[День 5] Лыжи: миссия (не) выполнима

Сегодня последний день в Андорре, на вторую половину отпуска мы переезжаем в Испанию. Немного грустно уезжать из нашего уютного отельчика в лесу, и от лыжных склонов Grau Roig,  где я чуть не убилась даже немного научилась съезжать на лыжах без опасности для окружающих. Немного жалею, что мы не проведем в Андорре весь отпуск (при планировании я почему-то думала, что и пяти дней в этой крохотной стране будет много). Тем более что здесь есть и другие долины, до которых мы в этот раз так и не доехали, например, Arcalis-Ordino. Но, как бы там ни было, нас ждет Эспанья и там будет наверное тоже много всего интересного.

На этот день я специально ничего особенного не планировала, решив, что оставлю его пустым, на случай, если мы будем подбирать какие-то “хвосты” в Андорре, или, наоборот – переедем с утра в Испанию и там придумаем себе занятия… И мы действительно решили напоследок задержаться еще на пол-дня в Андорре, чтобы покататься на собачей упряжке, дочка очень просила (хотя, признаюсь, я этого хотела наверное не меньше, чем она – я сама никогда в жизни на собаках не каталась 🙂 ).

Хорошо, что с детьми можно делать вещи, которые сам бы для себя делать не стал 😉

На самом деле, ехать на повозке с собаками не такое простое дело, как может показаться. Хорошо еще сзади на санях стоит дядечка, который направляет словом и делом собак в нужное направление, и то мы один раз чуть не вылетели с трассы на повороте.

Единственный минус этого аттракциона в том, что собаки нам достались свежие, утренние, только что покормленные… и у них периодически возникала необходимость сходить, сорри, в туалет, и в эти минуты сани останавливались :). Учитывая, что собак было штук 15, то и останавливались мы соответственно почти столько раз (и запах стоял не самый горный). Но все-таки было весело, так быстро на санях я еще не ездила :).

Всё, теперь точно всё, сейчас мы пересечем всю Андорру в обратном направлении, с запада на восток (за пол-часа) и внедримся в Испанию…

Странное дело, сколько раз мы пересекаем границу Андорра-Испания, столько раз теряемся, где именно эта граница и в какой момент мы ее уже пересекли. Вот и сейчас нам показалось, что границу мы благополучно проехали, навигатор нам велел свернуть направо, ну мы и свернули… только в последний момент увидели, что это и есть граница, и что легковым машинам надо ехать в средней полосе, а мы заехали в зону таможенного контроля грузовиков :). Погранец посмотрел на нас недружелюбно, мы ему пытались как могли объяснить, что случайно и не нарочно, он спросил только “хи-пи-эс?” (то есть GPS), мы сказали “угу” и нас отпустили с миром, без проверки паспортов.

Снова здравствуй, Испания!

Даже если вы (как мы 🙂 ) не заметите границу, и проигнорируете вывеску “Espana”, ошибиться невозможно, сразу становится понятно, что здесь Андорра заканчивается :). Дороги, как по мановению (не)волшебной палочки, резко становятся не такими ровными, склоны вдоль дороги становятся интригующе не укрепленными, на дорогах периодически встречаются камушки, слетевшие со склона… Ну и обветшалые дома вдоль дороги – это “визитная карточка” любого участка не-туристической Испании.

Почему-то в этом районе почти все деревья поражены какой-то неведомой заразой, опутавшей их паутинами огромных размеров. Что это такое, и почему с этим не борятся, я не знаю, но нам даже как-то останавливаться на подышать здесь было боязно, мало ли что, вдруг эта паутина заразная :).

Мы продвигаемся вдоль гряды Пиренеев на запад

Это только на первый взгляд кажется, что эту надпись написали двоечники, которые вместо того, чтобы учиться в испанской школе в детстве, рисовали на заборах, и теперь в слове “liberdad” (свобода) сделали две ошибки. Нет, тут всё правильно, это просто каталанский язык (который, напомню, как утверждают сами каталанцы, не имеет отношения к испанскому). А означает это то, что каталанцы хотят свободы от туризма от Испании. И всячески это демонстрируют…

Этими “либертат” изрисованы в Каталонии все заборы, столбы, горы… Мы, конечно, не каталанцы и не испанцы, и нам как бы нет особо дела до их свобод… но все же у нас к Испании особые чувства и я покривлю душой, если скажу, что нам совсем всё равно – эти настенные надписи навевают на нас грусть.

Здесь уже заметно холоднее, чем в Андорре (там, кстати, температура была стабильно плюсовой, несмотря на обилие снега на склонах), и горы здесь кажутся уже гораздо более серьезными

Мы решили сделать небольшой крюк и заехать на горнолыжный курорт Port Ainé. Кататься на лыжах сегодня мы не собирались, но прокатиться пару раз на санках и поиграть в снежки – самое то после долгой горной дороги. Дальше началась игра под названием “найдите 5 отличий андорских лыжных курортов от испанских”. В детском снежном парке просто не оказалось ни одного человека обслуживающего персонала (хотя судя по времени, парк должен быть еще открыт, еще целый час до закрытия). Мы ходили и вперед, и назад, обошли наверное все открытые заведения, где был хоть один человек персонала, и дошли в конце концов до менеджера этого курорта :). Отсутствие работников на рабочих местах его ничуть не удивило, он сказал что-то вроде “ну так вероятно они просто обедают”. Обедают, ну логично. В 15:00. Когда курорт закрывается в 16:00, то есть через час.

Правда, он всё же нехотя вызвал по рации какого-то дядечку, который говорил по-английски примерно так, как я по-каталански, то есть никак. Но ключевое слово “trineos” (санки) он распознал и выдал нам на прокат эти trineos. А трасса для санок здесь специальная, причем проехать ее с первого раза от начала до конца кажется не удалось никому из нас 🙂

И я туда же (главное, не потерять санки по дороге 🙂 ). С сыном на перегонки.

Виды сверху превосходные – мы сейчас на высоте 2000м.

Надо успеть спуститься с этих 2000 метров, пока солнце не село и дорога не превратилась в каток…

Этот добрый знак обещает сразу 8 злоключений, которые могут случиться на этом участке дороги. Напомнило детскую игру, где кидаешь несколько кубиков с картинками и надо придумать рассказ по выпавшим картинкам :).

К счастью, летящего козла пол углом 7% с осыпающегося замерзшего склона, мы не встретили, и благополучно выехали с горной дороги… на другую горную, но более мирную. И мы едем дальше, до нашего отеля еще добрый час пути.

Узнаю Пиренеи – полуразрушенные башни на скалах и дорога, уходящая в горы…

А мы начинаем подъем на перевал Port de Bonaigua

Серьезный такой снег, и высота серьезная, больше 2000м

А потом начался веселый спуск с перевала, на котором нам встретились: ручеек, текущий с горы прямо по дороге дальше в ущелье (представила себе, каково тут ехать часа через 2, когда солнце сядет и этот веселый ручеек превратится в лёд), камушки, осыпавшиеся со склона и… местный джигит, который обогнал нас на этом участке дороги (при том, что у него в машине была его семья!)

Уже виднеется городок Baqueira, где мы проведем вторую половину отпуска

Час пик по-испански – люди возвращаются с подъемников

Baqueira, как оказалось, довольно дорогой курорт (почему? отчего? этого мы так и не поняли, скорее всего потому, что в Испании вообще не так много горнолыжных курортов). Мы же поселились в 10-ти км от него (или неё? 🙂 ), в деревеньке Arties – как оказалось, исторической и довольно интересной в плане архитектуры.

Вот мы и на месте – этот кемпинг станет нашим домом на следующие 5 ночей

Домик внутри довольно уютный (правда, дети расстроены, я обещала им, что мы будем сами топить печку дровами, как было написано на сайте отеля, но нам достался домик с обычным электрическим отоплением :). Зато муж вздохнул с облегчением 🙂 ).

Прямо рядом с кемпингом протекает горная речка

А на другой стороне реки – церквушка. К ней мы сейчас и отправимся прогуляться

Цветотерапия 🙂

В городке встречаются рождественские украшения (и даже рождественская елка), в принципе всё это конечно смотрится вполне органично на фоне заснеженных гор (уж точно естественнее, чем на фоне пальм на Тенерифе), если только не вспоминать, что сейчас вообще-то… уже последняя неделя февраля :).

Местные сидят в ресторанах

А вот и церковь, которую мы видели издали. Это Eglesia de Santa Maria D’Arties, известная в этих краях

Я ж говорила, в Испании старина подстерегает на каждом шагу (главное, чтобы сверху не прилетела)

Хозяйка кемпинга вручила нам карту деревни с отмеченными ресторанчиками, особенно обведя в кружочек и всячески расхваливая местную пиццерию. После некоторых скитаний по узким улочкам, мы ее нашли, но было ощущение, что мы заходим не в ресторан, а в какое-то полу-подпольное заведение. Сначала мы с долей сомнения зашли в чей-то двор, потом поднялись по узкой лестнице… и там нам сообщили, что у них столики надо бронировать заранее и ничем помочь они нам сегодня не смогут. И мы пошли дальше, пока не набрели на другое заведение…

Несмотря на то, что официант не без удовольствия признался, что его жена тоже из России, общего языка мы с ним не нашли – по-русски он знал только “привет” и “спасибо”, а по-английски и того меньше :). Сережа пытался ему жестами показать, что хочет мясо наполовину прожаренное, и пока я пыталась выудить из своего мобильного интернета перевод слова “medium” на испанский (в контексте степени прожарки мяса), официант махнул, типа понял, и ушел. В результате мясо принесли, конечно, превосходное, но… скорее  почти сырое :). Спасло только то, что в Испании часто подают блюда на таких железных (горячих!) подносах, где мясо продолжает жариться – таким образом ты сам можешь контролировать степень его прожарки (ну, в определенных пределах, конечно).