили заехать сегодня на Скадарское озеро. На форумах отзывы о нём крайне противоречивые – начиная от восторженных речей и настоятельных советов провести там даже не один, а два дня, до полного «фе» – типа это вообще почти болото. По фотографиям в интернете я была близка к тому, чтобы присоединиться ко второму хору мнений. Хорошо, что у нас как раз был свободный день, и мы решили всё-таки поехать — даже если само озеро того не стоит, как минимум посмотрим монастыри на его берегах. Монастырей там действительно много, когда-то эти места даже называли «Зетским Афоном». Сейчас сохранилось два действующих монастыря и еще несколько заброшенных.

Крохотный городок Вирпазар — отсюда начинаются водные маршруты по озеру, это мы знали. Но если бы я как следует изучила карту до поездки, я бы поняла, что лучше переехать на машине по перешейку на северный берег озера до Враньина (Vranjina) и стартовать уже оттуда, так можно сэкономить пол-часа на лодке в одну сторону. Но я это поняла только позже, так что в этот раз наше исследование озера мы начали с городка Вирпазар.

Пообедали жареным угрём в ресторанчике с видом на реку. Там же поймали WiFi, сверились с прогнозом погоды, опечалились — дожди, которые должны были закончиться завтра, заканчиваться передумали.

На этом озере, кстати, есть ресторан, где рыбу ловят прямо на заказ. Мы иногда в ресторанах шутим, когда приходится слишком долго ждать заказ, что наверное повар пошёл ловить-искать-собирать то, что мы заказали. Вот здесь это как раз тот случай :). Хотя, конечно, рыбу ловят в специальном садочке, никто не плывёт за ней на лодке с удочкой на середину озера.

Прямо у ресторана нашли дядечку, который согласился отвезти нас на лодке к монастырю. Я наивная (вернее, не очень подготовленная в плане информации о Скадарском озере), думала, что мы осмотрим все монастыри озера за пару часов. Но меня сразу вернули в реальность: чтобы посетить один-единственный монастырь Ком на севере озера, нужно 3 часа, а если в маршрут добавить еще монастырь Враньина на том же берегу, путь растянется уже на 5 часов. О том, чтобы осмотреть монастыри в другой части озера за один день, речи даже не шло. Да уж, не зря ведь это второе по величине озеро в Европе, площадью 500 кв.км. Хотелось, конечно, увидеть побольше, но мы рассудили, что удержать детей на лодке даже больше часа – задача нетривиальная, поэтому договорились на один-единственный монастырь. Нас убедили, что лучше выбрать Ком — он гораздо аутентичнее и интереснее, это единственный монастырь, который не разрушили турки — они его просто не нашли.

Жена нашего капитана сказала, что вообще за посещение национального парка «Скадарское озеро» надо платить ещё отдельный взнос, но если нас кто-то остановит (где, на середине озера, пока мы будем плыть??), то мы можем сказать, что мы их родственники. Ну ладно, нам как бы не в первый раз называться чьими-то родственниками :).

Выходим в озеро по узкому протоку. Красиво, но и здесь попадается мусор.

Всё было хорошо ровно до того момента, пока мы не вышли в открытое озеро. Сильные волны раскачивали лодку из стороны в сторону, нас окатывало брызгами волн. Ника расплакалась и просилась на берег, я уже была готова просить повернуть обратно, но наш капитан пообещал, что как только мы проплывём под мостом и окажемся в северной части озера, наши мучения закончатся. Да и Серёжа пытался убедить меня, что качка это нормальное дело и лодка не перевернётся, если её вести под правильным углом к волнам, но я всё-таки на всякий случай одела спасательные жилеты на детей.

Спросили нашего капитана про бывшую Югославию, он как-то тяжело вздохнул… Работы сейчас в этих местах нету, только сезонная подработка, ориентированная на туристов.

А озеро волшебное, я еще ничего подобного не видела.

Море кувшинок, островки, скалы.

Для меня это были просто ожившие картинки из детства, настолько некоторые виды напоминали озеро Вуокса в Карелии.

Много птичек — цапли и другие неопознанные пернатые, видели даже водяную змею, бррр.

Попробовали растение, которое наш капитан назвал «водным горохом». По вкусу действительно чем-то похоже.

На озере есть пляж, где можно купаться, но честно говоря как-то не тянет…

А где-то в горах идёт дождь…

А вот и маленький причал — цель нашего путешествия.

Поднимаемся по дорожке к монастырю.

Нас встречает большая белая собака, сначала с настороженностью (причём, как с её стороны, так и с нашей), зато потом она не хотела отпускать нас и провожала обратно до самой лодки (мы пытались закрыть калитку монастыря перед её носом, чтобы она за нами не бежала, но она каким-то чудом всё-таки догнала нас позже — видимо, оббежала её по только ей одной известной тропе).

В монастырь можно попасть только на лодке, берега озера заболочены:

В монастыре живёт единственный монах, истинный человек от бога – простой, светлый, радостный…

И ещё живут… козы, которые всё время норовили зайти в церковь.

И несколько котов, все чёрные

И пчёлы:

Мы были в этот час единственными посетителями монастыря. Монах спросил, откуда мы, и когда услышал “из Крыма”, его глаза округлились и он собирался было что-то сказать… но мы своевременно показали ему на его же табличку на стене – «Здесь не позволяется говорить о политике» :).

Он молча улыбнулся, сжал руки в знак поддержки и пообещал помолиться за нас. И угостил арбузом. Я знаю, Сережа может не согласится со мной (ему больше запал в душу монастырь Морача), но для меня именно это место стало самым значимым из всей поездки в Черногорию. Самым светлым и настоящим.

Обратно наш капитан повёл лодку уже немного другой дорогой, чтобы мы могли осмотреть новые островки и заводи.

И чтобы нас не раскачивало так, как с утра – сейчас мы шли недалеко берега :).

Вот и Вирпазар показался…

Вечером заехали на пляж Булярица, который заприметили ещё утром, обозревая окрестности из монастыря Градиште.

Обычный галечный пляж, на море сильное волнение…