Menu Close

[День 7] Италия: В щупальцах спрута

Поход на снегоступах в царстве Шевроя

Весной офис горных гидов Шамони отличается от своего зимнего варианта и больше похож на санаторий для ветеранов невидимого фронта – то и дело встречаешь подозрительно хромающих людей. Даже наша знакомая гид, которая вела нас в декабре, сказала, что не может нас сейчас взять “из-за полученной травмы”. Мы дипломатично не стали спрашивать, что же тогда стало с теми туристами, которых они вели по маршруту, если даже они сами… 🙂 . 

А мы пошли сбрасывать жирок, накопленный в Италии на пиццах и макаронах с её коллегой – гидом–француженкой, ни слова не говорящей по-англицки. К счастью, с нами была еще одна француженка, которая несколько слов по-английски все-таки знала и как могла доносила до нас в общих чертах суть происходящего. Кстати, позже оказалось, что у нашей француженки-гида русский дедушка, но, как и положено внучатым потомкам, ни слова на языке деда она уже не знала. Забавно – в Лондоне меня учит тайчи англичанин, у которого дед-одессит уехал на запад во время революции, теперь гид такая же. А вдруг наши прадеды знали друг друга, еще живя в России? 🙂

Снегоступный маршрут я бронировала по интернету заранее, но французы есть французы, чтобы получить с них хоть какой-то маршрут, мне пришлось днём ранее извести почти весь баланс на своей мобиле (роуминг однако 🙁 ), чтобы с ними хоть о чем-то договориться. Мы планировали пойти на снегоступах по леднику Мер де Глас, но гиды устремили взор к горам массива Монблан и тоном, не оставляющим надежды, произнесли открывшееся им откровение “нельзя, вы же видите, с Италии идет фёрн”. Кто такой фёрн мы не знали, но на всякий случай устремили взор туда же. Нам никакого откровения не открылось, но по тону проводников мы поняли, что мы туда тоже не хотим.

В результате пошли туда, где фёрна не было, на противоположный склон, на плато d’Assy. Красотища – скалы, снег, тишина, водопады. Идти с непривычки тяжеловато, на первом же подъеме мне стало нехорошо – без подготовки, да по снегу, да круто вверх… А я ведь не такая худая как француженки и проваливалась в снег чаще, чем они. Я, конечно, бегаю в Лондоне по утрам, но в основном по горизонтали и без снегоступов :). В конце концов Серега взял мой рюкзак, да и склон быстро закончился, так что жизнь стала налаживаться.

Вокруг со склонов то и дело сходили лавины. Нет, не огромные безудержные потоки снега, какие мелькают изредка в страшилках новостей – нет, такие небольшие добрые лавинки, на безопасном от нас расстоянии. Но в сумме с тем зрелищем, что мы видели пару дней назад как результат схода лавины, я смотрела на них очень и очень уважительно. Выглядит это так – сначала звук, который напоминает выстрел из пистолета, потом снежный водопад и снова тишина.

Это… ну… это шеврой, не знаю как это по-английски, но это шеврой” – произнесла та француженка, которая немного говорила по-английски, переводя объяснение нашего гида по поводу следов на снегу. “Ой, да и это шеврой” – прозвучало 10 минут спустя, когда мы проходили мимо разбросанной по снегу шерсти. В следующий раз, когда она взяла в руки клок найденной шерсти, я ее уже опередила “что, и это шеврой?”. – “Нет, что вы”, и за незнанием английского, стала показывать жестами, что это такое – “когда хищная птица поедает мышку, она потом изрыгает её шерсть”, вот это нам и было показано жестами.  Ещё гид с умилением поднимала заячий кизяк – “смотрите, тут зайчики водятся!” (мы уже было хотели её остановить – нет, не надо показывать жестами что это такое, мы поняли, поняли 🙂 ). Позже с помощью логики и Лингво мы расшифровали кто такой “шеврой” – это косуля или горный козёл. Честно говоря, я и по-английски не знала ее названия (зато сейчас в любом французском ресторане я радуюсь, что могу понять хотя бы одно название блюда – “FROMAGE DE CHÈVRE”, то есть козий сыр 🙂 ).

На обратном пути мы заехали в очень известную и очень не обычную церковь. Чтобы не давать повода обвинить меня в ненависти к французскому языку, я  лучше не буду пытаться произнести её название и приведу оригинальный  вариант – Notre-Dame de Toute Grâce du Plateau d’Assy. Известна она тем, что “иконы” в ней написаны… современными художниками – Шагаллом, Матиссом и другими подобными. Её основатель обосновал свой необычный выбор внутреннего интерьера справедливым утверждением, что “все настоящие артисты одарены от Бога”. Несмотря на здоровый скептицизм, с которым мы воспринимаем нововведения и современные интерпретации в отношении религий, нам понравилось, наверное и правда они одарены. И хотя шли мы туда исключительно как в “картинную галерею”, после некоторого времени рассматривания икон, начинаешь настраиваться на особую волну… и приходит какое-то вдохновение и радостное чувство, что ты теперь тоже немножко сумасшедший :).

Зимой проще – темнеет в 5 вечера и удовлетворенно отмечаешь для себя “день удался”. А в апреле маешься по деревне Шамони часов до 8, потому что совесть не позволяет идти ужинать, пока солнце не село и можно еще что-то пофотографировать :). Выбор места для ужина мы предоставили интуиции и она нас не подвела, приведя в замечательный недорогой ресторанчик с видом на ледник, в которой мы уже осознанно возвращались все последующие дни.

Я рискнула попробовать улитки (немного жалею, что так и не решилась на лягушиные лапки). Для начала официант принес орудие, напоминающее прибор из набора юного инквизитора. Следом появились 6 улиток, в которых недобро колыхалась мутно-зеленая жидкость. Под сочувствующий взор Сереги, который уже приступил к своему скучному салату, я мужественно абстрагировалась от инстинкта самосохранения, который просил меня не есть эту гадость и спрятать её куда-нибудь подальше, чтобы не обижать официанта, я всё-таки стала как умела выковыривать мясо, спрятавшееся под вязкой зеленой жидкостью и делать вид, что получаю удовольствие от процесса. К последней улитке я уже наловчилась пользоваться замысловатым прибором и наконец преодолела свое нездоровое подозрение к кушанью – зеленый соус был не так уж плох, да и улитки по вкусу почти что рапаны.

Там же наконец узнали назначение традиционного для этих мест плоского деревянного чайника с шестью носиками. Оказалось, зимой туда наливают горячие (а может и горячительные 😉 ) напитки, члены семьи усаживают за стол и каждый поочередно потягивает из своего носика.

 

Фотогалерея