[День 7] Лабиринтами Минотавра

День 7 Переезд на полуостров Пелопоннес. Монастыри ущелья Лусиос

Развалины Дельфы с утра выглядят как разноцветный муравейник, состоящий из суетливой многоязычной толпы туристов. От вчерашней магии древнего городища не осталось и следа. Но мы потрудились неплохо накануне вечером, выполнив всю обязательную программу по осмотру руин, так что сегодня со спокойной совестью едем в место нашей следующей остановки – византийский монастырь Святого Луки (Osios Loukas).

Основан монастырь в 10 веке отшельником Лукой Елладским, позднее причисленным к лику святых. Историкам известен как редкий экземпляр византийской архитектуры какого-то там периода, а простым смертным – благодаря чудесным исцелениям паломников, приходившим в эти места.

В его фундаменте, как водится, были использованы руины античного храма Деметры, находившегося неподалеку.

Осмотрев монастырь, мы соблазнились на вещи мирские – традиционные греческие сладости, которые и собирались вкусить вместе с чаем по пути на парковку (да, да, мы испорченные лондонские обитатели, привыкли перекусывать на ходу). Но продавцы не дали нам подрывать основы основ греческой жизни, широко улыбнулись и произнесли фразу, в которой всe греки – “да расслабьтесь вы, не надо вам на вынос, посидите немного, отдохните“.

Немного отдохнув по совету греков, нам все-таки приходится возвращаться к нашей негреческой суетности – нас ждет полуостров Пелопоннес, место зарождения и развития древнегреческой цивилизации, куда мы сейчас и направляемся.

Полуостров соединен с материком трёхкилометровым подвесным мостом. Мост высокотехнологичный, может выдерживать землетрясения и даже цунами, хотя этот факт нами проверен не был, день был на редкость тихим и спокойным – ни землетрясений, ни цунами.

На другой стороне моста нас встречает город Патры. В одном из храмов в Патрах хранятся мощи Андрея Первозванного, но сам город остановки не стоит, едем дальше…

С переездом на Пелопоннес цивилизация постепенно иссякает – деревеньки всё больше вырождаются в одинокие дворы, хайвеи худеют до ширины просёлочных дорог. Традиционные греческие сладости в наших желудках быстро иссякли и мы стали рыскать голодными глазами знакомую вывеску “ТАВЕРNA”. Через час вырисовалась кафешка при заправке, которая была к тому же открыта, что большая редкость в это время дня в Греции. Правда на покушать нам предложили только… кусок хлеба, больше там ничего не оказалось. Эээ, нет, спасибо, мы наверное еще не настолько голодны :). Когда мы уже были рады и куску хлеба, наконец перед нами вырисовалась деревушка с часовенкой. А часовенка говорит о многом – значит деревня серьезная, а раз серьезная, там должна быть и еда. И она нашлась. Люди по-деревенски были добродушными, порции щедрыми. На мой греческий салат водрузили такой увесистый кусок сыра фета, что, даже несмотря на хороший аппетит, осилила я только половину.

На Пелопоннесе, раз уж он был местом зарождения греческой цивилизации, осталось много исторических памятников: Олимпия – родина олимпийских игр, Спарта, известная своей школой подготовки воинов, театр Эпидаврос с уникальной акустикой (сидя на верхней скамье амфитеатра можно вести беседу с человеком на противоположном конце), древний город Микены, из которого разгневанный царь двинул войска на Трою, и т.п. Но как мы уже успели заметить, развалины в Греции в основном и представляют из себя разве что развалины, которые похожи друг на друга как две капли воды (с небольшими исключениями вроде Дельфей, и мы эти исключения старались посетить), так что к 7-му дню пути наш интерес к древностям был почти утолён. Знаю, кто-то меня осудит за такое пренебрежение к греческой истории, но нам хотелось увидеть что-то действительно необычное, так что хладнокровно проигнорировав все исторические памятники, мы направились в…

Ущелье Лусиос (Lousios Gorge). Местность на карте и местность в реальности это две большие разницы. То, что на карте казалось преодолимым в ленивом темпе ущельицем, в реальности обернулось глубоким длинным каньоном, так что для преодоления 15-ти километрового участка пришлось привлекать более современные средства передвижения, чем наши две пары ног. Двадцатиминутный спуск на машине по одному из бортов каньона прошёл в благодарностях всем богам Олимпа за то, что у нас полная страховка на машину. Дорога была в классическом аварийном состоянии: асфальт в некоторых местах растрескался, в некоторых вообще сошел на нет, на всём протяжении дороги лежали 10-килограммовые “подарки”, скатившиеся со склонов. Через 20 минут закончилось и это, и, оставив машину на, так сказать, парковке, дальше мы пошли уже пешком.

Благодаря большому количеству православных монастырей, эту местность часто называют вторым Афоном. Вечер опускался на ущелье и вход в монастыри для мирян был закрыт, так что мы ограничились лицезрением их снаружи. Сами монахи ходили по территории монастырей, постукивая в длинные деревянные палки, видимо созывая собратьев на ужин или на молитву.

Монастырь 12 века Св. Иоанна Предтечи (Prodromou), приютившийся среди неприступных скал, чем-то напомнил буддийские монастыри на Тибете:

Двухчасовая прогулка по противоположный склон каньона вознаградились совершенно сюрреалистичным местом – старые развалины монастыря Философу (Philosophou), приютившегося у отвесных скал. Чувствуешь почти мистический трепет первооткрывателя, когда открываешь скрипящую проржавевшую дверь, заходишь в старую полуразрушенную церковь и кроме тебя никого… только добрые жучки тарантулы сидят по своим норкам в ожидании ужина.

Это самый старый монастырь в ущелье, основан в 9 веке.

Новый монастырь Philosophou, построенный в 17 веке, находится неподалёку, но он не так живописен, как его старший брат.

К машине успели выйти как раз перед закатом, единственным оставшимся пунктом на сегодня было найти отель. Причём не найти заранее забронированный отель по заданному адресу, как бывает обычно, а именно найти какой-нибудь отель, так как на сегодня у нас бронировки не было – это была небольшая интрига в нашем путешествии. Я просто не знала, как далеко мы продвинемся по полуострову Пелопоннес и не хотела ограничивать или наоборот удлинять без надобности наш маршрут. Первоначально я вообще не думала бронировать никакие отели в этой поездке, но как-то слово за слово и все забронировала. Кроме этого.

Отель нашли без проблем в два захода – первый, расположившийся в шикарном сосновом лесу с видом на каньон, запросил непонятные для Греции деньги, поэтому мы отправились в другой, в центре деревушки Димитсана, очень милый и очень “греческий” отель. Ключ от номера был такой, что каждый раз, когда мы открывали дверь, было ощущение, что мы приоткрываем сокровищницу древних знаний.

Счёт за кушанья на ужине мал настолько, что как-то даже становится неудобно – люди ради нас старались, готовили, а мы платим за всё какие-то странные деньги, за которые в Лондоне не купишь даже бутерброд на обед. Оставили щедрые чаевые – всё, чем мы могли поддержать местный бизнес. И еще немного позже – покупкой свежих фруктов в местной лавке, в Греции мы почти каждый день баловали себя черешнями (особенно черевишнями, которые до Лондона не добираются в принципе), ароматными персиками, абрикосами и прочими южными яствами.