[День 2] Автопаломничество по древней и не очень Элладе

Морская экскурсия на Святой Афон. Переезд к Олимпу.

Утром мы наконец разглядели, куда приехали вчера впотьмах.

Пляж начинается буквально у порога нашего отеля, но использовать этот факт по прямому назначению у нас времени нет, мы снимаемся с места, даже не успев позавтракать. Наша утренняя миссия – успеть в деревеньку Ouranopoli на экскурсионный катер на святую гору Афон – это единственная причина, почему мы вообще оказались на полуострове Халкидики (и одна из главных причин, почему мы оказались в Греции), поэтому будет глупо его пропустить.

Полуостров Халкидики – пустые дороги, шикарный сосновый лес по обочинам:

Пару раз остановились пощелкать виды…

На этом центральном “пальце” полуострова Халкидики, кстати, вполне достойные пляжи, наверное летом это популярное место среди отдыхающих:

В дымке виднеется полуостров Афон – туда мы сейчас и направляемся:

…и уже через полтора часа мы завтракали круассанами с чаем на берегу моря в Уранополе (Ouranopoli – с греческого переводится очень романтично, как “небесный город”).

Вокруг толпами ходят паломники – кто идёт как положено, в черных рясах, а кто и вполне мирского вида с рюкзаками, но все мужского пола – женщинам высаживаться на Афоне запрещено, так повелось издревле (причем, там запрещено находиться даже животным женского пола, а мужчинам надо заранее получать специальное разрешение, без него на паром не возьмут). Видели людей с надписью на спине “Украина”, судя по экипировке собрались на Афон на несколько дней.

На паром загружаются паломники, и он отчаливает – дорог с материка на Афон не ведёт, и единственный способ попасть туда – по морю (но внутри Афона дороги всё-таки есть, поэтому на паром заезжают и машины).

Мы же садимся на обычный туристический катер, и тоже отчаливаем из деревеньки Ouranopoli (с полу-часовой задержкой – но что поделать, это Греция!)

Афон – одно из главных святых мест православных всего мира, земной удел Богородицы

map

Первую часть пути катер идёт недалеко от берега, гид рассказывает что-то про каждый монастырь на разных языках (включая русский!), но мы сидим на верхней открытой палубе, нам почти ничего не слышно, кроме крика чаек и шума волн…

Катер к берегу не причаливает (и ему вообще запрещено подходить к берегу ближе, чем на сколько-то метров). Тем не менее, все монастыри можно разглядеть довольно хорошо (особенно в телеобъектив и в бинокль 😉 ).

Первые монахи поселились в этих местах в первых веках нашей эры. Сейчас на Афоне живет 1500 монахов в 20-ти монастырях, скитах и келиях (а когда-то монастырей насчитывалось 180!). На Афоне, кстати, до сих пор живут по византийскому времени – новый день начинается с заходом солнца и стрелки часов каждую субботу переводятся на полночь.

Собственно вершина Афон (2033м) – гора, которая почиталась как священная еще задолго до христианства, во времена древних греков (а может еще и раньше):

Первым появляется Болгарский монастырь Зограф, посвященный Георгию Победоносцу:

Греческий монастырь Дохиар:

Монастырь Ксенофонт:

Монахи выращивают оливки:

Русский Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне. За прошедшие 7 лет его отремонтировали, в прошлый раз он был в строительных лесах:

Монастырь Ксиропотам (в переводе – “сухой поток”) – древнейший на Афоне:

Порт Дафни, куда причаливает паром с паломниками:

Монастырь Симонопетра – расположен в горах, на высоте 330м над уровнем моря:

Монастырь Григориат:

Монастырь Дионисиат – посвящён Иоанну Крестителю:

После этого катер развернулся и отправился на полной скорости в обратный путь.

Интересно, судя по карте, монастыри есть и с другой стороны полуострова, но туда туристические катера не ходят (во всяком случае, я о них ничего не слышала).

Через 3 часа мы снова стояли на причале в “небесном городе” Ouranopoli.

Пообедали местными морепродуктами (разделив трапезу с местными котами 🙂 ).

Планировали ещё покупаться в море, но после обеда погода решительно испортилась, и мы двинулись в путь.

Мы выбираемся с полуострова Халкидики, снова огибаем Салоники и направляемся на юг, ещё к одной священной горе древних греков – Олимпу.

Видимо, главный бог Олимпа – Зевс – уже ждёт нас, и мечет гром и молнии в знак приветствия 🙂 :

В течение 10-ти минут увидели 5 аварий, на одной дороге – просто жуть какая-то, видимо покрытие здесь не правильное, не должно быть такого после обычного дождя.

Пока мы доехали до Олимпа, немного распогодилось, и мы решили свернуть на побережье, чтобы всё-таки окунуться в море.

Температура воды, кстати, вполне приличная – наверное +21, как и обещал прогноз в инете (глядя на этот прогноз в Лондоне, я ему в упор не верила – как-то сложно поверить, что где-то в Европе есть места, где в конце октября море теплее, чем воздух в Англии в июле 🙂 ). Солнце уже успело спрятаться за горы, и на берегу становилось прохладно, но мы всё же не могли не окунуться в Эгейское море. Дети наши очень любят книжку с древнегреческими мифами, поэтому стали наперебой рассказывать миф о том, почему Эгейское море называется в честь короля Эгея.

Сегодня мы проведём ночь в Литохоро – крошечной деревеньке у подножия Олимпа, чтобы завтра отправиться покорять самую священную гору древних греков.

Надо заметить, что чай в Греции ужасен (вернее, его обычно просто нет – или максимум предлагается один вид чая, какой-нибудь черный-черный липтон, а сами греки пьют только кофе). Здесь же, у подножия горы богов, нам предлагают “горный чай” – так местные называют чай из травы лимонника и может еще из каких-то горных трав. Мы купили с собой огромную связку лимонника (и даже довезли её в целости и сохранности до Лондона – ура, на зиму ароматным чаем мы обеспечены!).