[День 1] Три тысячи километров до весны

Перелёт в 3 тысячи километров

Будильник, вырвавший из сна посреди ночи, холодно, темно, дождь, ночной автобус – так начинается уже не первая наша авто-авиа-авантюра. Разница только технического характера – сейчас мы вылетаем из другого аэропорта – Гатвик (всего в Лондоне аэропортов 5, мы пока что “протестировали” 4 из них).

Идём, закрываясь чем можем от ледяного ветра с дождём, по мосту над Темзой, на вокзал, чтобы поймать поезд на Брайтон, который доставит нас в аэропорт. Ну ладно в аэропорт, но с какого перепуга кому-то вдруг ночью понадобится попасть в английский “курорт” Брайтон… Платформа пустая, мы одни, ждём когда откроют двери поезда, пританцовывая от холода. Люди начинают подтягиваться, но по их лицам (и багажам) явно видно, что они едут не в Брайтон загорать :).

В поезде толком поспать не получается – не хочется пропустить свою остановку и оказаться на берегу Ламанша вместо Атлантики :). В аэропорту едем уже на другом поезде в северный терминал, символично, что мы вылетаем из Gatwick North – Северного терминала, а прилетаем в аэропорт Tenerife South – Южный Тенерифе, у нас действительно получается путешествие с севера на юг. В поезде нас развлекают своеобразной рекламой авиаперелётов – “наслаждайтесь отпуском, попробуйте в этом путешествии что-то новое, заговорите с местным таксистом, пройдите по улицам незнакомого городка ночью…“, я про себя добавила – “…а потом не удивляйтесь” :).

На этот раз самолёт более комфортный, чем обычно бывает на бюджетных авиаперевозках – спинки кресел откидываются и нам показывают карту полёта на экранчиках. И даже показали какой-то фильм, два раза подряд, правда чтобы его не только видеть, но и слышать, надо было платить 4 евро за наушники. Мы предпочли смотреть сны, которые не досмотрели этой ночью :).

Четыре часа у нас ушло на то, чтобы сократить в 2 раза свое расстояние до экватора и вот, посреди просторов Атлантики, к западу от Черного Континента, под нами вырисовался небольшой островок, под белой шапкой облаков, из-под которой выглядывал только пик самого высокого вулкана острова – Тейде. Все запреты на включение электроприборов во время снижения самолёта были бессильны удержать меня от нажатия украдкой на затвор фотоаппарата…

Самолет плавно приземлился на небольшую посадочную полосу, протянувшуюся по выжженным безжизненным просторам вдоль берега океана. Так начались наши 4 дня сказки :).

На выходе из аэропорта на меня нахлынуло такое же ощущение счастья, как когда-то, когда я прилетела в Индию посреди зимы – непривычно тепло и солнечно, пальмы внушительных размеров, огромные неведомые цветы, смесь каких-то неведомых ароматов, всеобщая расслабленность, цветущие деревья, как будто сейчас самый разгар весны, а не середина января :). Канарские острова действительно называют островами вечной весны за их умеренно-теплый климат и цветущие круглый год деревья. Климат Канаров считается одним из самых здоровых в мире, расположены острова на широте Тропика Рака (из Википедии, я сама раньше этого не знала 🙂 : Тропик Рака или Северный тропик — одна из пяти основных параллелей, отмечаемых на картах Земли, определяет наиболее северную широту, на которой солнце в полдень может подняться в зенит. Область, лежащая к северу от тропика Рака, имеет умеренный климат. Область, заключённая между тропиком Рака и тропиком Козерога, называется тропиками. Багамские острова и Гавайи также лежат на этой параллели).

Первые шаги по канарской земле (вернее, первые километры)

Берём нашего “железного коня” и в путь. Я еще не видела такое количество компаний аренды машин в одном аэропорту – думаю минимум 90% машин, циркулирующих по острову, арендованные (просто на своей сюда добраться не просто, хотя, наверное, реально при желании и наличии времени – например на пароме из Испании. Я тоже должна когда-нибудь попробовать такой способ передвижения, по морю, просто потому, что я чувствую себя крайне некомфортно на бескрайних водных просторах, а самый лучший преодолеть свои страхи – это встретить их лицом к лицу 🙂 ).

Как водится, для начала мы немного поплутали по местным развязкам (дороги здесь новые, в GPS их нет, так что наш навигатор тихонько ругается и пытается понять куда и зачем мы едем, хорошо что у него нету собственного интеллекта, а то бы он подумал – ну точно идиоты, ездят кругами вокруг нужного места и меня не слушают 🙂 ). Проезжаем через какой-то городок, какое-то общее ощущение неустроенности, пока что ничего “шикарного”, что у нас ассоциировалось с Канарами, мы не видим. Дорога довольно раздолбанная, местные выныривают изо всех дыр – как в пешем виде, так и на автомобиле. Причем ездят тут как в том анекдоте:

Едут два грузина в машине. Зажигается красный свет, водитель давит на газ и со свистом пролетает мимо светофора. Другой говорит: – Ти что, красный свет же! – Я джигит!!! Едут дальше, зажигается зеленый свет, водитель резко тормозит. – Ти что дурак, зеленый же? – А вдруг другой джигит на красный поедет!

Машины вылетают из всех подворотен на главную дорогу, не сбавляя скорости и даже не помахав в нашу сторону, как обычно делают в Англии (этот жест следует читать как “я конечно не прав, влезая сейчас перед тобой, но ты же не обиделся, брат?“). Зато когда нам надо было свернуть налево с главной дороги и мы по всем правилам остановились, пропуская встречный поток машин, все почему-то дружно остановились и пропустили нас… На Серёгу это всеобщее разгильдяйство подействовало неадекватно и мне пришлось с ним периодически вступать в горячие дебаты, обсуждая, стоило ли разворачиваться прямо посреди дороги, заставив другие машины ждать, пока мы закончим манёвр или парковаться вблизи поворота на узкой дороге.

Эта поездка отличалась коренным образом от всех наших предыдущих авто-авантюр тем, что мы проявили редкое постоянство, обычно нам не свойственное – остановились в одном отеле на весь срок нашего пребывания, просто оттого, что остров маленький, всего 300 км по периметру. Так что в этот раз у нас не было в планах ни “покрыть N сотен километров за день”, ни интригующих игр вроде “найти нужный отель в незнакомом городе в темноте”, как и не было поступательного плана передвижения, был просто набор мест, которые за 4 дня нам хочется увидеть. Так что куда именно мы сегодня поедем, решил прогноз погоды.

Обычно, глядя перед путешествием на обещанную погоду, хочется повторить бессмертную фразу пингвинов из мультика – “give me options!“. Но, в отличие от обычных путешествий, когда, видя большую серую тучу напротив того места, куда собираешься ехать, начинаешь смиренно упаковывать в рюкзак непромокаемые куртки и зонтики, на этот раз варианты действительно были – я даже не поверила своим глазам, когда, увидев температуру +7 в прогнозе погоды напротив одного из интересующих нас мест и уже было расстроившись, я узнала, что в соседнем городишке, всего в 60 км к югу, температура была уже на 10 градусов выше. Тенерифе за такое разнообразие климатических зон и ландшафта называют ещё “материком в миниатюре” (как и наш Крым 🙂 ).

Лунный Пейзаж

Поднимаемся по серпантину в горы, очень скоро узнаём, что машину нам дали с почти не работающим ручным тормозом. “Вот и проверим, насколько мы хорошо научились управлять ручной коробкой” – подумала я, стараясь не вспоминать ролик из youtube с одной из “весёлых” дорог этого острова, которая нам предстоит дальше. Хорошо что у нас полная страховка на машину, хотя от полёта в пропасть она не защищает :).

По долинам стелится туман. Раньше в моём представлении туман был каким-то статическим явлением, сейчас же он представляется мне живым и очень подвижным. Области тумана пролетают мимо нас на большой скорости и исчезают бесследно в ущелье. Да, здесь все свои познания о погоде и её предвидении, накопленные за годы жизни в Крыму, можно забыть.

Доезжаем до поворота на так называемый Лунный пейзаж, область с причудливыми фигурами выветривания. На развилке асфальт заканчивается и начинается грунтовка. Наша машинка упорствует и барахтается на кочках, решаем идти дальше пешком, как-то не хочется остаться без машины в первый же день поездки. К тому же если мы начнем ехать по этой дороге, то вряд ли сможем где-то дальше развернуться, дорога довольно узкая, с одной стороны гора, с другой – пропасть…

Мы не сильно переживали, что пришлось идти N километров по дороге пешком – после влажного тяжелого воздуха Лондона для нас было просто праздником дышать свежим чистым воздухом, пропитанным запахом хвои. Позже выявилась и практическая польза от этой прогулки – такой естественный ингаляторий с солнцем и хвойными ароматами спасли меня от употребления антибиотиков, которые я чуть не начала пить от безысходности в Лондоне, для моего воспалившегося уха – после одного дня проведённого здесь, всё как рукой сняло. Правда тут же я поняла, какое тяжелое у меня хобби во всех отношениях – мой фоторюкзак (после добавившегося подарка на мой предстоящий день рождения 😉 ), со всеми фото-видео- причиндалами весит уже 8кг – не дамская сумочка такая получается :).

Идем мимо выжженных ландшафтов, почва тут вулканического происхождения, поэтому представляет собой просто куски лавы, изрезанные и обточенные временем. Вообще поскольку происхождение острова вулканическое, на этом острове нет никаких других пород, кроме вулканической лавы, так что дальше уточнения “вулканическое” я больше добавлять не буду. В этих местах выживают только сосны и кактусы, даже травы не видно. Правда скорее не из-за “вулканичности” почвы, а из-за засушливого климата в этом районе, поскольку, как мы увидели позже, на севере острова растительность на тех же вулканических породах гораздо богаче. Сосны здесь кстати особые, канарские, не приспособленные к выживанию в низких температурах.

Поднимаемся выше, и над полосой тумана простирается ослепительно-синее небо. Небо тут кажется каким-то ненормально-ярко-синим, мой фотоаппарат не верит цветам и пытается свести это буйство желто-оранжево-синих красок в умеренную привычную палитру. Я не виню его, честно говоря и я, если бы увидела всё это на фотографии, непременно заподозрила лукавого фотографа в злоупотреблении фотошопом :).

Издали Лунный пейзаж не кажется особо “лунным”, но мы находим хитрую тропку, ведущую вниз и уже вблизи… Обычно во время путешествий я не читаю разные таблички и информационные стенды, просто из экономии времени. Зато все их усердно фотографирую, дабы просветиться позже, просматривая отснятый материал, лёжа на диване с чашкой горячего чая. Так что я уже по возвращении узнала, что на одной из таких табличек было сказано “чтобы сохранить это уникальное место нетронутым, на него можно любоваться только издали, а к самому месту тропа не подходит и не пытайтесь туда пройти”. Но мы-то люди дикие, табличку не прочитали и поэтому соответствующую тропку к Лунном пейзажу нашли :).

Не даст мне соврать Серега, когда я впервые в инете увидела достойную подборку фотографий этих мест, я пол-ночи не могла заснуть…

Лунные изваяния покрывают не такую обширную область, как я себе представляла, но действительно ничего подобного я еще в жизни не видела. Описывать это бесполезно, лучше смотреть фотки, которые передают ощущение этого неземного ландшафта конечно не очень достоверно, но всё же лучше, чем слова. Сложно поверить, что вода и ветер может сделать с довольно твердой вулканической породой, ну как тут ни поверить словам, которые нам на каждом занятии твердит наш мастер тайчи “мягкое всегда побеждает твердое” :).

“Лунные изваяния” охраняются от грубых сапогов туристов естественным путём, более эффективным чем все запреты и грозные таблички – просто сыпучка, окружающая их, хоть и не выглядит издали довольно опасной, совершенно не предоставляет никаких шансов по ней походить, во всяком случае в нормальном виде, не прибегая к позабытым навыкам наших предшественников ходить на четвереньках. Серега посчитал такой способ передвижения ниже своего достоинства и в первые пару минут был наказан за это изменением цвета своих джинсов с черного на пыльно-желтый :).

На обратном пути нам показалось по тропе идти скучно и мы пошли пробираться через местный бурелом. Скуку мы разогнали довольно эффективно – ободранные, измотанные, через пол-часа мы радостно вышли на ровную дорогу (спасибо GPS 🙂 ). Начинало темнеть и в этом южном лесу, совершенно безлюдном, с потоками тумана и глыбами вулканической лавы было что-то первобытное. Всплывали образы из толкиенсих рассказов про хоббитов, про заколдованные деревья, к тому же и вулканы, ну чем не воплощения жерла Мордора.

В этих диких местах легко можно представить, что когда-то, всего каких-то 500 лет назад, здесь не было ни дорог, ни городов, и земли эти населяли гуанчи, высокие светлокожие аборигены (трудно поверить – блондины с голубыми глазами!). Они не знали металла (если бы знали, то наверное эта территория не была сейчас частью Испании 🙂 ), мумифицировали мертвых (совпадение?) и использовали краски для украшения тел в виде штампов из глины (как это ни странно, точно такие же штампы были обнаружены в Мексике). До сих пор историки спорят по поводу происхождения гуанчей, некоторые считают, что они – выходцы из Атлантиды (кстати заставляет задуматься название самого океана, в котором находятся острова – Атлантический, то есть океан Атлантов). Другие говорят, что это выходцы из западной Европы – из-за особенности океанских течений, попасть на Канары из Европы по морю всегда было проще, чем из Африки (надо же, ничего не поменялось – до сих пор сюда добираются в основном европейцы 🙂 ).

Удивительно еще и то, что ко времени прихода европейцев местное население не имело даже примитивного флота. При этом гуанчи были отличными пловцами и могли плавать от одного острова архипелага до другого, как амфибии (то есть теория, что они приплыли из Европы на своих кораблях, вряд ли покажется убедительной). Еще они обладали такими удивительными навыками, которые и сейчас не полностью потеряны – жители одного из островов могли переговариваться с помощью свиста на расстоянии в 15 километров, и это были не какие-то заранее условленные сигналы, а самый настоящий разговорный язык.

Дорога восвояси

Уже после заката, спустя 5 часов от начала пути, мы были опять у нашей машины. Всё, на сегодня дело сделано, осталось выбраться с горного серпантина и в отель. Сейчас нам ещё кажется эта извилистая дорожка “весёлой”, через 3 дня мы поймем, что это была просто лёгкая разминка перед остальными дорогами острова :). Мы сначала не поняли, почему все встречные машины мигают дальним светом – вроде за границей не принято, как у нас, оповещать таким образом о приближении поста ГАИ. Потом догадались, когда сами стали невольно повторять этот таинственный ритуал – большинство машин, курсирующих на острове, арендованные, и обычно до темноты водители как-то не вспоминают, что неплохо бы узнать, где включаются фары в незнакомой машине :).

С первыми попытками найти направление на отель, начались наши “пляски с бубном” вокруг нашего GPS, которые продолжались все 4 дня нашего пути. Обычно у меня никаких серьёзных нареканий по поводу его работы не возникает, хотя ругаю я его в сердцах довольно часто, а вот на Тенерифе у него явно “звук расходился с изображением” – поиск почему-то упорно не хотел выдавать нам нужные адреса, названия городов кардинально отличались от аналогичных на Google map, карта дорог оказалась старой, а поиск в нём оказался совсем не “user friendly”, так что на все мои попытки найти отель, мне выдавалось одно и то же сообщение “не найдено”. В общем только благодаря тому, что я много времени до поездки провела над картой местности и хорошо представляла себе расположение нужных нам объектов, я их находила, просто тыкая на карте в нужном месте…

Отель мы вообще нашли только чудом – у нас на бумажной карте острова он почему-то оказался обозначенным. Отелей на острове тысячи, но именно наш, хотя он ни какой не навороченный и не большой, был обозначен. Учитывая, что всё это время, пока продолжались мои мытарства и уговоры GPS заработать, мы ехали в темноте по горному серпантину, меня хорошенько укачало и последующую дорогу я ехала просто “тушкой”, мне было почти всё равно куда мы едем, я высунулась в окно машины, в надежде, что прохладный южный воздух приведет в меня в чувства, и уставилась на яркую звезду, которая зажглась в небе.

А звёзды тут какие-то нереально-яркие, как прожектора. Я даже не сравниваю с Лондоном – в Лондоне обычно или не видно вообще ничего на небе, или, когда видишь яркую звезду, через какое-то время замечаешь, что она передвигается в сторону посадочной полосы аэропорта :). А здесь как будто находишься ближе к звездам, видимо потому, что атмосфера очень чистая – никаких производств на островах нет, а до ближайшего материка 300км, да и то, материк тот – Африка, и ближайшая к нам его часть – пустыня Сахара, думаю там нет никаких металлургических заводов :).

До отеля с N-й попытки мы всё-таки доехали, уточнив дорогу у местных. Хорошо, что остров маленький и мы в этот раз все 3 ночи ночуем здесь, не придётся повторять этот ритуал каждый день :).

Народа в отеле в это время года не много, так что номер достался даже с небольшим балкончиком, с которого открывался вид на океан. Правда между нами и океаном оказалось шоссе (об этом в описании отеля как-то умолчали 🙂 ), но ночью оно было почти пустым. Мне почему-то показалась идея остановиться в диком месте, вдали от городов, привлекательной, но “дикость” места подразумевает, что вечером прогуляться практически негде, да и выбор места для ужина ограничивается итальянским рестораном, тайским кафе и прокуренным баром нашей гостиницы (мы совсем отвыкли даже от одного запаха табачного дыма, в Лондоне курение в общественных местах запрещено).

Выбрали итальянский ресторан. Официанты вместо обычных формальных приветствий порадовали “are you OK? you promise me?”. Я заказала себе рыбёшку, которая, как обещало меню, еще сегодня утром, не ведая о своей судьбе, плескалась в прибрежных водах. Принесли кусочек на килограмм-полтора вкуснейшего белого мяса, и половину которого я осилить не смогла, причем по лондонским ценам, почти даром (ещё одно приятное опровержение “крутизны” Канаров).

Серега решил, что неплохо сытный ужин завершить чашечкой чая:

Серега: – Can I have tea? (можно чая?)
Официант: – Me??? (меня???)

(Пока Серега пытался понять, что его спрашивает официант, я начала медленно сползать со стула – “tea“, звучит как “ti“, что переводится с испанского как “тебя“). Официант конечно всё понял правильно и просто шутил, но думаю после моего объяснения Серёга никогда больше в испано-язычных странах не будет просить чай по-английски и навсегда запомнит ключевую фразу “un té, por favor” :).

Обнаружили рядом с отелем супермаркет, накупили минералки местного розлива, которая добывается недалеко от подножия вулкана – думаю это самая чистая вода, которую я когда-либо пила в своей жизни, потому что я еще никогда не находилась настолько вдали от “цивилизованных” областей нашей планеты. Мы кстати всё собираемся и никак не дойдем в один ресторанчик в Лондоне, где можно продегустировать минеральную воду из различных частей света. Попробовали и местные бананы, они конечно оказались слаще и вкуснее, чем те, что продаются у нас в Лондоне, но после Индии мы с Серёгой стали такими привередливыми банановыми гурманами, что нам уже трудно угодить :).

Карта пути:

P.S. Вот уж действительно совпадения, через пару дней после публикации этого рассказа, прочитала в новостях:

В Атлантическом океане обнаружен странный объект (можно увидеть его здесь). По мнению историков, изучающих Атлантиду, объект может представлять собой остатки затонувшего континента или острова. Необычная структура представляет собой прямоугольник размером с Уэльс. Внутри прямоугольник исчерчен линиями, пересекающимися под прямым углом. Объект находится приблизительно в тысяче километров от северо-западного побережья Африки неподалеку от Канарских островов…