[День 3] В стране девятисот островов – Шотландия

Но на утро прогноз смилостивился, урезав обещанные 30мм осадков вдвое (что конечно тоже не очень, но тенденция нам понравилась!), и мы решили пока ничего в планах не менять (“авось оно еще поменяется!”). В любом случае, оставаться на Лох Ломонде мы больше не можем – наше бронирование кемпинга закончилось, да и смысла сидеть тут нет. Снимаем наш лагерь, еще с бОльшим трудом запихиваем все вещи в багажник (по непреложному закону, известному любому туристу – на второй день вещей всегда становится больше, даже если объективно их стало меньше :).

Но еще одно место, которое находилось недалеко от нас, мы не успели посмотреть вчера, так как… кхм.. дорога к нему почему-то закрывается в 4 часа вечера. И я бы пропустила его с чистой совестью, так как никаких дивных красот оно не обещало, но сын очень просил туда заехать… И мы поехали на 7-мильный автомобильный маршрут по Three Lochs Drive – то есть дорогу трёх озёр. Первая часть маршрута это просто пыльная проселочная дорога с редкими парковками.

Но когда мы доехали до озера с милым названием Drunkie (дословно переводится как “пьяница”), мы лишь смогли сказать “ах”, причем все одновременно. Народ там стоит по-дикому палаточными лагерями под соснами, рядом с горным озером…

Это как-будто мои мечты, аккумулировавшиеся и реализовавшиеся на одном крохотном пространстве :).

Да, Шотландия это одно из немногих мест в нашем королевстве, где разрешен “дикий” кемпинг – то есть можно ставить палатку практически на любой земле, с некоторыми оговорками. Вот только в национальном парке Лох Ломонд этих оговорок много, в самых лакомых местах по-дикому кемпить нельзя. И Three Lochs Drive, к сожалению, относится к этой регулируемой территории. С марта по сентябрь здесь можно стоять по-дикому, только получив специальное разрешение от лесников за символическую плату. Все хорошо, но только, как можно догадываться, эти разрешения уже распроданы на все лето вперед… Поэтому, не успев помечтать, как мы проведем здесь ночь на пути обратно… я была вынужденна всех огорчить, что не проведем, так как свободных разрешений на сайте лесничества уже нет, а платить штраф в 500 фунтов за несанкционированный кемпинг, если что — как-то немного слишком для одной ночи в палатке :). Забегая вперед скажу, что на пути обратно мы нисколько не переживали по этому поводу, так как нашли прекрасный горный кемпинг в долине Гленко… но пока мы этого не знаем.

Но уже через час пути грустить о не сбывшемся кемпинге у горного озера не получилось бы, даже если бы мы очень старались. За окном начинаются неописуемые красоты, от которых дух захватывает.

Мы вьезжаем в самую красивую и самую гористую часть Шотландии – Хайлендс (Highlands). И нашей базой на следующие пару дней будет долина Гленко (Glencoe).

Еще увлекательнее то, что дальше заканчивается наша “обязательная программа” и начинается вольная – кроме одного забронированного кемпинга на острове Скай, я понятия пока не имею, где мы будем ночевать следующие 5 ночей. Ну, это, конечно, не совсем так – у меня выписаны координаты некоторых кемпингов в Гленко, но заранее их забронировать нельзя, так как они оперируют по принципу “first come, first served”. То есть если тех, кто “come” перед нами будет слишком много в этот день, то места может и не хватить. Но меня это не сильно пугает – в той части Шотландии “дикий” кемпинг уже разрешен повсеместно, практически без ограничений. Поэтому я надеялась, что какое-никакое ровное место для палатки мы уж точно найдем.

Эээ… здесь уже мой оптимиз по поводу того, что палатку в Шотландии по закону можно ставить где угодно, немного угасает… Ставить-то её можно, но захочешь ли – среди этих бескрайних топей и озер-рек-водопадов?

Теперь мы смотрим на окружающие красоты не только восхищения ради, но и с вполне практическим интересом – хорошо бы присмотреть возможные места для стоянки. Подходящим местом показались берега этой речушки – во всяком случае, пока не начались обещанные прогнозом дожди и она не вышла из берегов :).

Долина Гленко (Glencoe). В прошлый раз, 10 лет назад, я была здесь с экскурсией. Тогда наш микроавтобус остановился на этой самой парковке, наш мрачный гид в клетчатом кильте своим обычным потусторонним голосом произнес, что у нас 15 минут, чтобы сфотографироваться. Пятнадцать минут на долину Гленко, это просто преступление! Сейчас я знаю, что даже те два дня, что я выделила на нее, непростительно мало.

Three Sisters mountains – горы Трёх Сестёр возвышаются узнаваемым силуэтом, ошибиться невозможно:

А вот Затерянная долина (Lost Valley) слишком затерянная, нет ни единого указателя, ни единого намека, в правильном ли мы месте, и где начинается тропа. Я к этому была не совсем готова. То есть на парковке мы припарковались правильной, в этом я была уверена (так как домашнюю работу выполнила на совесть), но вот какая из долин перед нами затерянная и куда именно идти, чтобы в ней затеряться уже наверняка – не ясно. На картах она тоже шифруется и не называет Lost Valley. Теперь-то я знаю, что официальное название — Coire Gabhail. К счастью, группа китайских туристов, как раз вернувшаяся из этой долины, придала нам правильное направление.

Буйная зеленая растительность, папоротники… Действительно выглядит как затерянный мир (или мы под впечатление одноименной аудиокниги Артура Конан Дойля, которую мы слушали неделей раньше?)

По пути видим симпатичные водопадики с небольшими ванночками, где мы остановимся на обратном пути…

Тропа незаметно набирает высоту

Чуть больше часа пути и перед нами открывается удивительное ущелье, закрытое со всех сторон горами.

Затерянный мир!

Нам с Сережей, независимо друг от друга, вспомнилось Ордесское ущелье в испанских Пиренеях – еще одно наше любимое место Европы. Еще удивительнее то, что людей здесь очень мало (по сравнению со всеми другими туристическими местами Шотландии!)

Немного поиграв с эхом и впечатлившись акустикой ущелья…

…возвращаемся той же тропой обратно

Вдалеке виднеется ленточка дороги – нам туда

Здесь вода в речке уже правильная, ледяная, поэтому у нас уходит какое-то время, чтобы решиться освежиться…

Заезжаем на водопад Гленко (еще не официально называемый Водопадом Трёх Рек – Three Waters). Но ничего интересного здесь нет, на фотографиях он выглядит лучше, чем в реальности – смотровая находится прямо на дороге А82, в ванночке у подножия водопада толпы купающихся туристов (да, после Затерянной долины, даже 15 человек нами ощущается как “толпа”)… Нам хватило пару минут посмотреть-пофоткать сверху и спускаться к нему мы уже не стали.

Здесь, на севере, у нас конечно есть дополнительный час светового времени (ура, закат почти в 10 вечера!), но всё же и здесь день не безграничен – хорошо бы найти место для стоянки до темноты.

И мы спешим в долину речки Etive. Как минимум проехать вдоль, так как река протекает в очень живописном ущелье, но вообще главная причина нашего путешествия туда на ночь глядя – найти стоянку на предстоящую ночь. По долине идёт узкая дорога, с  редкими местами для разъезда.

Вторая половина ущелья не представляет никакого туристического интереса и по большей части промышленная – валят лес, строят новые дома, всё как в Крыму.

Мы все-таки фанатично едем дальше, хотя уже ничего красивого здесь нет и самое время повернуть обратно. Дорога ожидаемо заканчивается берегом озера, дальше пути нет. Но всё-таки мы были вознаграждены за наше упорство и потраченное время – поистине северными пейзажами Loch Etive.

Это не озеро, правильнее сказать, что это фьорд – залив моря (я для верности попробовала на вкус воду – вода слабо-соленая). Я специально еще раз посмотрела значение шотландского слова «loch» – и ведь правда, «loch» означает не только озеро, но и еще и узкий, иногда отрезанный сушей морской залив.

И если посмотреть на карту, большинство «лохов» в этих краях это совсем не пресноводные озера, а именно узкие морские заливы.

Возвращаемся по долине обратно…

По пути высматриваем место для стоянки – здесь не так уж много ровных мест, а мест по “фэн-шую” (в смысле там, где не просто ровно и удобно, но еще и красиво и приятно стоять – и непременно рядом с рекой, и именно там, где на реке есть ванночки для купания, как просят наши дети), не так уж много.

Нашли! Город будет здесь.

В Шотландии проблем с питьевой водой нет – так как здесь практически нет пастбищ выше определенного уровня (да и вообще их тут почти нет), воду можно пить прямо из рек

Здесь не только разрешается ставить палатки в (почти) любом месте, но и разводить костры – для Англии просто неслыханное дело! Можно прямо на земле, но мы уже по привычке, выработанной многочисленными кемпингами, разводим на специальной подставке с жаропрочным ковриком, чтобы уже совсем быть “экологичными” и не оставлять после себя следов пребывания.

По долине идет сильный ветер – мы еще возмущаемся, мечтаем, как бы хорошо, если б сейчас без ветра… мы еще не знаем, какое это благо – ветер – в местных краях. А чем он полезен, мы узнаем завтра утром…

А пока находим ему только одно слабое применение – посушить вещи (которые мы умудрились намочить еще даже до наступление сезона дождей 🙂 ). Но с заходом солнца ветер уже бессилен что-нибудь высушить – при таком уровне влажности в атмосфере, вещи здесь скорее наберут влаги из воздуха, а не наоборот.

Пока что я гляжу на эту красоту с молчаливой просьбой не обрушивать хотя бы всю воду, припасенную в этих облаках, на нас сразу, за одну ночь… чтобы нас не смыло в эту прекрасную горную реку…