[День 2] По дребрям Пиренеев

Поход в Ордесское ущелье

Встали мы по лондонскому времени рано, по западноевропейскому – ну… терпимо. Снова, как год назад, мы направляемся в Ордесское ущелье – мои прошлогодние опасения подтвердились, места тут заколдованные и побывав в них однажды, действительно будешь хотеть вернуться сюда снова и снова :).

В ущелье обнаружили интересное явление, природу которого мы так и не разгадали – во время всего пути мы периодически встречали потоки тёплого воздуха, ощущение примерно такое, как если заходишь в натопленную избу с мороза. Откуда здесь взялся теплый воздух (раннее утро, замечу, нагреться на солнце он еще не мог) и почему он не смешивается с основной массой холодного – загадка. Мы просто стояли и грелись в этих кусочках тепла, когда заходили в них. Странные тут места :).

Тропа, пройдя по дну ущелья мимо бурной горной речки, незаметно вывела нас в “cirque” – в Пиренеях так называют округлой формы замкнутое горное ущелье, вокруг которого полукругом возвышаются угрюмые горные вершины.

Людей было довольно много, всё-таки сегодня выходной день. По тропе бодро шагают пенсионеры – в очередной раз порадовала приверженность европейцев активному образу жизни и жизнерадостность этой возрастной группы в Европе :).

В какой-то момент к нам подбежала тётенька, что-то лепеча на испанском. Сначала мы встревожились – может случилось что, горы всё-таки. А она всё повторяла “сьерво, сьерво!”, указывая на противоположный склон. Ой, спасибо, испанские сказки, это первое испанское слово, выученное по сказкам, которое мне пригодилось в реальной жизни (остальные вроде  “ведьма”, “заколдованный источник”, “переливающиеся жемчужины света в серебряной ряби воды” и т.п. ещё ждут своего часа 🙂 ), “ciervo” – это олень. Действительно, по противоположному склону бродили “сьерво”, кроме того там еще обнаружились “мармотто” – сурки, один из живых символов этих мест. Очень забавные зверьки кстати – бегают резво и периодически становятся на задние лапки. Заметить их можно только в движении, потому что иначе они сливаются с окружающим пейзажем.

Воды в этот раз значительно больше, сейчас сезон таяния снега в горах, поэтому к водопадам еще более не подойдёшь. Сердобольный испанский дядечка даже предлагал нам свой зонтик, глядя на наше замешательство по поводу фотографировать-не фотографировать, но разве от горизонтальных брызг он защитит…

– А что на этой табличке написано?
– “Спасибо за то, что вы не уклоняетесь с тропы”
– А, ну так это не нам спасибо. Мы скоро от нее отклонимся…

И действительно отклонились, и ещё через час, дойдя до конца ущелья, мы уже переходили по мостику через речку, чтобы вернуться обратно по другому, противоположному склону.

В прошлый раз здесь лежал снег и это было технически неосуществимо. Правда и сейчас на входе на тропу перевязана ленточка и висит знак “Нет входа!” опасно! лёд! лавины!”, который нет оправдания не понять – он продублирован для верности на всех основных европейских языках. Но нам тропа в начале особо экстремальной не показалась, мы подумали, что просто этот знак ещё не убрали после зимы и уверенно по ней пошли, вдохновив ещё двух испанцев на такой же подвиг (от дурной головы… 🙂).

Первые минут 15 на тропе действительно не было ничего экстремального – виды на ущелье открывались просто потрясающие, тропа была лёгкой и приятной, с вполне демократическим углом подъема. Пока не началось… Когда мы смотрели утром, с противоположного склона вообще не верилось, что здесь может быть тропа – довольно крутой склон, скалы, сыпучка. Сейчас, стоя на этой тропе, почти так же не верится, что она есть 🙂 – склон действительно крутой, действительно сыпучка, с одной стороны почти отвесная стена, с другой – обрыв, плюс попадаются готовые в любой момент оторваться от земли участки снега, очень осложняющие жизнь.

Логичнее всего было бы просто повернуть обратно, потому как к тому моменту мы прошли еще всего ничего, но почему мы этого не сделали –  сейчас я сказать уже затрудняюсь. Наверное, горы действительно обладают для нас какой-то опьяняющей силой, так что можно сказать что мы не виноваты – мы находились в состоянии горного опьянения :). Несмотря на такое опьянение, нам с Серёгой было страшно, очень, просто никто из нас двоих этого не показывал. Если сейчас дать волю страху – то это конец, ноги окаменеют и вообще откажутся куда-то идти. Это известный эффект, человек без труда может пройти по линии, нарисованной на асфальте, но пройти по узкой дощечке над пропастью почти нереально (мы смотрели программу BBC про природу страха у людей, и там популярно рассказывали, что это свойство всех, извиняюсь за сравнение, приматов – “примораживаться” на месте, когда им страшно).

Типичная картина этих трёх часов прохождения тропы: под нами – крутой обрыв, сыпучка и пласт мокрого снега, под которым уже журчит водичка. Страшно даже просто смотреть издали на всё это. Задача – пройти через этот участок дальше. Поскользнешься или оступишься, или если просто отколется кусок снега вместе с тобой – остановиться будет практически нереально, склон уклоном градусов 50-60 и на то, чтобы остановиться перед уже вертикальным обрывом, есть максимум пара секунд. В одном месте пришлось пройти прямо под ледяным потоком воды, предпочтя оказаться мокрыми, чем проверять на прочность пласт снега на отвесном склоне :).

Серёга про себя матерился, что я его уговорила сюда пойти и причитал, как ему не хватает тут снаряги (из снаряги у нас были только по паре пешеходных палок 🙂 ). Я пыталась абстрагироваться от эмоций, вниз старалась не смотреть и полностью сосредотачивалась на своих шагах – что поделать, я сама сюда захотела, винить некого, остается положиться на судьбу – во всяком случае это романтично, закончить свои дни вот так, в Пиренеях – тьфу ты, что за мысли лезут в голову, тьфу-тьфу-тьфу :).

Больше всего боялись того, что пройдя весь путь, в конце наткнёмся на действительно непроходимый участок, и придется проделывать весь этот ужасный путь обратно. Даже летом это тропа, должно быть, удовольствие из разряда американских горок, с той только разницей, что happy end и безопасность тут никто не гарантирует :).

– Опять на табличке надпись “Пожалуйста, не сходите с тропы”
– Да мы бы рады не сходить, вы только нам покажите эту тропу :). И вообще, тут правильнее было бы написать “Пожалуйста, не срывайтесь с тропы” 🙂

Вторым весёлым моментом было то, что тропа резво шла на одном уровне и не думала спускаться. Мы уже прошли парковку с ожидающей нас машинкой, которая виднелась маленькой одинокой точечкой на противоположном склоне, а тропа уверенно шла на приличной высоте над долиной. До заката час, по карте вроде тропа уже должна идти вниз… а ведь мы могли запросто не заметить развилку под снегом… Спускаться без тропы вниз нереально – вернее реально, но только со скоростью свободного падения 🙂 – вокруг скалы и обрывы. Немного успокаивало то, что под нами хорошо утоптанная тропа, вряд ли бы такая вела на какую-нибудь редко посещаемую вершину, куда-то она нас точно доведёт.

Когда Серёга пошел исследовать очередную кабанью тропку, претендующую на звание спуска вниз, мне стало уже не по себе и я стала мысленно взывать к горам, деревьям этих мест и т.п., чтобы наставили нас на тропу истинную (я сошла с ума, да? а вы сами попробуйте оставаться спокойным в такой ситуации 🙂 ). Видимо горы сжалились и вскоре послали нам приют, обозначенный на карте, откуда начинался спуск. Приют оказался просто маленькой деревянной будочкой по размеру одноместной палатки (мы сначала вообще приняли её за домик для оленей. Вот так будешь идти сюда, понадеявшись на этот “приют”, а там место уже занято – и хорошо если только оленями, а ведь может и кабанами или бурыми медведями 🙂 ).

Спускаясь, мы весело обсуждали, как будем переправляться через бурную горную реку, если вдруг там не окажется мостиков. Дневная норма адреналина, видимо, у нас уже была на сегодня выработана и даже мысль переходить бурный поток глубиной метра полтора без страховки, нас уже не пугала :). В конце тропы нас встречали те же таблички “вход запрещен” и ленточка, преграждающая вход на тропу – для нас это была словно финишная ленточка на спринтерской трассе :).

– Надо вместо табличек “запрещено”, просто повесить пару фотографий этой тропы, будет гораздо эффективнее, вряд ли кто-то сюда пойдет, зная, что его ждёт :).

Уважайте, люди, таблички “Peligroso” в Испании, “опасно” тут действительно значит “опасно”. Мост через реку был, правда на другом его конце стоял бык и смотрел на нас мрачно из-под своих больших рогов. “Иди отсюда, мальчик, не мешай” (с), нам уже не до тебя после такого перехода :).

До сих пор вспоминаем тех ребят, которые шли той же тропой за нами – парень с девушкой, совсем не спортивного вида, без снаряжения, даже без туристических палок, которые нам очень хорошо сейчас помогли (“третья нога” во время прохождения скользких заснеженных участков это очень много). Очень надеемся, что им хватило рассудка повернуть обратно или везения пройти маршрут до конца, как нам :).

Когда мы вышли на парковку, уже почти стемнело, на часах было начало 9-го вечера. В общем, всё хорошо, что хорошо кончается, но нас немного пугает тенденция – что-то в последнее время ни одного путешествия без экстрима у нас не обходится 🙂

Урок дня: не надо ходить по Пиренеям в межсезонье без снаряги и мозгов :).