[День 0] Лабиринтами Минотавра

На фоне изрисованной нашими короткими перебежками карты Европы, один неизведанный кусочек не давал мне покоя – она, эта далёкая оливковая страна с южным солнцем и таким количеством мифов, что нам их хватило на целый семестр для изучения на курсе мировой культуры в универе.

Греция. Каждый раз она безжалостно отметалась на самых первых этапах планирования отпуска – или лететь далеко, или недостаточно отпуска, или дорогие авиабилеты. Наконец, во время планирования последних майских “длинных” выходных я решила, что пора, пора наконец все эти противоречия примирить. Лететь далеко – ну и ладно, ведь длинные выходные можно удлинить еще немного, отпуск всё равно надо использовать (в нашей конторе отпускной год считается с начала июня и весь неизрасходованный отпуск надо активно изничтожать по весне), а то что цены на авиабилеты в бюджетных авиакомпаниях совсем не бюджетные в это время года, ну так бюджетнее они всё равно до зимы не станут. И с мыслью “вот увижу Грецию, и можно на время успокоиться“, пошла покупать билеты. Откуда взялась эта предательская часть мысли, по поводу “успокоиться”, не знаю, но мысли они такие, любят материализовываться ;).

Как только авиабилеты были куплены, мы начали активно следить за горячими новостями, ожидая, когда там появится Греция. Нет, мы не страдаем никакими маниями, но прослеживается уже определённая закономерность в природных катаклизмах – стоило нам съездить на Мадейру, ее смыло проливными дождями, про Исландию наверное даже не стоит начинать, да даже Париж – ну что может случиться там? Так ведь нет, перед нашей поездкой на Европу обрушились снегопады и поезда Евростар встали. Сейчас мы отчётливо понимали, что над Грецией нависла неотвратимая угроза, только пока не знали, какая именно :). Так что когда Греция наконец запестрила на первых полосах газет своими забастовками и беспорядками на первомайские праздники, мы почувствовали почти облегчение – фуф, вот оно, это всего лишь народные волнения, никаких пожаров, наводнений, извержений. Облегчение потому, что волнения начались заблаговременно и я была уверена, что до нашей поездки у них закончится запал. Так и случилось, к тому времени даже исландский вулкан, терроризировавший европейских авиапассажиров всю весну, извергаться перестал – скука, да и только.

Маршрут

Греция состоит из материковой части и рассыпанных вокруг ее побережья множества островов с названиями, которые пытаются что-то пробудить в памяти из курса истории и географии средней школы, но знания те спят слишком крепко – Крит, Корфу, Родос, Миконос, Закинтос и еще около тысячи других “-ос‘ов”, среди которых есть например такой, с красивым именем – Паксос.

Основное путешествие было запланировано по материковой Греции, и всё же начали мы его с острова Крит, что в трёхсот километрах от материка. Никакой хитрости и подспудного замысла в этом искать не надо, штурман был пьян и фокус не удался… Просто во время покупки авиабилетов во мне взыграла невиданная доселе жадность – я перетасовывала наши планы и так, и сяк, но при любом раскладе получалось, что мы теряем 1-2 дня из-за неудобного расписания самолётов, и только остров Крит предлагал неплохое решение, как эти пару дней спасти. В конце концов, Крит это ведь тоже Греция… и наша странная траектория перемещения, состоящая из двух отдельных кусочков, была аккуратно склеена авиаперелётом с Крита на материк где-то посередине нашего отпуска. Нет, изначальный план выглядел гораздо грациозней – на материк мы должны были плыть на корабле, но что-то я сама с собой так и не договорилась, и выбрала хоть не очень романтичный, но зато дешевый, надёжный и практичный способ перемещения в пространстве – по воздуху.

В общем, вот оно, что из этого получилось:

День 1. Перелёт Лондон – Крит. Небольшая экскурсия по северо-западному побережью острова (Кносский дворец, монастырь Аркади, курорт Ретимнон).

День 2. Авто-пробег по западному Криту (монастыри, древние развалины, окунание в море).

День 3. Морская прогулка на снежно-белый остров Санторини.

День 4. Перелёт с Крита на материк. Салоники. Переезд на полуостров Халкидики.

День 5. Морская прогулка к монастырям Афона. Переезд к монастырям Метеоры мимо горы Олимп.

День 6. Монастыри Метеоры. Развалины Дельфы.

День 7. Переезд на полуостров Пелопоннес. Монастыри ущелья Лусиос.

День 8. Византийский город Мистра. Курорт Толо.

День 9. Древний Коринф. Переезд в Афины. Отлёт восвояси.

Планировать это путешествие было одно удовольствие – во-первых, Греция не такая уже большая, как например та же Испания, материковая ее часть протянулась от силы на 600 км с севера на юг. Достопримечательностей много, хороших и разных, в Греции действительно “всё есть” – и горы, и ущелья, и древние памятники, и монастыри, и пляжи. Правда у нас, против всяких правил, в этом путешествии не было ничего пешеходного, это было скорее практическое занятие длиной в неделю по школьному курсу истории древнего мира (надо отдать должное Серёге, он выдержал это испытание достойно 🙂 ). 90% посещенных объектов так или иначе были связаны с религией – с христианством ли, греческими культами или еще более древними верованиями, или даже мусульманством. Причём, как водится, в Греции все эти памятники обычно переплетаются в одном и том же месте, гармонично накладываясь одно на другое, и все противоречия возникают только в головах людей, когда они пытаются их разделить :).

До поездки я с удовольствием углубилась в научные (или скорее около-научные) дебри местного религиоведения. У меня просто перед глазами стояла картинка прямой, соединяющей основные священные места, посвященные Архангелу Михаилу в Европе, и я помнила, что она проходит по Греции тоже:

А поскольку я невольно двигалась по этой прямой в последние пару лет (гора St Michael в английском Корнуэлле, Аббатство Сен-Мишель во французской Нормандии, Sacra di San Michele под Турином в Италии) естественным желанием стало найти конкретные места, которые имеют какое-то отношение к этому святому. Каково же было моё удивление, когда я их нашла – да, они там есть, но они посвящены… греческому богу Аполлону. Причём тут Аполлон? Вот и я удивилась, и ненашутку углубилась в дебри религиоведения, из которого я вынесла, что на самом деле никакого противоречия тут нет: Архангел Михаил – архангел света, побеждающий зло в виде дракона в христианской мифологии, в то время как Аполлон – древнегреческий бог солнца, победивший злого змея в Дельфи. Религиоведы убеждают, что Аполлон был прообразом христианского Михаила. Насколько это правда, судить им, но я, как математик, прямой линии верю :).

Так что можно сказать, у нас получилось своеобразное паломничество по колыбели нашей западной цивилизации, ну хорошо, авто-паломничество, но ведь 21-й век на дворе :).

Язык

Греческого мы, понятное дело, не знаем, но всё же мы его не знаем немного меньше, чем, например, не знаем исландский язык. В Греции хотя бы можно прочитать то, что написано – если даже греческие буквы и не входят в наш современный русский язык, можно догадаться по написанию их произношение или привлечь спящие 10-летним сном знания из высшей математики, которая говорит на языке этих самых буков – δ, θ, ψ.

Причём в Греции надо читать слова так, как я читала когда-то иностранные надписи в детстве: что можешь – трактовать как русские буквы, что не можешь – ну значит действительно не русские. Например, надпись “ТАВЕРNA” то и означает – таверна. Но всё-таки таких красивых примеров мало, обычно при прочтении получается хоть и читабельная, но аброкадабра :).

Всё, что нас хватило в лигнвистическом плане, это выучить три греческих слова: ефхаристо (=спасибо), не (=да), охи (=нет). На практике мы употребляли только первое слово, потому что говорить “охи” в конце предложения, произнесённого на английском, как-то глупо :). Еще часто встречалось слово, которое мы сначала трактовали как призыв “полетай!” (“ПОЛЕIТАИ”), потом мы предположили что это “сдать в аренду”, по аналогии с англицким “let”, оказалось немного не так – “продаётся” (это мы уже спросили позже грека на работе). А вообще многие названия в Греции вполне приятны на слух – Марафон, Волос, Кариес, Драма, Панорама, Скотина.